Накануне Дня автомобилиста и дорожника поговорили с директором филиала "Автобусный парк № 4 г. Волковыск" ОАО "Гроднооблавтотранс" Сергеем Матясом - Новости Волковыска и района, газета "Наш час"

Электронная подписка на газету Наш час

Суббота, 28 Октября 2023 16:59

Накануне Дня автомобилиста и дорожника поговорили с директором филиала "Автобусный парк № 4 г. Волковыск" ОАО "Гроднооблавтотранс" Сергеем Матясом

В числе тех, кто завтра встретит профессиональный праздник, — коллектив филиала «Автобусный парк № 4 г. Волковыск» ОАО «Гроднооблавтотранс». Мы поговорили с директором филиала Сергеем МАТЯСОМ.

— Сергей Ростиславович, что представляет собой автобусный парк сегодня?

— Сейчас мы, выполняя социальные стандарты, обслуживаем пассажиров четырех районов — Волковысского, Берестовицкого, Мостовского и Свислочского. Кроме того, занимаемся перевозками грузов транспортом грузоподъемностью от 20 до 36 тонн. В коллективе 225 работников, 86 из них — водители. В целом предприятие работает стабильно. Есть, конечно, некоторые проблемы, но в финансовом плане устойчиво стоим на ногах, вовремя выплачиваем заработную плату. В этом году увеличили ее на 26% к прошлогоднему уровню, до конца года есть возможность еще немного поднять.

— Несколько предыдущих лет были не самыми простыми: закрытие границ, конкуренция… Как удается найти свою нишу?

— Закрытие границ не очень сказалось, регулярных международных перевозок у нас не было, заказных рейсов за границу тоже немного — в основном Россия, только раз ездили в Финляндию. А вот междугородные пассажирские перевозки постепенно уходят к частным перевозчикам, и такая тенденция по всей стране. Учитывая структуру автобусных парков — со своей ремонтной зоной, инженерно-техническим персоналом, — конкурировать с частниками они не в состоянии. Сегодня межгород — самый убыточный вид деятельности, у нас за 9 месяцев убыток выйдет более 100 тысяч рублей. Поэтому и оптимизируем маршруты.

Что касается пригородных и городских перевозок пассажиров, то существующую маршрутную сеть обслуживаем в полном объеме. Да, бывают иногда срывы, подвижной состав в немалой степени изношен. Но за последнее время мы получили четыре новых городских автобуса, один из них передали в Мосты. В прогнозах — получение «Гроднооблавтотрансом» очередной партии новых автобусов, прежде всего пригородных, в первом квартале 2024 года. Правда, пока не знаем, кому их распределят: в области все-таки десять филиалов.

Грузовой подвижной состав обновляем за счет собственных средств. За два года приобрели через лизинговую компанию четыре новых самосвала, до конца текущего года получим 30-тонный МАЗ, на следующий год планируем приобретение еще двух самосвалов-тридцатитонников.

— Кто основные заказчики грузоперевозок?

— Надо сказать, что грузоперевозки приносят прибыль, за 8 месяцев это 56 тысяч рублей. К тому же, в этом году наши водители грузовиков были практически дома: всю работу предоставило ДСУ № 30 на реконструкции трассы Р99 возле Зельвы. Наш грузовой транспорт был там использован на сто процентов. Очень хорошо, что, несмотря на санкции, в стране серьезное внимание уделяется строительству дорог. Объемы большие, и, соответственно, именно дорожники у нас сейчас основные заказчики по грузоперевозкам.

— По пассажирским перевозкам: сокращение маршрутной сети, надеюсь, не предвидится?

— Мы проводили оптимизацию из-за нехватки водителей, но скорее, объединили некоторые маршруты, чтобы люди имели возможность добраться из района в город. Сокращение не планируем, наоборот, городскую маршрутную сеть за последний год расширили, пустив автобусы на новые улицы микрорайона Южный. Основная наша задача — чтобы пассажиры были довольны. Обращения граждан бывают регулярно, поэтому стараемся идти навстречу, учитывать пожелания. Корректируем расписание, чтобы взрослые могли вовремя добраться на работу, дети — в школу. Но смотрим на свои возможности и целесообразность, потому что иногда бывают обращения в стиле «хочу автобус к своему порогу». Руководствоваться все-таки нужно пользой для большого количества людей.

— В каких направлениях остались междугородные рейсы?

— Остался маршрут Волковыск — Брест — Гродно по пятницам и воскресеньям. Раньше он был ежедневным, но приносил серьезные убытки. Волковыск — Лида также по пятницам и воскресеньям, но окупаемость его тоже падает: была выше 100%, сегодня около 60%. При снижении до 50% маршрут станет убыточным. Маршруты Волковыск — Гродно через Скидель и через Верейки остались, но один оборот мы сократили. Убытки от междугородных перевозок стараемся компенсировать заказными рейсами и грузоперевозками. Но если ситуация продолжит усугубляться, придется снова задуматься о точечной оптимизации на межгороде.

— Экскурсионная деятельность еще актуальна для автопарка?

— У нас как таковой ее нет, хотя раньше был специалист по этому направлению. Но заявки на автобусы поступают регулярно: сотрудничаем с предпринимателем, который работает в сфере туризма, нашими услугами пользуются школы, особенно во время каникул. Популярны экскурсии по району, по области, в Брестскую крепость, в Минск. А самый дальний заказной рейс за последнее время был на Гомельщину, в поселок Корма. Среди всех 10 филиалов предприятия «Гроднооблавтотранс» прибыль от заказных перевозок у нас самая высокая.

— Коллектив — сужу по водителям хотя бы — молодеет?

— Да, понемногу уходят на пенсию люди, которые всю жизнь проработали в автопарке, приходят молодые водители. Сегодня коллектив у нас крепкий, сплоченный. Есть небольшая текучесть кадров, но с задачами справляемся. Кстати, водителей автобусов мы обучаем сами: к нам можно прийти с категорией С, переучиться и работать. Иногородним можем предоставить место в общежитии, всем — полный соцпакет, неплохую зарплату.

— В будущее смотрите с оптимизмом?

— Безусловно. Проблемы сегодня есть у всех, но коллективно мы все вопросы решаем. Из десяти филиалов области по финансовым показателям находимся в первой тройке. Главное, чтобы еще немного обновился парк автобусов, и тогда все у нас будет хорошо. Поэтому всем в канун праздника я пожелаю здоровья, стабильности и уверенности в завтрашнем дне, а коллегам-транспортникам — чтобы все получалось, меньше было происшествий, ну и, конечно, ни гвоздя, ни жезла!

***

Сварщик Анатолий САВКО и кассир диагностической станции Ирина ЗАЯЦ — представители большой семьи, уже три поколения которой связали свою жизнь с автопарком. Отец Анатолия и Ирины, Зыгмунт Францевич, 43 года отработал водителем пригородного автобуса, а мама, Мария Никодимовна, 30 лет трудилась кассиром на автовокзале. Конечно, дети не раз бывали на работе у родителей и потом стали продолжателями трудовой династии.

085 (2)

Несмотря на то, что брат старше, первой в автопарк пришла сестра: в 1995-м здесь набирали кондукторов, и мама рассказала об этом девушке. Почему бы и нет? — подумала Ирина. Пусть с людьми работать непросто, ей это нравилось, находить общий язык с пассажирами удавалось. И после декретного отпуска Ирина Зыгмунтовна вернулась на эту должность, проработав кондуктором до 2014 года. Потом ее перевели кассиром на диагностическую станцию, поработала она и на автовокзале кассиром, как мама, и диспетчером, а затем вернулась на нынешнее место. 22 года отработал водителем автобуса муж Ирины, несколько месяцев до армии трудился в автопарке и их сын.

Если Ирина работает с людьми, то Анатолий — с металлом. До автопарка он успел побыть строителем, но во второй половине девяностых от центра занятости отучился на сварщика — и тоже пришел сюда, оставшись уже на 22 года. Работы, говорит он, хватает, и трудится бригада в ремзоне по переменному графику. К своей работе Анатолий Савко привык и относится к ней с оптимизмом. «Затянуло — и нормально!», — смеется он.

Нет уже на свете Марии Никодимовны, а Зыгмунт Францевич в свои 83 года продолжает интересоваться делами предприятия и работой детей. «Мы гордимся своими родителями: они достойно работали, вырастили нас, мы им очень благодарны», — говорят Ирина и Анатолий. И, несомненно, у родителей тоже есть поводы для гордости за них.

Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!


Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.

Прочитано 770 раз Печать