Четкие требования
По поручению Главы государства продолжается совершенствование сферы пассажирских перевозок. Вот-вот в соответствии с Указом Президента № 32 «Об автомобильных перевозках пассажиров» запустят в работу информационный ресурс «Реестр автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении». В нем должны пройти регистрацию все службы такси и маршруток, которые хотят работать в правовом поле. При этом с августа по октябрь данные о перевозчиках, транспортных средствах, водителях и диспетчерах будут включаться в систему без взимания госпошлины, а вот потом за это придется платить.
Что необходимо сделать, чтобы попасть в реестр и продолжать работу на законных основаниях? Например, выполнить требования по оформлению и оснащению транспортных средств.
— Все они будут прописаны в постановлении Совета Министров, находящемся на юридической экспертизе, — поясняет начальник управления автомобильного и городского транспорта Минтранса Андрей Гладкий.
По обновленным правилам водитель должен состоять в трудовых отношениях с перевозчиком, то есть договор подряда в данной ситуации исключается. Еще один нюанс: на машинах, которые оформлены как такси, нельзя будет осуществлять поездки по личным делам. На дачу в выходной поехать не выйдет. В такси обязательно должно быть и видеонаблюдение — как за дорогой, так и в салоне. Отснятый материал нужно хранить минимум 15 дней.
— Если машина оформлена как такси, то по правилам перевозки пассажиров существует норма, обязывающая хранить такие транспортные средства на охраняемых стоянках, — рассказывает первый заместитель начальника Транспортной инспекции Юрий Костюк. — В ином случае подобные действия будут нарушением.
Особое внимание — к водителям
Качественно выполнять свою работу должны и шоферы. Их в реестр будут включать по удостоверению, стажу, документам по обучению в качестве водителя такси, а также документам по курсам повышения квалификации и так далее.
— Медицинская справка водителей является одним из обязательных пунктов. При принятии решения о включении в реестр сотрудник Транспортной инспекции оценивает все данные, указанные в справке, — подчеркивает Андрей Гладкий.
Новый информационный ресурс — еще один шаг на пути к цифровизации.
— Прежде чем садиться в автомобиль, пассажиры смогут посмотреть, находятся ли в системе водитель и транспортное средство, — обращает внимание Андрей Гладкий. — При этом для перевозчика предусмотрена расширенная версия, в которой можно будет увидеть сведения о своих водителях и автомобилях. Например, планируемая дата гостехосмотра, регистрационные знаки и другое. В отношении водителей будет возможность узнать, к примеру, когда заканчивается срок действия водительского удостоверения и пройдены ли курсы повышения квалификации, а также много другой информации.
Вывести из тени
Новые правила — это стремление устранить пробелы в законодательстве и защитить интересы как пассажиров, так и компании, таксистов-частников, добросовестно работающих на пользу экономике нашей страны. Председатель Ассоциации профессиональных перевозчиков Екатерина Станкевич говорит:
— В последние годы такси плотно вошло в нашу жизнь, потому что цена, которую сегодня предлагают в этой сфере, конкурентоспособна как с маршрутными транспортными средствами, так и с общественным транспортом, субсидирующимся государством.
Усиление контроля закономерно. Эксперт подчеркивает, что в течение полугода Транспортная инспекция проводила масштабную разъяснительную работу:
— Я была практически на всех собраниях, которые организовывали для специалистов этой сферы. Больше всего поразило то, что для многих водителей и действующие нормы были открытием. Конечно, это недопустимо. Тем более что речь идет о таком виде деятельности, где используется источник повышенной опасности — автомобиль.
Некоторые таксисты в штыки восприняли то, что абсолютно все машины должны быть оформлены соответствующим образом.
— Почему? Привыкли быть на дорогах незаметными и тем самым избегать контроля. Однако нужно понимать: желтая полоса на автомобилях появилась не на пустом месте. Международная практика доказывает, что с машинами оранжевого, желтого цвета меньше всего ДТП, — объясняет эксперт.
У некоторых вызвал вопросы и тот факт, что по новым нормам рабочий автомобиль запрещено использовать в личных целях. Традиционно такси было сферой, куда люди приходили в том числе для подработки. Кроме того, не стоит забывать и о таксистах, которые работали сами на себя, — это распространено в небольших городах. Многие использовали как раз личный транспорт.
— Уйдут ли эти люди с рынка или для них найдется компромиссное решение? Время покажет, — отмечает эксперт.
Обязательное использование средств видеофиксации — еще один ключевой пункт новых правил.
— Сомнений в том, что это необходимо, ни у кого не возникает. Однако по закону записи нужно хранить всего 15 дней. Мы с коллегами предлагали расширить этот период до 30. Ведь срок рассмотрения жалоб тоже составляет 15 дней, поэтому если пассажир подаст заявление на следующий день после поездки, то доказательств может и не дождаться — они попросту будут стерты. Кроме того, длительное время хранения записей было бы на руку и правоохранителям.
В ТЕМУ
— В нашей стране около 20 тысяч автомобилей, объединенных одним из таких приложений, ежедневно выезжают на смену. А ведь до недавних пор эта компания даже не была зарегистрирована в Беларуси. Соответственно, было трудно осуществлять контроль за ее деятельностью, за условиями труда водителей или за тем, как она обращается с персональными данными пассажиров, — отмечает Екатерина Станкевич. — По новому законодательству эта компания и ей подобные обязаны зарегистрировать юридическое лицо на территории Беларуси и осуществлять свою деятельность через него.
КСТАТИ
В Транспортной инспекции подчеркивают: по действующему законодательству в такси допускается перевозить детей без использования детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, иных средств (бустеров, специальных подушек для сидения, дополнительных сидений), позволяющих безопасно пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности. Более того, с учетом этих правил пассажиры не обязаны выбирать тариф «детский» перед осуществлением заказа на перевозку детей в такси.
В свою очередь необоснованный отказ в выполнении перевозки пассажиров водителем автомобиля-такси является правонарушением, ответственность за которое предусмотрена статьей 18.26 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.