Волковысские железнодорожники — это целые семьи и династии, и, пожалуй, практически у каждого горожанина хотя бы один родственник, друг или знакомый трудится или когда-то трудился на железной дороге. При всем этом без любви к профессии здесь никак нельзя, ведь работа железнодорожника почетна и интересна, но в то же время сложна — физически либо интеллектуально, требует особой внимательности, специфических знаний и умения работать коллективно. Поэтому случайные люди здесь надолго не задерживаются. А о тех, для кого железная дорога стала призванием, накануне профессионального праздника
и пойдет наш рассказ.
Из истории мы помним, что железнодорожным городом Волковыск стал еще в конце XIX века: в 1886 году здесь пролегла ветка Барановичи — Белосток в составе Полесских железных дорог. Еще через двадцать лет через наш город были проложены пути Бологое — Седлецкой дороги в направлении Свислочи и Мостов, с тех пор Волковыск стал крупным железнодорожным узлом на западных границах Российской Империи, а затем и Советского Союза.
Структура волковысского железнодорожного узла обширна и включает в себя ряд организаций и служб с разнообразными функциями. Кто-то управляет движением поездов, кто-то содержит в надлежащем состоянии путь, кто-то эксплуатирует и ремонтирует тепловозы, кто-то обеспечивает исправность средств сигнализации и связи, но все эти коллективы сообща делают важнейшее для страны дело. Сегодня мы поговорим о задачах станции Волковыск, расскажем об одном из лучших работников локомотивного депо и вспомним моменты истории вагонного депо.
Первоклассная станция
Когда-то в Волковыске было две станции: Волковыск-Город, где останавливается большинство пассажирских поездов, и Волковыск-Центральный. Сейчас первая из них носит статус остановочного пункта и одновременно одного из трех парков станции Волковыск — участковой станции первого класса.
Задачи участковой станции состоят преимущественно в обработке транзитных грузовых и пассажирских поездов, выполнении маневровой работы по расформированию и формированию участковых и местных поездов. Другими словами, здесь из вагонов разных типов и назначений, от разных отправителей и с разным грузом составляется целый поезд длиной в несколько десятков вагонов, который локомотив в соответствии с графиком поведет в сторону Барановичей, Гродно или Свислочи. И наоборот, вагоны прибывающего грузового поезда здесь с помощью маневровых тепловозов и сортировочной горки отцепляются от состава и в соответствии с назначением затем отправляются получателям груза. На участковых станциях, кроме того, выполняются техническое обслуживание и коммерческий осмотр поездов и вагонов, безотцепочный ремонт вагонов; смена локомотивных бригад и, при необходимости, локомотивов транзитных поездов, а также грузовые и коммерческие операции, обслуживание вагонов различных функциональных назначений, пропуск пассажирских поездов и оборот составов пассажирских поездов.
Что касается нашей станции, то основная маневровая работа ведется на бывшей станции Волковыск-Центральный — сейчас это Белостоцкий (с северо-западной стороны от здания вокзала) и Седлецкий (с юго-восточной) парки, а также парк Волковыск-Город станции Волковыск. Местные жители помнят, что еще с десяток лет назад попасть к этому вокзалу через переезд с улицы Октябрьской было иногда непросто: пути подолгу были заняты грузовыми составами. Сейчас здесь, конечно, посвободнее, но тем не менее, говорит начальник станции Волковыск Геннадий Игнатик, работа все равно есть. Геннадию Станиславовичу есть с чем сравнивать: он один из опытнейших работников, на станции трудится с 1991 года — начинал дежурным по сортировочной горке, затем работал дежурным по станции, на несколько лет уходил в Барановичское отделение ревизором движения, вернулся сюда на должность заместителя начальника, а с 2022 года возглавляет коллектив станции.
Сейчас здесь, рассказывает Геннадий Игнатик, работают чуть более сотни человек, и постепенно коллектив обновляется. Приходят и молодые, причем, по словам начальника, зачастую сразу видно: с желанием идет человек сюда или нет, будет работать или не сможет. Что ж, все верно, без горящих глаз здесь, пожалуй, делать нечего, потому что иначе человек просто не справится. Работа движенца — так на профессиональном слэнге называют тех, кто осуществляет управление движением поездов, — непроста, и прежде всего здесь нагрузки моральные, умственные. Нужно очень многое знать и учитывать, постоянно быть крайне внимательным, понимать работу не только свою, но и представителей других железнодорожных профессий, чтобы грамотно взаимодействовать со всеми службами во имя главной задачи: обеспечения бесперебойного движения поездов, качественной перевозки пассажиров и грузов.
Руководящий состав станции — начальник и его заместители, инженеры, начальник штаба гражданской обороны, начальник станционного технологического центра обработки поездной информации и перевозочных документов. А когда наступает ночь, главным на станции остается маневровый диспетчер: именно он является руководителем смены, ему подчиняются все остальные железнодорожники, работающие в эти часы на станции. Основную работу по управлению движением осуществляет дежурный по станции, этот специалист следит за прибытием и отправлением поездов, готовит им маршруты; дежурному по станции помогает оператор. Дежурный по сортировочной горке управляет расформированием и формированием составов. Свои непосредственные задачи выполняют и остальные работники — операторы, составители поездов, работники пункта технического обслуживания вагонов, станционного технологического центра обработки поездной информации и перевозочных документов, приемосдатчики груза и багажа и другие специалисты.
Большой объем работы на станции связан с различными документами. Ни один поезд не отправится в рейс без надлежащего пакета сопроводительных и технических документов, кроме того, оформляются документы на каждый груз. Правильность размещения грузов и их соответствие документации контролируют приемосдатчики груза и багажа, которые осматривают сформированный состав. Операторы СТЦ (станционного технологического центра обработки поездной информации и перевозочных документов) работают посменно и круглосуточно, их задачи — оформление и проверка поездных документов, контроль правильности составления поездов (в зависимости от характеристик груза и его пункта назначения), подготовка статистической отчетности о работе станции. Эта работа не связана непосредственно с управлением движением, но требует не меньшей ответственности, вдумчивости и внимательности.
Таков он, труд на железнодорожной станции — сложный, но очень интересный. Коллектив открыт для новых работников: вакантные места здесь есть. Но, подчеркивает Геннадий Игнатик, любой человек «с улицы» сюда попасть не сможет: изначально кандидат должен обладать желанием работать и получить профессиональные знания в профильном среднем или высшем учебном заведении. И, конечно, все это будет осуществить проще, если есть любовь к железной дороге.
12 часов внимания
Рабочее место дежурного по станции Елены Шуленко находится на посту электрической централизации — это двухэтажное здание, возвышающееся над путями станции Волковыск. Сквозь широкие окна видно все, что происходит на путях станционного парка, а за движением поездов в границах станции (это несколько километров в обе стороны) дежурный следит по огромному табло, перед ним — пульт электрической централизации. Рабочая смена дежурного по станции и оператора длится 12 часов, как днем, так и ночью, и все это время нужно быть во внимании: следить за прибытием, отправлением и прохождением поездов, маневровыми и другими работами. Это непросто, но Елене Викторовне эта работа очень нравится.
На железную дорогу Елена попала, можно сказать, случайно, но стала здесь совсем не случайным человеком. Изначально девушка хотела учиться на юриста, но не прошла по баллам — и сразу же подала документы в Брестский государственный колледж железнодорожного транспорта, на специальность, связанную с управлением движением. Получив образование, вернулась в родной Волковыск, работала на станции сведенистом (специалистом СТЦ, занимающимся составлением отчетности). Потом перешла на должность оператора при дежурном по станции, а восемь лет назад ее перевели в дежурные по станции. За это время Елена по-настоящему полюбила железную дорогу и свою работу. «Нисколько не жалею, что судьба так сложилась. Сейчас у меня непростая, но очень интересная работа. Похожих дней здесь практически нет, всегда смена складывается по-новому. Днем в технологических «окнах» регулярно проводятся разные путевые работы, движение временно закрывается, взаимодействуем с коллективом дистанции пути, дистанции сигнализации и связи. Ночью закрытий нет, но возрастает интенсивность движения, как грузового, так и пассажирского», — рассказывает Елена Викторовна.
Когда поезда движутся по графику, работа идет более-менее равномерно, как говорится, по накатанной. Но железная дорога — организм большой и сложный, и время от времени случаются различные непредвиденные ситуации. Например, стихия: даже если, условно говоря, в Гомельской области шквал повалил деревья на пути, начинаются задержки поездов, которые сказываются на движении и в нашем регионе. Пока последствия не устранят и график не придет в норму, приходится проявлять повышенное внимание, учитывая еще множество дополнительных факторов. И в таких ситуациях, пожалуй, особенно ярко проявляется коллективный характер работы железнодорожников.
Везите железной дорогой!
Немаловажная часть деятельности железнодорожников — работа с клиентами, отправителями и получателями различных грузов. Встретить заказчика, предложить ему наиболее выгодные условия перевозки, рассказать об особенностях оформления необходимых документов и других правилах — задача сотрудников регионального центра транспортного обслуживания (РЦТО) Барановичского отделения Белорусской железной дороги.
Специалист по работе с клиентами Наталья Кулеш, агенты коммерческие по транспортному обслуживанию Валентина Хмурчик и Наталья Бондарцова — опытные работники, чья профессия связана с железной дорогой не один десяток лет (у Валентины Ивановны, например, стаж уже 37 лет).
Основными клиентами железной дороги являются, конечно, юридические лица, крупные предприятия. Но среди заказчиков есть и физические лица, пусть сейчас их и меньше. Перевезти по железной дороге мебель и другое домашнее имущество (вдруг кто-то решит переехать, например, на другой край континента), автомобиль, стройматериалы — все это по-прежнему доступно для людей. А в РЦТО их приветливо встретят, все доступно объяснят и помогут оформить нужные документы. Казалось бы, работа бумажная, но, по словам сотрудников центра, тем не менее, интересная и разнообразная — и эти слова тоже говорят об их любви к железной дороге и своей профессии.
Достойное продолжение династии
Одна из славных трудовых династий локомотивного депо — Садовские, чей общий трудовой стаж насчитывает уже 147 лет. Продолжает семейное дело мастер отделения по восстановлению и изготовлению деталей и запасных частей Юрий Садовский.
1 августа исполнился 21 год, как Юрий Игоревич трудится в локомотивном депо. Начинал бригадиром, через четыре года перешел на должность мастера отделения, в котором трудится и поныне. В администрации депо о нем говорят так: зарекомендовал себя грамотным, принципиальным и ответственным руководителем, обладающим высоким уровнем профессионализма и организаторских способностей. Он обладает профессиональными знаниями, опытом и навыками, необходимыми для развития творческих инициатив, внедрения рационализаторских предложений и изобретений.
Под руководством Юрия Садовского отделение работает стабильно: коллектив стремится к достижению экономического эффекта и оперативному выполнению плана ремонта локомотивов. Реализуется это путем использования остаточной долговечности деталей и запасных частей благодаря их качественному восстановлению и изготовлению. Так, за 2023 год коллективом отделения восстановлено 3 725 деталей, что позволило достичь экономического эффекта в размере 1 007,74 тысячи рублей; за пять месяцев 2024 года восстановлено 1 756 деталей, экономический эффект составил 371,63 тысячи рублей.
Большое внимание Юрий Садовский, возглавляющий общественную комиссию по охране труда локомотивного депо, уделяет вопросам организации охраны труда, промышленной, пожарной и экологической безопасности. Результатом его работы в этом направлении, эффективного контроля за соблюдением требований законодательства в области охраны труда является отсутствие случаев производственного и непроизводственного травматизма в отделении. Юрий Игоревич старается формировать в коллективе благоприятный социально-психологический климат, прививать работникам чувство ответственности за порученное дело, способствовать их профессиональному росту и укреплению трудовой, производственной и исполнительской дисциплины.
Благодаря работе Юрия Садовского первичная профсоюзная организация локомотивного депо Волковыск по итогам 2021 и 2022 годов занимала вторые места в отраслевом смотре-конкурсе среди структурных подразделений Белорусской железной дороги на лучшую организацию общественного контроля за состоянием охраны труда, а по итогам первого полугодия 2023 года победила в аналогичном смотре-конкурсе Барановичского отделения дороги. В 2024 году за многолетний и добросовестный труд на железнодорожном транспорте фамилия Юрия Садовского занесена на Доску почета УП «Барановичское отделение Белорусской железной дороги».
Среди старейших предприятий района
В этом году исполнилось 120 лет Волковысскому вагонному депо. Напомним, что по итогам работы в 2023 году наше депо признано победителем отраслевого соревнования среди девяти подобных организаций Белорусской железной дороги.
В архиве коллектива бережно хранятся старые черно-белые фотографии из разных времен более чем вековой истории: вагонники в кирзовых сапогах, телогрейках, кепках или шапках-ушанках, держа в руках нехитрые инструменты, делают свою каждодневную работу. Сейчас, конечно, работники депо используют более совершенные инструменты, помогает им современная техника, но по-прежнему труд их нелегок, а занимаются они им в любое время года, в любую погоду, чтобы обеспечить движение поездов и перевозку грузов и пассажиров. И так, начиная с далекого 1904 года, когда по рельсам еще ходили трудяги-паровозы, а вагонное депо было мастерскими при паровозном депо станции Волковыск.
«Слова из песни «Наша служба и опасна и трудна, и на первый взгляд как будто не видна» — это отчасти и про нас, — говорит заместитель начальника — главный инженер Волковысского вагонного депо Виталий Яковенко. — Ведь простой пассажир даже не может предположить, сколько людей стоит за спинами проводников, машинистов, которых он видит в обычной жизни. Это и вагонник, это и связист, движенец, электрик, всех перечислить невозможно. Люди — и есть основное богатство Белорусской железной дороги и, в частности, нашего коллектива. Случайных людей здесь быть не может, потому что очень велика может быть цена ошибки».
В структуру депо входят колесно-роликовый участок, ремонтно-механический участок, пункты технического обслуживания Волковыск, Свислочь, Аульс и Гродно. Задачи коллектива на современном этапе остаются неизменными: техническое обслуживание подвижного состава, эксплуатация вагонов, их подготовка и выдача для формирования поезда, контроль сохранности груза и багажа, а все это служит одной главной цели — обеспечению безопасности движения грузовых и пассажирских поездов.
Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.