Питание ребенка-школьника стало с недавнего времени не только головной болью родителей, но и серьезной проблемой современной диетологии. Медики обеспокоены тем, что учащиеся недополучают витамины и минералы и, как следствие, хуже успевают, медленнее соображают, быстрее утомляются и к окончанию средней школы приходят с целым букетом различных заболеваний. Поэтому перед педагогами поставлена в числе прочих и задача обеспечения здорового питания детей в целях сохранения и укрепления их здоровья, а также профилактики заболеваний.
Людмила Сергеевна СЕМЕНЮК, директор комбината школьного питания:
— Питание детей в районе осуществляется на основании примерных двухнедельных меню, разработанных с учетом установленных норм питания для детей, сезонности и физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии, дифференцированных по возрасту, а также разнообразия и сочетания пищевых продуктов, способов их кулинарной обработки.
Длительное однообразие способствует «приедаемости» блюд. При составлении меню соблюдается чередование блюд и продуктов. Не допускается повторение одного и того же блюда в течение двух дней подряд. В течение одного дня не планируются блюда, основу которых составляет один и тот же продукт питания. Салаты из свежих овощей заправляются растительным маслом, обеспечивая поступление в организм ребенка витаминов, минеральных солей, полиненасыщенных жирных кислот и других полезных веществ. Ежедневно С-витаминизируются третьи блюда.
Технологи обязательно просчитывают соотношение белков, жиров и углеводов и калорийность блюд. С 1 сентября для школ и гимназий района актуально разработанное технологами меню для летне-осеннего сезона, а с 1 декабря оно кардинально изменится с учетом перехода на зимне-весенний сезон. Возможны коррективы с учетом пожеланий учащихся.
Примерные рационы для всех трех возрастных групп едины и отличаются только выходом блюд или включением дополнительных. Для увеличения охвата питанием учащихся разработано трехвариантное меню, что позволяет детям выбрать блюда по желанию. Организовано у нас и лечебное (диетическое) питание. Сведения об учащихся, нуждающихся в нем, подаются медицинским работником в пищеблок учреждения.
С целью контроля во всех учреждениях образования района созданы советы по питанию, в состав которых входит директор, представитель родительской общественности, ученик (в основном старших классов), медицинский работник, учителя.
Организацию горячего питания в школах можно рассматривать как здоровьесберегающую технологию, дополняющую образовательные технологии сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Для справки
Расчет за питание во всех школах города и района, где оно организовано ВКУП «Школьное питание», осуществляется через «ЕРИП».
Галина Михайловна ВОЛКОВЫЦКАЯ, заместитель главного врача Волковысского зонального центра гигиены и эпидемиологии:
— Безусловно, чаще всего пищевые привычки идут из семьи. Родители, классные руководители, замы по воспитательной работе — кто только не беседует со школьниками на тему правильного питания. Много усилий тратится, чтобы приучить детей есть горячие обеды в школьных столовых или хотя бы сориентировать их на школьный буфет, где ассортимент исключает «вкусности» вроде чипсов и «газировки». Дети, которые ходят в школу в первую смену, горячий завтрак получают после второго или третьего урока. Соответственно, из дома родители должны отправлять их не голодными. Те, кто учится во вторую смену, обедают в школе после 15.00, поэтому дома около полудня они также должны обедать. Время и интервал при приеме пищи не менее важны, чем качество еды. Только при налаженном режиме желудок будет работать, «как часы», у ребенка не будет проблем с пищеварением и аппетитом. Если режим питания нарушается, и ребенок перекусывает неполезными продуктами, которые механически и химически раздражают слизистую оболочку желудка, он рискует получить заболевания органов пищеварения, в том числе — хронический гастрит.
Для организации питьевого режима учащихся должна использоваться фасованная в емкости негазированная питьевая вода промышленного производства или из централизованной водопроводной системы после ее доочистки через локальные фильтры промышленного производства и (или) кипяченая вода. Посуда предусматривается одноразовая.
Нынче рекомендовано пересмотреть нормы питания, в частности, на соль и сахар: содержание последнего планируют снизить на 30—35%, соли — на 20—25%. Согласно рекомендациям ВОЗ, соли достаточно 5—6 граммов, а у нас нормы — 8—9. Кстати, в американских диетических рекомендациях норма для детей — 1,5—2 грамма. На уровне министерств обсуждается сейчас и введение в рацион школьника дополнительного молока.
Не лучшим вариантом обеда специалисты считают «ссобойку» — еда всухомятку пользы не приносит. При этом она еще должна быть и безопасной, то есть никаких скоропортящихся продуктов. Неизвестно, где ребенок развернет свой пакетик с едой, помоет ли перед обедом руки. Перед тем, как идти в столовую, дети обязательно это делают под присмотром классного руководителя.
Всемирная организация здравоохранения рекомендует питание школьников строить по принципу светофора. Зеленый свет — еда без ограничений: хлеб грубого помола, цельные крупы и не менее 400 г в сутки овощей и фруктов. Желтый свет: мясо, рыба, молочные продукты — только обезжиренные и в меньшем количестве, чем «зеленые» продукты. Красный свет — это продукты, которых нужно остерегаться: сахар, масло, кондитерские изделия.
Светлана Николаевна БЫЧЕК, начальник отдела общего среднего и дошкольного образования управления образования Волковысского райисполкома:
— Кроме бракеражной комиссии, действующей в каждом учреждении образования, которая ежедневно дает оценку блюдам, за качеством следит также районная комиссия по контролю за организацией питания. Все желающие (учащиеся, родители, педагоги) могут оставить свои отзывы о качестве питания в журналах предложений, которые имеются в каждом учреждении и находятся в обеденном зале.
Ежегодно осуществляется ремонт пищеблоков, обеденных залов учреждений образования. К 2018/2019 учебному году приобретено 30 единиц технологического оборудования, из них 1 пароконвектомат (установлен на пищеблоке СШ № 2 г. п. Россь), 15 единиц холодильного оборудования, кухонный инвентарь и вспомогательное оборудование. Пароконвектоматы (современное оборудование, где приготовление блюд осуществляется на пару) есть в 9 учреждениях общего среднего образования (гимназия № 1, № 2, СШ № 2, 3, 4, 7, СШ г. п. Красносельский, СШ № 2 г. п. Россь, Шиловичская СШ) и в 1 учреждении дошкольного образования.
Стоимость питания разнится в зависимости от возраста: для детей 6—10 лет — 1,57 рубля в день, 11—13 лет — 1,79, 14—17 лет — 1,9 рубля. Учащимся 1—4 классов предоставляется бесплатное питание за счет средств бюджета (около 3 000 учащихся), кроме учащихся первых классов, которые обучаются на базе учреждений дошкольного образования. На бесплатное одноразовое питание могут рассчитывать также учащиеся 5—11 классов учреждений образования, расположенных в сельской местности и учащиеся городских учреждений образования, проживающие в сельских населенных пунктах; ученики специализированных по спорту классов; школьники, у которых один из родителей является инвалидом I или II группы; дети из многодетных и малообеспеченных семей, дети-инвалиды. Бесплатное одноразовое питание за счет средств бюджета в текущем учебном году получают порядка 1 900 учащихся. Школьникам из малообеспеченных и многодетных семей, детям-инвалидам может быть предоставлено бесплатное двух- или трехразовое питание в зависимости от длительности пребывания в учреждении образования ежедневно: двухразовое питание при пребывании в учреждении не менее
6 часов (получают 575 учащихся), трехразовое — не менее 8 часов (получают 150 учащихся).
Сегодня горячим питанием в районе обеспечены около 99% школьников. Учащиеся 1—4 классов питаются в соответствии с предложенным меню, 5—11 классов городских учреждений образования могут выбрать себе обед из 2—3 предоставляемых вариантов. В учреждениях проводится анкетирование школьников, где каждому блюду выставляются баллы и на основании этих оценок вносятся коррективы в меню.
Александр Анатольевич ЛИЧИК, директор гимназии № 2:
— За фразой «школьное питание» стоит здоровье наших детей. Поэтому в том, что оно должно быть правильным, убеждать, думаю, никого не надо. А коллектив гимназии в сохранении здоровья своих учащихся заинтересован на все «сто», а значит, и работу ведет соответствующую.
Постоянное информирование родителей по вопросам организации горячего питания, его необходимости, возможностях льготного питания считаем одним из условий грамотной работы в этом направлении. Вопросы питания выносятся на повестку дня первого родительского собрания в году. Родителям предлагаем ответить на вопросы анкеты, выясняя, устраивает ли их организация питания в гимназии, удовлетворены ли они санитарным состоянием столовой, качеством приготовления пищи, работой школьного буфета.
Классные руководители ведут огромную разъяснительную работу с учащимися по пропаганде принципов рационального и здорового питания на классных часах. Информация о правилах здорового питания есть даже на школьном сайте.
В нашем учреждении действует «Школа здоровья», которая включает в себя и мероприятия, направленные на формирование навыков здорового образа жизни детей и подростков, на организацию и культуру питания. Хотя проблему культуры питания мы считаем актуальной и сегодня. В новом учебном году в гимназии запланированы тематические недели, посвященные этой проблеме, в том числе и семейной культуре питания, семейных традиций, запланированы конкурс фотографий «Семейный обед» и конкурс рецептов «Фирменный рецепт семьи».
Татьяна Викторовна ИЛЬИНОВА, врач-валеолог зонального ЦГЭ:
— Рациональное питание — одно из основных средств обеспечения нормального физического и умственного развития детей. Оно повышает их устойчивость к болезням и успеваемость.
Значение питания возрастает в условиях большой учебной нагрузки. Современные учебные программы очень насыщены. Для их выполнения требуются значительные усилия и большая затрата времени детей не только в школе, но и дома. Роль питания в современных условиях повышается в связи с ускорением физического развития и ранним половым созреванием. Следовательно, питание детей в школе не только их личное, но и общественное дело. Так что … ведем детей в столовую!
Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.