Умения выполнять работы по дому — не просто набор навыков, а особое мировоззрение. Рассказываем о золотых руках учителя трудового обучения из Волковыска Петра Окулика и его юных воспитанников
Служба информации "НЧ"Если, конечно же, это дело золотых рук учителя трудового обучения из Волковыска Петра Окулика и его юных воспитанников.
Лайфхаки для гиков
Увиденное впечатляет. Ребята под чутким руководством Петра Михайловича терпеливо изготавливают своими руками сувениры, полезные в быту вещи и просто красивые предметы. Вот двухметровый дракон из дерева — изделие столь детально «прорисовано» лобзиком, что, кажется, имеет свой характер и нрав. Рядом — корзинка для фруктов. Чуть поодаль расположились колоритные вазы и шкатулки. Однако предметом особой гордости является расположенный в уютном школьном дворе фрегат под алыми парусами.
У Петра Окулика и его дружной команды единомышленников планов, как говаривал популярный пролетарский поэт, громадье. А на вопрос, что послужило толчком для того, чтобы процесс трудового обучения в СШ № 5 шагнул далеко за рамки учебной программы, мой собеседник отвечает обстоятельно и с присущим ему юмором:
— За свою долгую и весьма насыщенную событиями жизнь я многое повидал. И в море ходил, и на суше служил. Но скажу прямо: работой для души считаю нынешнюю. Есть дети с открытым сердцем — они податливы, как пластилин, и внимают каждому сказанному тобой слову. Есть и колючие, будто кактус. И к каждому нужно найти индивидуальный подход. Методом проб и ошибок ребята учатся познавать древесину. Заодно и усидчивость развивается. Современная ведь детвора какая? Как я частенько говорю — лайфхаки для гиков! Любят, чтобы все вокруг ярко сверкало и крутилось-вертелось. В итоге гаджет зачастую заменяет им и купание в водоеме, и футбол на свежем воздухе, и общение с лучшими друзьями. Поэтому я и стараюсь обратить их в свою веру. Вроде бы получается: для реализации задумок нужно не так уж много — природные материалы, креативные идеи да умелые руки в придачу.
Поет, рисует и пишет стихи
Буквально получаса общения с Петром Михайловичем хватило, чтобы понять: есть области, где он обладает поистине энциклопедическими знаниями. В первую очередь это, конечно же, касается вопросов трудового обучения школьников. А еще учитель из Волковыска прекрасно поет, неплохо рисует, вдохновенно пишет стихи и прозу. Настоящий фанат своей профессии, он считает, что мужчина должен уметь все:
— Думаю, что мальчишки, каждый из которых через не столь уж большой срок станет главой семьи, сызмальства должны уметь аккуратно забить гвоздь, грамотно прикрутить люстру, спилить старое и посадить молодое дерево, починить розетку и подтекающий бачок унитаза, пришить оторвавшуюся пуговицу и много другое. Если хотите, это определенная философия, особое мировоззрение, а не просто набор умений и навыков. Точно так же, как игра на скрипке: не просто взял смычок, обработал его канифолью и стал водить по струнам. Это отдельный мир! Мир творчества и вдохновения.
Петр Михайлович — человек открытый и предельно откровенный. И он искренне считает, что молодым людям уроки труда важны не менее, чем, скажем, алгебра либо география. И долго с жаром эмоций это доказывает. А затем в качестве очередного аргумента приводит цитату Президента: «Вы их должны научить строгать, пользоваться рубанками, фуганками, долотом, напильником. Покажите, что такое тиски, верстаки и так далее. Вы их научите жить, вы их приспособите к жизни».
Чужих детей не бывает
Петр Окулик — неутомимый экспериментатор. Его манит все новое, и когда руководство Волковысского райисполкома предложило сменить профессию, учитель трудового обучения вновь рискнул:

Собеседник переживает, что есть люди, которые скептически относятся к предмету «трудовое обучение». И вновь приводит весомые доводы:
О патриотизме
— Многие, увы, быстро привыкли жить слишком хорошо. Поддавшись чужим эмоциям, стали раскачивать страну. Хотя сейчас, говорят полушутя-полусерьезно, у нас две проблемы — где припарковать свое авто и как похудеть. А были совсем недавно, к слову, совсем другие времена. Моя мама, учась в педагогическом техникуме, за неделю падала в шесть голодных обмороков… Надо ценить и тщательно оберегать то, чего мы достигли.
ДОСЛОВНО
Юрий Ковалевич, директор СШ № 5 Волковыска:
— Я совсем недавно работаю здесь. И хорошо помню, как впервые приехал знакомиться с коллективом школы: первое, что увидел, — красивые поделки, расставленные на территории учебного заведения. Позже я узнал, что это совместное творчество Петра Михайловича и его учеников. Это человек, который может сделать все что угодно! При этом он обязательно будет привлекать ребят, чтобы они научились чему-то новому. Я вижу, что у Петра Михайловича всегда много идей, главное — найти материалы и инструмент для реализации его задумок, но это уже моя проблема.
Михаил Семак, учащийся 7 «В»:
— Петр Михайлович рассказывает и показывает на личном примере, как нужно работать. Он заставляет нас думать и искать нестандартные решения, учит видеть в обычных вещах прекрасное. Наш учитель всегда доброжелателен, но одновременно требователен.
Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.