Новая рубрика «От поколения икс к поколению альфа». Беседуем с учителем немецкого языка ГУО «Средняя школа № 2 г. Волковыска» Валентиной Клакевич и ее ученицей Настей Климович - Новости Волковыска и района, газета "Наш час"

Электронная подписка на газету Наш час

Среда, 09 Февраля 2022 14:58

Новая рубрика «От поколения икс к поколению альфа». Беседуем с учителем немецкого языка ГУО «Средняя школа № 2 г. Волковыска» Валентиной Клакевич и ее ученицей Настей Климович

Поколение «альфа» — так называют тех, кто родился уже в окружении современных технологий и не представляет жизнь без них. Если конкретнее, это дети, рожденные после 2005-2010 годов. Деление условно. Вообще, жестких временных рамок не существует, и эти даты варьируются. Некоторые ученые относят к поколению «альфа» рожденных только после 2010 года.

Учителей наших современных детей можно условно назвать представителями поколения «икс» (ориентировочно 1960-1980 годов рождения). Ко времени их вступления во взрослую жизнь технологии начали меняться очень быстро. Именно у этого поколения есть опыт жизни вне интернета. Ему под силу сравнить и понять преимущества и недостатки информационных технологий с тем, чтобы помочь детям лучше адаптироваться.

О том, как они с этим справляются, сегодня мы беседуем с Валентиной Клакевич, учителем немецкого языка государственного учреждения образования «Средняя школа № 2 г. Волковыска».

alfa-2

После окончания факультета немецкого языка Минского государственного педагогического института иностранных языков (нынешний МГЛУ) ее трудовая биография начиналась в Новогрудском районе в сельской школе. В средней школе № 2 г. Волковыска она с 1985 года. По ее словам, она очень благодарна судьбе за то, что посчастливилось работать именно в этом учреждении образования, потому что здесь замечательный педагогический коллектив и его администрация.

— Валентина Антоновна, ваши ученики постоянно окружены современными технологиями, многие, можно сказать, живут в социальных сетях и для них это привычно. А вы относитесь к поколению, которое в детстве гуляло допоздна во дворе, пока мама искать не начинала. Как вам далось освоение новых технологий?

— Учитель живет, пока учится. Поэтому я всегда — ученица и стараюсь быть в курсе технических и цифровых новинок. С большим удовольствием применяю в своей работе информационные технологии. Современные гаджеты — это просто замечательно, если ими правильно и разумно пользоваться. В мое время кроме учебника никаких технических средств в учебе мы, естественно, не видели. Прогресс привносил в нашу жизнь магнитофоны, кассеты, пластинки, потом интернет, смартфоны и многое другое. Мне пришлось перестроиться, я училась у своих же учеников, своих коллег. В моем школьном расписании никогда не было учебного предмета «Информатика». Но я уверена, что главное – не бояться, не бояться учиться, узнавать новое, экспериментировать. Часто на учебных занятиях мои ученики мне даже советуют и с удовольствием помогают справиться с современной техникой. Я не стесняюсь задавать им вопросы, если есть сложности с каким-нибудь новым приложением или программой. Дети сейчас на «ты» с техникой, они интуитивно знают, как все устроено и работает. Я же постоянно занимаюсь самообразованием, посещаю всевозможные мастер-классы, семинары-практикумы, смотрю видеоуроки.

Отличительными чертами нынешнего времени являются скорость и гибкость мышления, широкий круг интересов детей, а это значит, что нужно работать на опережение, выбирать новые формы и методы преподавания, чтобы поддерживать интерес к учебе у ребенка и делиться с ним знаниями, которые могли бы сделать его жизнь интереснее и шире. Процесс моего обучения в школе и университете радикально отличался от современного урока — сейчас я и учусь больше. Работа с одаренными детьми в рамках студии «Юные дарования» меня особенно мотивирует на постоянный профессиональный рост.

 

Студия «Юные дарования» работает на СШ № 2 с 2014 года. Работа ведется под руководством Валентины Клакевич. В студии занимаются учащиеся средних школ района, активные участники и победители районных, областных и республиканских олимпиад по учебному предмету «Немецкий язык». Они успешно проходят затем централизованное тестирование, продолжают обучение на престижных факультетах высших учебных заведений Республики Беларусь.

 

— Какие они, современные дети?

— Те учащиеся, с которыми я работаю на занятиях, — активные, мобильные, умные, целеустремленные, они обладают любознательностью и независимостью суждений. Наше поколение — это трудоголики, люди, которые работали не покладая рук и радовались каждой встрече с учителем. У меня были замечательные учителя, которые оставили глубокий след в моей душе, благодаря которым я выбрала свою профессию и об этом ни разу не пожалела. Учебник, словарь на печатной основе и ограниченный доступ к той же самой литературе — это весь набор, который помогал нам успешно осваивать учебные предметы. Здорово, что сегодня столько возможностей у молодых людей! Главное — самодисциплина и правильный вектор развития. Сегодня в образовательном процессе мы используем личностно-ориентированный подход. Наши учащиеся занимаются по разработанным индивидуальным образовательным маршрутам. Это позволяет выявить их интересы и помочь им в развитии способностей и навыков. В распоряжении сегодняшних школьников огромнейший арсенал всевозможных приложений, сайтов, литературы. Иностранный язык — это тот предмет, изучая который, нужно прикладывать максимум усилий и очень много работать самостоятельно. С современными гаджетами, онлайн-ресурсами делать это на соответствующем уровне намного легче и увлекательнее.

— На черты характера поколения влияют масштабные события. Была перестройка, до нее строили коммунизм. Ваше поколение изучало историю КПСС. Обо всем этом мало знают современные школьники. По вашему мнению, это сильно влияет на их мировосприятие?

— У каждой эпохи и периода времени свои особенности, трудности и вопросы. Сейчас пандемия – настоящий вызов для нас, она очень всех разделила: меньше контактов, меньше общения, меньше визитов друг к другу. Дистанционное обучение, социальная дистанция, маски… Мы стали более замкнутыми, закрытыми.

— Может, мы попали в период спада, а новому поколению предстоит заново выстроить взаимоотношения в обществе?

— Мне трудно ответить на этот вопрос. Я оптимист по жизни и очень надеюсь, что мы справимся со всем этими трудностями и пройдем этот период. Думаю, мы все должны быть в своей жизни оптимистами, быть активными, невзирая на возраст или точку зрения — более внимательными и бережными друг к другу. Только в таком настроении нам под силу справиться с проблемами современных реалий. На учителях сейчас лежит огромная ответственность не только за обучение, но и за воспитание настоящего гражданина своей страны. Сегодня мы должны быть еще более внимательными к нашим учащимся, помогать им правильно ориентироваться во всех сферах жизни, в информационном пространстве. Нам, учителям, надо еще больше любить и принимать детей, которых нам доверили, бережливее относиться к своим коллегам, с которыми работаем. Я дорожу всем тем, что мне подарила жизнь. Очень благодарна своим родителям, которые меня воспитали, помогли получить образование. Очень рада возможности работать с талантливыми и высомотивированными учащимися. На примере своей ученицы, Насти Климович, могу сказать, что многое в воспитании и развитии ребенка зависит от семьи, в которой он живет. Ее родители очень помогают в ее подготовке, постоянно поддерживают, активно сотрудничают со школой, разделяют радость успеха. По итогам третьего этапа республиканской олимпиады по учебному предмету «Немецкий язык» Анастасия прошла в основной состав на заключительный этап республиканской олимпиады, будет представлять на ней Гродненскую область. Она очень трудолюбивая и прилежная, креативная, успешная по всем учебным предметам. Ну а если уж «попалась в мои руки», — смеется Валентина Антоновна, — то я постараюсь сделать так, чтобы ей сопутствовал успех.

 

Анастасия Климович: «В первую очередь я ценю искренность»

alfa-3

— Анастасия, вы недавно участвовали в областном этапе олимпиады и заняли первое место. Что это значит для вас, какой был путь к успеху?

— Для меня это большой путь, поскольку участвую в олимпиадах с четвертого класса. И это дело не одного дня, нужно много готовиться. Очень приятно, когда побеждаешь. Я познакомилась со многими интересными людьми во время олимпиады, подготовки к ней.

Для меня очень важен немецкий язык. Знаете, я с большим нетерпением ждала своего первого урока немецкого языка. Я его помню, как сейчас. И это предмет, который с самого первого дня очень заинтересовал меня и не отпускает до сих пор. Хочу связать свою будущую профессию с иностранным языком, выбрать какую-то офисную работу. Мне нравится работать с людьми, с документами.

— Что вам дает знание другого языка?

— Многое дает, по-другому смотришь на некоторые вещи. Это отличается от изучения какого-то другого предмета в школе. Для меня иностранный язык – это не просто предмет в школе — это целый новый мир со всей его атмосферой.

— Бывают трудности перевода? Боитесь не понять собеседника? Как стараетесь пре­одолевать такое спонтанное, сиюминутное препятствие?

— Понятно, что все слова знать невозможно, иногда можно переспросить, уточнить, попросить по-другому выразиться. Либо в контексте за счет других слов догадаться. Языковую догадку никто не отменял. Или, если есть под рукой словарик, можно перевести.

— Словариком пользуетесь каким: электронным или бумажным?

— Чаще бумажным, выручает, если интернет не тянет. Реже приходится пользоваться электронными, но они переводят не в контексте, а отдельные слова, получается упрощенный перевод.

— Какие качества вы в людях цените?

— В первую очередь я ценю искренность, без нее ничего не получится. Мне важно чтобы человек был честен со мной, чтобы он в первую очередь говорил правду.

— Над какими чертами характера вам хочется поработать в русле этой профессии? Какую сторону вы бы хотели развить в себе?

— Очень важно работать в команде. С одной стороны, у меня это получается, с другой стороны — лучше хотелось бы находить подход к некоторым людям. Не всегда это так просто. Хотелось бы больше эту черту развить.

— Вы экстраверт или интроверт: насколько любите общение?

— Я бы сказала, что я амбиверт. Я могу и очень открытой быть, а иногда могу немножко постесняться. Стараюсь бороться с этим.

— Сколько времени проводите в телефоне? Считаете это проблемой?

— Хочется прийти после школы, уроков, как-то отвлечься, немножко отдохнуть, пообщаться в соцсетях или ролики посмотреть. Соцсети достаточно много забирают нашего времени, забирают здоровье, зрение. Но я стараюсь больше времени уделять своим близким, своим друзьям в реальной жизни.

Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!


Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.

Прочитано 1052 раз Печать