Основные изменения, внесенные в новую редакцию Кодекса об образовании, по нашей просьбе прокомментировал начальник управления образования Волковысского райисполкома Михаил Семенчик - Новости Волковыска и района, газета "Наш час"

Электронная подписка на газету Наш час

Суббота, 12 Февраля 2022 13:09

Основные изменения, внесенные в новую редакцию Кодекса об образовании, по нашей просьбе прокомментировал начальник управления образования Волковысского райисполкома Михаил Семенчик

31 января президент Беларуси Александр Лукашенко подписал Закон, которым утверждается новая редакция Кодекса об образовании.

В прежнюю версию Кодекса об образовании внесено более 200 изменений и поправок. Включены и новые статьи. Напомним, старая редакция Кодекса вступила в силу 1 сентября 2011 года и на протяжении всех этих лет неоднократно проводились обсуждения тех или иных статей закона. Основные изменения, внесенные в новый документ, по нашей просьбе прокомментировал начальник управления образования Волковысского райисполкома Михаил Семенчик.

По мнению Михаила Болеславовича, сами изменения в Кодекс об образовании продиктованы временем, обусловлены появлением новых вызовов и процессов в системе образования:

— Кодекс сохранил незыблемые для системы образования принципы доступности, качества образования, социальных гарантий. В том числе, добавлены два новых принципа – обязательности общего среднего образования и инклюзии в образовании. В Кодексе закрепляется нормативное финансирование и ряд других изменений, которые уже ранее прошли апробацию, показали свою эффективность и действуют в системе образования.

В новой редакции Кодекса об образовании, включающей 17 разделов, 64 главы и 297 статей, достаточно много изменений и дополнений. Они содержатся в Общей и Особенной частях, и касаются как системы образования в целом, так и отдельных ее уровней. Вводится ряд новых терминов, уточняется определение самого понятия «образование». Также устранена излишняя детализация отдельных норм, которые в ряде случаев со временем и происходящими процессами в системе образования могут меняться. Поэтому их регулирование будет устанавливаться не Кодексом, что достаточно длительно и сложно, а другими нормативными документами.

— Одно из нововведений: обязательность общего среднего образования. В предыдущем Кодексе обязательным для всех было базовое образование. Зачем, на ваш взгляд, принято такое изменение, что оно даст в будущем?

— Действительно, получение общего среднего образования становится обязательным. Это позволит сделать выпускника школы более конкурентоспособным на рынке труда и более социально адаптированным. Общее среднее образование по-прежнему можно будет получить в учреждении общего среднего образования (школа, гимназия), учреждении профессионально-технического либо среднего специального образования.

— Изменен возраст зачисления детей в первый класс. С чем это связано?

— Вопросы по поводу возраста приема детей в первый класс школы были всегда. Сейчас в первый класс принимают детей, которым 6 лет исполняется не позднее 30 сентября. По новому Кодексу будет иначе. По заявлению одного из законных представителей ребенка и на основании решения педсовета руководитель учреждения может принять ребенка, которому исполняется 6 лет до конца календарного года (до 31 декабря). Однако, сохраняется прием детей в первый класс и более позднего возраста (по заявлению законных представителей ребенка или заключению медико-психолого-педагогической комиссии).

— Убираются такие названия как детский сад-средняя школа, ясли-сад. Это как-то отразится на учебном процессе?

— На учебном процессе это не отразится. В данном случае происходит просто упорядочивание наименований учреждений образования. Фактически вышеназванные учреждения образования будут реализовывать те же образовательные программы. Учреждения образования «средняя школа» будет иметь право реализовывать, в том числе, программу дошкольного образования. А понятие «вечерняя школа» исключено.

 — «Конфликт интересов педагогического работника» теперь прописан в Кодексе. Расскажите о нем подробнее.

— Это ситуация, когда у педагога возникает заинтересованность в получении какой-либо выгоды, что противоречит интересам обучающихся или их родителей. Например, если ученик не сумел усвоить тему на уроке, а учитель предлагает свои услуги репетитора взамен возможных поддерживающих занятий. Могут быть и другие ситуации, с введением данной нормы их количество уменьшится.

— Изменится продолжительность учебного года: теперь он будет длиться с 1 сентября по 31 августа. Что это означает на практике?

— В период трех летних месяцев школа не закрывается, проводятся производственная практика, работа объединений по интересам, детских пришкольных лагерей и другие формы работы с детьми в рамках учебно-воспитательного процесса, учителя получают заработную плату. Возник вопрос с начислением трудового стажа педагогам, который решился путем изменения продолжительности учебного года. При этом летние каникулы у детей сохраняются с 1 июня по 31 августа.

— Изменится структура высшего образования: будет деление на бакалавриат, магистратуру и не только. Расскажите, пожалуйста, об особенностях реорганизации и с какой целью, на ваш взгляд, это сделано.

— Кодекс устанавливает новые подходы к структуре высшего образования. Общее высшее образование продолжительностью 4-4,5 года завершается получением диплома бакалавра. Углубленное высшее образование (дополнительно еще 1-2 года) завершается получением диплома магистра, направлено на подготовку специалистов для научно-инновационной сферы. По наиболее сложным специальностям (подготовка врачей, специалистов для ядерной энергетики и других) предусматривается непрерывная образовательная программа со сроком обучения 5-6 лет, то есть специальное высшее образование. Изменения в структуре высшего образования обусловлены необходимостью совершенствования механизма подготовки квалифицированных кадров для экономики и социальной сферы страны, а также процессами, происходящими в международной образовательной системе.

— Появились ли новые льготы при поступлении в учреждения высшего образования? Изменились ли условия зачисления в высшие учебные заведения и в учреждения среднего специального образования? Получается, теперь можно будет не сдавать вступительный экзамен?

— С учетом новой редакции Кодекса об образовании разработаны и 31 января 2022 г. утверждены правила приема лиц для получения общего высшего и специального высшего образования. Именно правилами регламентируется перечень и порядок предоставления льгот при поступлении в учреждения высшего образования. С этого года дополнительно к ранее действовавшим предоставляются льготы при поступлении в высшие учебные заведения выпускникам классов спортивно-педагогической и военно-патриотической направленности. С 2023 года вступят в действие нормы об увеличении процента бюджетных мест на условиях целевой подготовки, при этом расширяется сфера применения целевой подготовки для организаций, расположенных не только в малых населенных пунктах и на загрязненных территориях, но и в иных населенных пунктах. Со следующего года закрепляется возможность поступления выпускников школ в высшие учебные заведения по сертификатам централизованного экзамена. Будет расширен перечень лиц, имеющих льготы. В частности, льготами могут воспользоваться победители университетских олимпиад и отдельные участники заключительного этапа республиканской олимпиады, лица, прошедшие обучение в Национальном детском технопарке. Одновременно со следующего года вводятся дополнительные вступительные испытания для поступающих на специальности, требующие особых управленческих и практических навыков.

Для получения образования в заочной и вечерней формах будет необходимо наличие стажа работы. В средние специальные учебные заведения будет осуществляться прием по конкурсу баллов аттестата об общем среднем образовании, т.е. без предъявления сертификатов централизованного тестирования. Более подробно каждый заинтересованный может узнать из правил приема.

— Что еще нового появилось в Кодексе?

— Отдельно прописана воспитательная работа во внеучебное время, которая направлена на формирование у обучающихся уважения к памяти защитников Отечества, закону и правопорядку, а также бережного отношения к историко-культурному наследию и традициям белорусского народа.

Это направлено на усиление воспитательной составляющей образования. Наряду с интеллектуальным, нравственным, творческим, физическим и профессиональным развитием личности, акцентировано внимание к вопросам формирования патриотизма и гражданственности.

Данные нормы увязаны с законодательными мерами по противодействию экстремизму и реабилитации нацизма, а также с предложениями по изменению Конституции, подготовленными Конституционной комиссией.

— Расскажите, пожалуйста, о новой сетевой форме обучения.

— Сетевая форма обучения предоставляет право учреждениям образования использовать материальную базу и ресурсные возможности других учреждений образования и организаций в целях более качественной реализации образовательных программ и подготовки специалистов. В первую очередь это нововведение касается высших учебных заведений, учреждений профессионально-технического и среднего специального образования, для которых предусматривается также развитие дистанционной формы получения образования. Для учреждений общего среднего образования дистанционной формы получения образования нет.

— Вводится новая статья «Трудоустройство в счет брони». Но ведь броня на работу существовала и раньше?

— В данном случае укрепляются социальные гарантии. Имеются в виду гарантии по бронированию мест при трудоустройстве для молодых людей из категории детей-сирот или с особенностями психофизического развития. При получении диплома им будет выдаваться направление на работу на забронированное рабочее место.

— Как в обновленном Кодексе прописан принцип инклюзии?

— Усовершенствуются подходы по обеспечению инклюзии при организации образовательного процесса. Это произойдет за счет вполне конкретных мероприятий, таких как, например, введение обучения на дому на уровне дошкольного образования, также введение на уровне общего среднего образования возможности совмещать обучение на дому и в учреждении образования. Это позволит социализироваться детям, имеющим особые потребности. Инклюзия предусматривает выбор метода обучения с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося, а не только учащихся с особенностями психофизического развития.

Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!

Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!


Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.

Прочитано 929 раз Печать