Здесь каждое отклонение от нормы у ребенка — вызов профессионализму и повод надеяться, что оно может быть смягчено или диагноз вообще снят. Здесь корректируют проблемы маленьких волковычан, чтобы развить по-максимуму их способности и реабилитировать, насколько это возможно. Ведь все мы рождаемся для счастья. А у этих специалистов — ключи от него для их подопечных.
Сам центр был открыт 1 февраля 1999 года в соответствии с решением Волковысского районного исполнительного комитета как диагностико-реабилитационный. А через несколько месяцев переименован в центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР). Сегодня здесь трудятся 38 человек. Среди них педагоги-психологи, учителя-дефектологи, социальный педагог, учителя, воспитатели, инструктор-методист по адаптивной физической культуре, музыкальный руководитель, врачи и медсестры, технический и обслуживающий персонал.
— Наша миссия — координация специального образования в районе, — рассказывает директор центра Валентина Слащинина. — Работа в центре ведется многоплановая и охватывает детей, нуждающихся в специальном образовании и коррекционно-педагогической помощи. В этом учебном году в учреждении обучается или получает такую помощь 141 ребенок с особенностями психофизического развития (ОПФР).
Правильно поставить звук — изменить судьбу
Мы заходим в один из кабинетов, где Анна Шеванюк, дефектолог, работает с дошкольником Марком. Как сказала его мама, симпатичного мальчишку оставили еще на год в детском саду. В этом есть резон.
— Автоматизируем с Марком «р», «рь» — самые тяжелые для детей звуки. Дифференцируем их. Марк, покажи, где у нас звук «рь»? Вот.
В нужную коробочку зеленого цвета мальчик помещает с помощью магнита маленький диск. Перед ним еще много таких лежит. Это один из этапов, когда звук закрепляется, чтобы потом правильно и быстро «выдавать» его в речи.
— Мы поставили звук, а потом мы его автоматизируем. Вводим в речь. Сначала в слогах, потом в словах, предложениях, чистоговорках. И потом уже в связной речи, — рассказывает дефектолог. — Бывает, звук можно очень быстро поставить, а долго автоматизировать. Это зависит от того, какое речевое расстройство у детей.
Сначала на психолого-педагогической комиссии полностью обследуется речь ребенка, ее компоненты. И потом коллегиально определяется, какое у него речевое расстройство, от которого зависит дальнейшая работа.
Мама Марка, Елена, довольна, что отдала ребенка сюда:
— Занятия отлично помогают. Очень довольна. В центре все специалисты молодцы, давно работают и опыт есть с детьми посложнее, поэтому занятия проходят эффективно.
— А вообще, надо знать: у ребенка присутствует просто нарушение звуков или есть комплексное недоразвитие. То есть, помимо звуков страдает фонематическое восприятие — умение различать эти звуки. Бывает, кто-то просто физиологически не готов к школе. То есть он не может усидеть 35 минут, хотя читать умеет, цифры знает, — рассказывает Анна Геннадьевна.
Ее специализации: логопед и олигофренопедагог, другими словами, учитель детей с интеллектуальной неполноценностью. Работает здесь с 2005 года. В этом учебном году 26 детей у нее занимается с сентября.
— За эти годы тяжелее стали речевые нарушения. Дети позже начинают говорить. Если раньше в два года ребенок говорил фразы, сейчас и ближе к четырем годам у некоторых фраз нет, — с грустью констатирует дефектолог.
А что касается методики, то все очень индивидуально, в каждом конкретном случае требуется дифференцированный подход.
Специалисты центра стараются сделать все возможное, чтобы перед школой все детки из заведения вышли без нарушений устной речи, чтобы ребенок мог полноценно писать.
— Когда у ребенка есть подвижки, я счастлива. И в семье даже говорю: боже мой, я сегодня звук поставила, наконец-то. Потому что, бывает, очень тяжело это сделать.
Кропотливая работа
В другом классе учитель Вероника Краснодемская работает с детьми, у которых есть тяжелые множественные нарушения развития. Дети по окончании получают свидетельство о специальном образовании.
Вероника Владимировна сама из Волковыска, восьмой учебный год ведет занятия каждый будний день.
— Эти детки очень особенные. И скажу вам, конечно, те дети, которые поступают к нам в первый класс, и выпускники — это совсем разные детки. Очень многое меняется, кропотливая работа идет и результаты видны, — говорит Вероника. — С детства мечтала стать учителем, закончила педколледж, затем университет. И всегда знала, что буду работать с детьми. Но и представить не могла, что буду работать с такими особенными учениками. Это именно особенные детки, самые чуткие, самые отзывчивые, смотрящие на мир другими глазами.
Сегодня, после многих лет работы в центре могу сказать, что эта работа — некий дар Божий. Потому что здесь особая атмосфера, особый мир общения, где с тобой разговаривают сердцем. И если отвечать на вопрос: как вообще возможно создать эту атмосферу, то достаточно приоткрыть дверь и заглянуть во время урока, как построена работа. Деткам на занятии всегда помогает учитель. Достаточно посмотреть, как заботится о них воспитатель, сколько труда и любви отдает им помощник воспитателя, то, конечно, можно понять, что случайных людей у нас в центре нет. Занятия у нас тоже особенные и при подготовке нельзя предвидеть точный результат. Нельзя прогнозировать. Да и не стоит. Нужно просто проявить максимум внимания, чуткости, тепла своего сердца, терпения, доброты. А результаты будут. Один ученик любит рисовать и сегодня мы можем любоваться его яркими, красивыми рисунками, другие ученики проявили максимум терпения и научились считать.
Один из учеников при мне продемонстрировал знание счета у доски. Он старательно назвал все цифры, за что его похвалила учитель.
— Ребята в силу своих способностей показывают результаты. И конечно, в одиночку было бы очень сложно добиться этих результатов, потому что один ты ничего не сможешь. У нас в центре работает целая команда, и инструктор АФК (адаптивной физической культуры), и массажист. Вместе можно достигнуть больших целей. Главное, не терять надежду, — добавила Вероника Краснодемская.
В этом году у Вероники Владимировны выпускаются два ученика, которые получат свидетельство об окончании учреждения. С таким режимом пребывания детей функционируют три класса, в которых получают специальное образование 20 учащихся, для пяти ребят организован образовательный процесс на дому.
По словам Валентины Слащининой, это очень большая помощь государства семьям, где есть такие дети: ежедневно трехразовое бесплатное питание, бесплатный подвоз, 10,5 часа пребывания в учреждении с понедельника по пятницу. На каникулах пришкольный лагерь открывается. Родители имеют возможность работать.
Мы с ЦКРОиРом
практически с начала жизни нашего сына Жени, говорит Наталья Сергеевна Алешко, мама ученика:
— Сейчас сын учится в классе ЦКРОиР. Для любой «особой» мамы важно, чтобы ребенок в первую очередь был в безопасности. Для нас, как для родителей, это всегда на первом месте. С учетом возможностей нашего ребенка на первый план выходят элементарные вещи: одеть, покормить, уследить на прогулке, уложить спать и научить самому простому. Благодаря ЦКРОиРу, у нас есть возможность не беспокоиться об этих вещах, мы всегда уверены, что Женя будет в уюте и тепле, что его умоют и переоденут, успокоят и покормят, если сам не будет справляться. Занятия с нашими детьми — это особая миссия. Понимая, что отдачи от наших детей можно и не дождаться, стараться ежедневно заложить в них знания — это огромный труд и старание, терпение и настойчивость, это настоящее призвание, которое мы безусловно очень ценим в наших педагогах и воспитателях. Благодаря нашей школе, мы, как родители, можем чувствовать себя полноценной семьей, ходить на работу, самореализовываться, менять обстановку и быть в социуме, а это, как выяснилось, очень важная грань «особой» жизни. Для нас нет большой разницы, учитель, воспитатель, помощник воспитателя или психолог, директор или заместитель, все они для нас очень важны и ценны, большой души люди, особого призвания, особой профессии и мы очень рады, что благодаря таким людям и таким учреждениям нам, семьям и детям с особыми потребностями, есть к кому обратиться за помощью и сделать нашу жизнь легче и лучше.
Другие направления
В учреждении также обучаются дети с расстройствами аутистического спектра. Для преодоления трудностей в социальном взаимодействии и коммуникации организовано их персональное сопровождение воспитателями, «тьюторами». Помимо проведения учебных, коррекционных занятий, воспитательных мероприятий, дети получают медико-реабилитационную помощь на занятиях лечебной физкультурой и массаже.
Диагностическую деятельность осуществляет районная психолого-медико-педагогическая комиссия. В прошлом учебном году, например, было обследовано 2 142 ребенка раннего, дошкольного, школьного возраста. При выявлении показаний дети направляются для обучения по специальным программам или для получения коррекционно-педагогической помощи в учреждения дошкольного или общего среднего, специального образования района: в специальные группы для детей с тяжелыми нарушениями речи, группы или классы интегрированного обучения и воспитания, пункты коррекционно-педагогической помощи, в специальные учреждения образования (специальный детский сад № 3, специальную школу-интернат, ЦКРОИР, другие учреждения специального образования Гродненской области). Налажено взаимодействие с медицинскими работниками Волковысской ЦРБ, Центра раннего вмешательства по своевременному выявлению детей с ОПФР. Мама, обнаружив у своего ребенка какие-то проблемы в физическом, познавательном или речевом развитии, может обратиться за помощью самостоятельно по телефону 9-90-77, информацию можно найти на сайте ckroir-volkovysk.by.
Для педагогов и воспитателей района специалистами центра проводятся различные семинары, круглые столы, и это не разовая, а системная работа. Работники центра принимают участие в областных, республиканских семинарах, на недавнем белорусско-российском онлайн-форуме.
С 2019 года на базе центра функционирует областной ресурсный центр по обеспечению качества образовательного процесса в условиях интегрированного обучения и воспитания. Волковысские педагоги центра на базе Гродненского областного института развития образования проводят лекции для дефектологов и других специалистов со всей области. Также на базе центра уже третий год реализуется экспериментальная проектная деятельность. В этом году реализуется эксперимент по работе с родителями, внедряются и апробируются ее новые формы. Все это говорит о высоком уровне учреждения.
В качестве волонтеров сюда приходят студенты Волковысского колледжа ГрГУ имени Я. Купалы, будущие коллеги. Они проводят досуговые игры, викторины, рисуют с детьми.
По словам директора центра, сейчас в ЦКРОиРе замечательные условия и превосходная материальная база, созданная благодаря поддержке и постоянному вниманию со стороны руководства района, управления образования, а также спонсорской помощи ОАО «Волковысский мясокомбинат», «Беллакт», районных отделений общественных объединений «Белорусский фонд мира», «Белорусский детский фонд». Установлено специальное надворное оборудование для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, дорогостоящим оборудованием оснащена сенсорная комната, очень нужная детям-инвалидам. Постоянно обновляется учебно-дидактическое, спортивно-реабилитационное оборудование, приобретаются технические средства обучения. В учебных кабинетах полностью заменены учебная и корпусная мебель. Из года в год усовершенствуется безбарьерная среда.
Коллектив в ЦКРОиР устоявшийся, но всегда будут рады молодым специалистам, понимающим, что работа здесь непростая.
***
Специалисты центра с большим уважением вспоминают бывших директоров Людмилу Владимировну Трофимову и Елену Александровну Цырибко, которые внесли весомый вклад в становление и развитие центра.
Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.