Цель встречи - выработать единый подход в формировании основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста.
На встречу были приглашены Людмила Михайловна Дингилевская, главный специалист отдела образования, спорта и туризма Волковысского райисполкома, Владимир Михайлович Маслов, начальник центра пропаганды областного управления МЧС, Андрей Иванович Гриц, старший инспектор группы ГПиВО Волковысского РОЧС, Елена Анатольевна Коробач, госавтоинспектор отдела ОГАИ Волковысского РОВД, Татьяна Владимировна Лебедева, и.о. заведующего детской поликлиники, врач-педиатр, Марина Андреевна Несподеванская, фельдшер-валеолог ГУ «Волковысский зональный центр гигиены и эпидемиологии», Светлана Анатольевна Лазаренко, психолог ГУ «Волковысский зональный центр гигиены и эпидемиологии».
Начальник центра пропаганды областного управления МЧС Владимир Михайлович Маслов рассказал о случаях травматизма и гибели детей в различных ЧС на примерах реальных событий на территории Беларуси, обратил внимание на особенности дошкольного возраста и обозначил наиболее типичные происшествия с участием дошколят, а также меры их профилактики.
Инспектор ОГАИ Волковысского РОВД Елена Анатольевна Коробач довела статистику происшествий на дороге с участием детей и обратила внимание присутствующих на необходимость ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения.
Слагаемые здорового образа жизни представили присутствующим Татьяна Владимировна Лебедева, и.о. заведующего детской поликлиники, врач-педиатр, Марина Андреевна Несподеванская, фельдшер-валеолог ГУ «Волковысский зональный центр гигиены и эпидемиологии» и Светлана Анатольевна Лазаренко, психолог ГУ «Волковысский зональный центр гигиены и эпидемиологии».
О взаимодействии с семьями воспитанников по вопросу формирования основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста рассказал заместитель заведующего яслей-сада Светлана Михайловна Боковец.
В рамках «Аукциона советов и запретов» прошла презентация дидактических игр по безопасности жизнедеятельности в форме диалога «Ты – мне, я – тебе». Воспитатели дошкольного образования ГУО «ДЦРР №11 г. Волковыска», ГУО «ДЦРР №7 г. Волковыска», ГУО «Ясли – сад №1 г. Волковыска», ГУО «Ясли – сад №6 г. Волковыска», ГУО «Санаторный ясли – сад №12 г. Волковыска» рассказали о личном опыте привития навыков безопасного поведения через проведение тематических недель, досугов, тематических встреч.
В завершение присутствующие обсудили основные этапы работы по воспитанию культуры безопасности у детей дошкольного возраста. Самые важные тезисы встречи были оформлены в виде свода правил «Советы. Запреты. Предложения».
Руководитель методического объединения Светлана Михайловна Боковец отметила благодарственными письмами работу воспитателей дошкольного образования Ирины Владимировны Бруй ГУО «Ясли – сад №4 г. Волковыска» и Елены Васильевны Кулаковской ГУО «Ясли – сад «Крынічка” ОАО Красносельскстройматериалы” за презентацию педагогического опыта работы по профилактике травматизма, обучению детей дошкольного возраста основам безопасности жизнедеятельности в рамках работы методического объединения воспитателей дошкольного образования в 2015/2016 учебном году.
Заведующий ГУО Ясли – сад №4 г. Волковыска” Светлана Антоновна Атарик вручила благодарственные письма Андрею Ивановичу Грицу, старшему инспектору группы ГПиВО Волковысского РОЧС, Елене Анатольевне Коробач, госавтоинспектору отдела ОГАИ Волковысского РОВД, Марине Андреевне Несподеванской, фельдшеру-валеологу ГУ «Волковысский зональный центр гигиены и эпидемиологии», Светлане Анатольевне Лазаренко, психологу ГУ «Волковысский зональный центр гигиены и эпидемиологии» за качественное межведомственное сопровождение и повышение профессиональной компетенции педагогических работников в вопросах формирования культуры безопасности жизнедеятельности.
В ходе таких встреч понимаешь значимость «БЕЗОПАСНОСТИ» в жизни каждого человека. Глядя на мир детскими глазами, понимая окружающее через их внутреннее мироощущение, мы сможем научить ребёнка правильно вести себя и избегать ситуаций, опасных для его жизни и здоровья.
Терпение и настойчивость – вот что станет эффективными средствами в обучении детей, то чего нам так не хватает в повседневной жизни, то чем необходимо запастись ради сохранения жизни и здоровья, как собственного ребёнка, так и здоровья детей, которых нам доверили родители.
В рамках заседания был организован «Круглый стол» по вопросам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста.
Марина НЕСПОДЕВАНСКАЯ, фельдшер-валеолог зонального ЦГЭ:
Здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов. Это состояние полного душевного и социального благополучия. Здоровье – это радостное отношение к трудностям. Уровень здоровья в значительной степени зависит от того образа жизни, который ведет человек, поэтому главной задачей является обучение детей принципам здорового образа жизни, создание условий для сохранения и укрепления их здоровья.
Состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. Выделяется несколько компонентов здоровья. Статистика утверждает, что на 20% здоровье человека, в том числе и ребенка, зависит от наследственных факторов, на столько же — от условий внешней среды, т. е. экологии, на 10% — от деятельности системы здравоохранения, а на 50% — от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Если на первые 50% здоровья родители повлиять не могут, то другие 50% полностью в ваших руках.
Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе и безразличное отношение населения к своему здоровью и здоровью своих детей. В большинстве семей можно обнаружить так называемые факторы риска: хронические инфекционные заболевания, несбалансированное питание, низкую физическую активность, курение, злоупотребление алкоголем, наркотиками и т.д. При этом часто в семье присутствуют не один, а сочетание нескольких факторов.
У детей и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний о здоровом образе жизни. Так что это стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой.
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Дошкольный возраст — как раз тот, когда формируется фундамент здоровья физического и психического. И важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Светлана ЛАЗАРЕНКО, психолог зонального ЦГЭ:
— Мир, в котором мы живем, полон опасностей, постоянно угрожающих здоровью человека. Дети — самая уязвимая часть населения. Познавая окружающий мир, дошкольники нередко попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью.
Задача педагогов, воспитателей, родителей и психологов сформировать у дошкольников навыки безопасности жизнедеятельности. Очень важно научить их умению оценивать возникающие опасности, заранее предусмотреть меры защиты, научить осознанно действовать в той или иной ситуации. Важно готовить детей к встрече с возможными трудностями, рассказывать о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения. И делать это педагогам надо совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.
Светлана БОКОВЕЦ, заместитель заведующего яслей-сада № 4:
— Научить дошкольников можно только совместными усилиями взрослых: педагогов и родителей. В том числе и основам безопасности жизнедеятельности. Самое главное преимущество дошкольников в обучении личной безопасности состоит в том, что они любят правила. Специалисты РОЧС и ГАИ, с которыми мы тесно сотрудничаем, проводят активную пропаганду основ безопасности жизнедеятельности среди воспитанников среднего и старшего дошкольного возраста, а также активизируют включение родителей в процесс воспитания культуры безопасности жизнедеятельности наших дошколят. При этом руководствуемся главным правилом: «Предвидеть + Научить = Уберечь!» и следуем ему во всех направлениях.
Педагогическое просвещение родителей в саду № 4 проходит параллельно с работой с детьми в рамках тесного взаимодействия в коллективных, индивидуальных и информационно-просветительских формах работы: групповые и общесадовские родительские собрания, заседания родительского клуба «Школа молодой семьи» и «Родник здоровья», родительский уголок «Азбука безопасности» и «Для вас, родители!». Педагоги в течение учебного года оформляют свод правил для родителей «Учим ребенка правилам безопасности» и «Здоровый образ жизни».
Елена КОРОБАЧ, инспектор ОГАИ Волковысского РОВД:
— Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, воспитание навыков безопасного поведения на улице возможно только при взаимном сотрудничестве учреждений образования, родителей и Госавтоинспекции.
Ребенок нередко недооценивает реальную опасность, грозящую ему на дороге. Поэтому причинами ДТП часто становятся неумение наблюдать, невнимательность и недостаточный надзор взрослых за поведением детей. Значит, обо всем этом необходимо говорить с ними. Инспектора ГАИ дети слушают внимательно. Еще внимательнее они с воспитателем, но пример берут с родителей. Главная заповедь взрослого: расскажи, покажи, научи и не нарушай сам!
В 2015 г. в районе произошло три ДТП с участием детей, в которых один ребенок погиб и два получили ранения различной степени тяжести. Большой проблемой, особенно с наступлением теплого периода года, становятся дети-велосипедисты. И здесь тоже без помощи родителей ее не решить. В плане взаимодействия пример детсада № 4 заслуживает изучения и повторения.
Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.