На Волковыщине ликвидируют последствия циклона «Ларс» (обновлено) - Новости Волковыска и района, газета "Наш час"

Электронная подписка на газету Наш час

Пятница, 29 Января 2021 15:14

На Волковыщине ликвидируют последствия циклона «Ларс» (обновлено)

Погода уходящей недели стала одновременно большим подарком для любителей настоящей зимы и серьезным испытанием для водителей, пешеходов, жителей отдаленных деревень, да и горожанам было непросто. За двое суток, по данным волковысской метеостанции, в городе выпало полторы декадных нормы осадков, усугубила ситуацию метель. Что принес нам южный циклон «Ларс» и как район справляется с последствиями стихии — рассказываем.

Подарок с южного берега

Виновен в том, что случилось, гость из южных широт — циклон «Ларс». Южными циклоны называются потому, что, в отличие от более привычных для нас североатлантических, зарождаются в акваториях теплых южных морей — Черного, Каспийского или Средиземного. Они более редки и в то же время обычно более насыщены влагой, и часто, уходя на север или северо-восток, несут с собой наводнения или сильнейшие снегопады. Минчане и жители востока нашей страны еще помнят средиземноморский циклон «Хавьер», пронесшийся над Беларусью в марте 2013 года и заваливший полстраны снегом, в столице это название стало практически нарицательным. Траектории южных циклонов обычно и проходят в основном по центру и востоку Беларуси, на западе чаще регистрируют лишь усиление ветра и ничем не примечательное количество осадков. Так было и в 2013-м. Но теперь у нас есть свой «Ларс», который накрыл преимущественно западную половину страны.

Как проинформировал начальник агрометеостанции Волковыск Александр Шпак, влияние южного циклона у нас начало ощущаться уже во второй половине дня 25 января, когда пошел снег — и с того момента в течение как минимум 48 часов подряд волковысские метеорологи фиксировали снег умеренной или сильной интенсивности. В итоге за двое суток непрерывного снегопада выпало 23 миллиметра осадков, день 27 января добавил еще 4 миллиметра, и высота снежного покрова в Волковыске за эти дни выросла с 5 до 25 сантиметров. Такого глубокого снега у нас не было ровно 10 лет — с января 2011 года, а похожая погода с сильными снегопадами (по 22 миллиметра осадков за двое суток) и метелями наблюдалась за это время дважды, в середине декабря 2012 и 2018 годов. Но тогда ветер был хоть и сильным, но направление его было постоянным, восточным или юго-восточным. И это существенно для понимания происходящего нынче, о чем речь пойдет ниже.

Дороги или направления?

В этот раз ситуация осложнялась тем, что ветер постоянно менял свое направление, а порывы его достигали скорости 15 метров в секунду. Поэтому проблемные участки с переметами высотой до 50—70 сантиметров из-за бокового ветра появлялись в разное время практически на всех дорогах. Когда ветер дул с севера — с полей наметало сугробы на трассу Р99, ведущую с востока на запад; когда ветер поменял направление на западное — улучшилась ситуация на Р99, но стало хуже на дорогах, направленных примерно с севера на юг, — Р44, Р78 и Р51. В открытых местах, по информации старшего госавтоинспектора межрайонного отдела ГАИ Елены Коробач, положение было особенно сложным: в районе Гнезно, Неверовичей, на участках от Росси до Волпы и от Матвеевцев до Подороска на трассах образовались заторы, автомобили стягивало в кюветы. На трассе Р44 между Волпой и поворотом на Россь, рассказал начальник Волковысского РОЧС Сергей Якимович, 26 января в кювет съехал автопоезд. На помощь прибыла техника дорожников и спасателей, движение контролировали сотрудники ГАИ, но шесть легковых автомобилей, водители которых пытались объехать затор, оказались рядом в кювете. Операция по извлечению большегруза длилась почти до часа ночи 27 января.

Впрочем, не намного лучшей была ситуация и в городе. Уже утром вторника в час пик движение на главных улицах замедлилось, появились пробки, некоторые машины не могли подняться в гору по снежной каше. Особенно непросто было водителям автобусов. Начальник отдела перевозок филиала «Автобусный парк № 4 г. Волковыска» Сергей Матяс сообщил, что практически по всем маршрутам во вторник и среду наблюдались отставания от расписания. В городе опоздания автобусов были связаны с тем, что не очищались карманы остановочных пунктов и разворотные площадки на конечных точках маршрутов (и даже утром в четверг не очищены от снега были разворотные площадки, к примеру, в микрорайоне Солнечном и возле ДСУ № 30, из-за чего автобусы выезжали на маршрут с задержкой). Задержка пригородных рейсов составляла до 30 минут. Автобус Волковыск—Бобры в среду до деревни Бобры добрался, а вот разворотную площадку преодолеть не смог, в тот же день в Низянах «застрял» автобус на Подороск. С опозданием доезжали до конечных пунктов и междугородные автобусы. Например, рейсы из Волковыска в Гродно прибывали в областной центр с задержкой от 25 до 43 минут.

Круглосуточный нон-стоп

Так почему же ситуация на дорогах была настолько сложной? Ответ, возможно, кроется в начале предыдущего фрагмента нашей статьи: ветер менял направление, и снежные «сюрпризы» оказывались каждый раз в новом месте, дорожники просто физически не могли успеть появиться сразу везде. Раньше сдерживать метели возле дорог помогали полосы деревьев или кустарников, но несколько лет назад они были ликвидированы — как и по всей стране. Снегозадерживающие щиты выставляются вдоль трасс ежегодно, но обеспечить ими все проблемные места, пожалуй, невозможно. Еще один метод препятствования метелям, образующим переметы, — ­нарезание снежных валов по обочинам трасс. Но и здесь дорожникам приходится быть очень осторожными: нередко вплотную к проезжей части подступают посевы озимых, и их повреждение дорожной техникой тоже крайне нежелательно. Поэтому приходится действовать в достаточно узких рамках — и просто стараться успеть повсюду. Получается с переменным успехом.

Коммунальные и дорожные службы в эти дни, гово­рит заместитель председа­теля Волковысского райисполкома Сергей Головач, работают круглосуточно, в две смены, чтобы ликвидировать последствия снегопада. На улицы и дороги выведено более 40 единиц техники — и это не считая машин и тракторов сельскохозяйственных и промышленных предприятий, которые призваны на помощь.

Например, ДЭУ № 52, рассказал начальник этого дорожно-эксплуатационного управления Валентин Гирейко, вывело на трассы республиканского значения пять МАЗов с боковыми отвалами, пять тракторов МТЗ-82, два погрузчика и грейдер. Помощь оказывают и другие организации, в том числе коллеги-дорожники из ДСУ № 30, предоставившие погрузчик и два грейдера. Выезжает и техника сельхозпредприятий — пусть на несколько часов (у аграриев и в эту зимнюю пору хватает работы), но тем не менее, это тоже подспорье.

Дорогами местного значения и сельскими улицами в районе занимается ДРСУ № 188. В зоне ответственности управления — 505 километров дорог и 70 улиц. Работают на всем этом большом хозяйстве шесть
МАЗов, три грейдера, шесть тракторов МТЗ и четыре погрузчика. Начальник управления Сергей Песняк говорит: работаем круглосуточно, но перерывов в движении не допустили. Хорошо помогают сельхозпредприятия. А в общем, подытоживает Сергей Владимирович, бывало и хуже.

Андрей Клусов, директор КУП «Волковысское коммунальное хозяйство», ответственного за порядок на улицах города и городских поселков района, признает: ситуация непростая и для этого коллектива. Давно не было такого сильного снегопада, к тому же осложненного метелью, но все работники понимают важность своего труда для жителей, а поэтому выходят на работу круглосуточно, в две смены. В Волковыске, Росси и Красносельском работают 20 единиц своей техники, к тому же ЖЭС помог двумя тракторами, ПМК-143 — погрузчиком, «Красносельскавтотранс» — погрузчиком и МАЗом, «Беллакт» — техникой для очистки улиц частного сектора за своей территорией. В ночь на четверг ВКХ начало вывоз снега с наиболее узких и одновременно загруженных улиц города — Софьи Панковой, Зенитчиков, в дальнейших планах — Жолудева, если позволит погода — и другие улицы.

Сложнее всего сейчас, наверное, дворникам — или же, официально, уборщикам территории КУП «ВКХ». В ручном труде им по возможности помогают волонтеры из БРСМ, добровольцы-военнослужащие и просто жители района, не желающие оставлять в беде прохожих, соседей и родственников, которым требуется помощь. Облегчить задачу сотрудникам коммунальных служб может каждый из нас: отогнать машину, стоящую вдоль тротуара на улице, с которой будут вывозить снег; ликвидировать на парковке многоэтажного дома сугробы вокруг своего автомобиля; очистить участок тротуара перед своим двором — это не так сложно и не отнимает много времени. Но если так сделают хотя бы 50 процентов жителей, город или деревня намного быстрее будут приведены в порядок.

Чрезвычайщины не допущено

Впрочем, не только дорожники и коммунальники в такие экстремальные дни находятся в режиме повышенной готовности. Подобные природные катаклизмы — время особого внимания еще и для спасателей, энергетиков, газовиков, медиков и представителей многих других важнейших служб.

Несмотря на то, что «Ларс» доставил Волковысскому району немало хлопот, тем не менее, серьезных аварийных ситуаций не произошло. У нас, в отличие от других районов, не зафиксировано случаев падения деревьев на дороги или коммуникации. По информации заместителя председателя райисполкома Сергея Головача, не было аварийных отключений газоснабжения, правда, отмечено несколько случаев затухания газовых котлов в частных домах из-за сильных порывов ветра. Начальник РОЧС Сергей Якимович рассказал, что в Единую дежурно-диспетчерскую службу по состоянию на утро 27 января поступили пять сообщений о съездах автомобилей в кювет — информация передана в ГАИ. Еще в шести звонках содержались просьбы о буксировке автомобилей или ликвидации заторов, в чем помогали техникой дорожные и коммунальные организации (кстати, в среду Сергею Михайловичу позвонил водитель, накануне съехавший в кювет возле Волковыска, и поблагодарил спасателей и работников ВКХ за оперативную помощь). Кроме того, сотрудники Волковысского РОЧС оказали помощь свислочским коллегам, убиравшим деревья, которые упали на дорогу в районе деревни Великое Село. В 13.50 26 января произошло аварийное отключение от сети подстанции «Западная» в Волковыске, в результате чего на некоторое время оставались без электроэнергии 96 жителей деревень Тимохи и Костевичи Гнезновского сельсовета. Бригады Волковысских электросетей восстановили энергоснабжение к 16 часам того же дня. В то же время, на утро среды без электроэнергии оставались еще 150 населенных пунктов семи других районов Гродненщины…

О задачах напомнили всем

Конечно, руководители каждой заинтересованной организации знают, что именно нужно делать их коллективам в таких экстремальных ситуациях. Но, во-первых, таких сюрпризов погода не преподносила уже давно, и, во-вторых, со всеми последствиями сразу справиться тоже невозможно. Понятно, что в таких случаях не все будут довольны работой тех же дорожных или коммунальных служб, и в разные инстанции начнут поступать обращения граждан.

Чтобы скорректировать деятельность по ликвидации последствий прохождения циклона, в среду председатель Волковысского райисполкома Михаил Ситько собрал оперативное совещание, на котором еще раз напомнил всем их задачи. Он отметил, что многие проблемы на тот момент не были решены: не до всех покупателей доехали автолавки, не все школьные автобусы смогли доставить детей к месту учебы. Руководитель района поставил задачу за два—три дня расчистить все дороги и улицы населенных пунктов: из-за того, что не убраны тротуары, люди нередко выходят на проезжую часть, рискуя своими жизнями. В то же время, хождение по заснеженным тротуарам не менее чревато. По сообщениям медиков, только за 26 января и только в Волковыске 18 человек получили гололедные травмы, среди них один ребенок.

Участвующие в расчистке организации должны пересмотреть графики работы сотрудников так, чтобы пересменка заканчивалась до 6 часов утра, и к 8 часам, когда в основном люди идут или едут на работу, учебу и по другим делам, передвижение не было затруднительным. Вместе с тем, нужно подумать об организации питания работников: двенадцатичасовую смену с одной «ссобойкой» отработать непросто. Представителям «Белнефтехима» Михаил Ситько напомнил об организации бесперебойной поставки зимнего топлива, а дорожникам — о выставлении снегозадерживающих щитов. Объекты социальной сферы — учебные заведения, стационары здравоохранения — должны быть в полном объеме обеспечены продуктами питания, при необходимости в случае понижения температуры следует при содействии Красного Креста оборудовать пункты обогрева.

По-прежнему, подчеркнул председатель райисполкома, не должны оставаться в стороне от проблемы сельскохозяйственные и промышленные организации. У них имеется подходящая техника, а, к примеру, «Красносельскстройматериалы» могут и должны предоставлять мощный подъемный кран в случае схода в кювет большегрузного автотранспорта. В общем, нужно четко координировать работу (эта обязанность возложена на заместителей председателя райисполкома) и действовать совместными усилиями — тогда и справиться с проблемой будет проще.

Олег АВШТОЛЬ

Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!


Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.

Прочитано 2137 раз Печать