Чем знаменит израильский археолог Эруд Нетцер?
Этого человека уже восемь лет нет в живых. Специалист Еврейского университета погиб при археологических раскопках усыпальницы царя Ирода в 2010 году. Раскопки же Эруд Нетцер многие годы проводил в самых известных в истории Израиля местах. В результате его исследований было установлено, что царь Ирод (да, да, тот самый жестокий царь, который хотел оставаться единственным в Галилее царем и велел убить в Вифлееме и вблизи этого города всех младенцев, так как волхвы сказали ему, что Иисус станет царем), был не только убийцей, но еще и успешным архитектором-строителем. При нем в Иерусалиме была совершена полная перестройка Иерусалимского Храма, комплекса Кесария, дворцового комплекса в Масаде. по его проектам построено много зданий.
Эруд Нетцер в 2007 году нашел могилу Ирода и останки его захоронения в комплексе Иродион, расположенном в 15 километрах от Иерусалима. И занялся раскопками на руинах этого комплекса. В мавзолее были обнаружены еще два саркофага, возможно, принадлежавшие сыновьям Ирода. Оба хорошо сохранились, в отличие от саркофага Ирода. Скорее всего, он был разрушен в ходе антиримского восстания евреев в 66—72 гг. нашей эры.
В 2010 году при раскопках в комплексе Иродион Ируд Нетцер погиб: упал с высоты и разбился. Ученый-археолог пользуется мировой известностью и уважением не только в Израиле: вместе с другими израильскими археологами он обнаружил немало артефактов, раскрывающих древнюю историю еврейского народа, и тем самым внес большой вклад в мировую науку.
Двора и ее смелая задумка
Ядром своеобразной «домашней делегации», конечно же, была мать Двора. Объясняя причину интереса ее семьи к нашим местам, она рассказала, что в конце 19 и начале 20-го столетия в Волковыске жили их близкие родственники по фамилии Паппе. В отличие от многочисленной родни они были богаты, имели двухэтажный кирпичный дом, свои магазины строительных материалов и склады, свое литейное производство. И ей очень хотелось увидеть то место, где они стали богатыми, посмотреть, какое оно теперь, узнать о жизни волковысских евреев и, возможно, найти какую-то ниточку, связывающую местных историков с потомками рода Паппе. А вдруг кто-то из них еще жив?
С этой целью Двора Нетцер приложила героические усилия: в ее почти 78-летнем возрасте отважилась на дальнюю дорогу. Звал кровный долг. Благо, времени для этого теперь у женщины хватает: Двора уже на пенсии. Ранее она тоже была археологом, и вместе с мужем преодолевала все трудности, подстерегающие представителей этой профессии в их благородном деле. Потом стала социальным работником и гордится, что работала в известной больнице Хадаса, где успешно лечат детей с врожденными пороками. В том числе и с других государств, включая Беларусь. В смелой задумке Двору поддержали четверо ее и Эруда Нетцера детей.
— Жили наши родственники в Волковыске на Городской и Базарной площадях, — рассказывала она во время нашей короткой встречи в гостинице «Березка».
— Как раз в этом месте, где сегодня расположена гостиница и где мы сейчас собрались, в ту пору находилась Городская площадь, — пояснила главный специалист отдела идеологической работы и по делам молодежи Волковысского райисполкома Татьяна Сергеева. Она сопровождала делегацию в поездке по району и привезла израильтянам подарки от его руководства. Изготовленные руками учащихся районного центра ремесел «домовенки» вызвали неподдельное восхищение гостей.
Взрослые дети Дворы Нетцер обосновались в Палестине
С Дворой в Волковыск приехали 49-летний сын Юсеф Нетцер, работающий в авиационной промышленности и проживающий невдалеке от древнего и вечно молодого израильского города Хайфа, третьего по величине в Израиле; дочь Рути Байдач, учительница и… раввин, которая преподает своим ученикам еврейскую философию и традиции, проживающая в поселке недалеко от Галилеи, где рос и начинал свое служение Иисус. Ей 51 год; 52-летняя Хана Нетцер — арт-терапевт и фотограф, проживающая в Иерусалиме — столице и крупнейшем городе Израиля, одном из древнейших городов мира и столице трех религий — иудаизма, христианства и ислама, и Яэль Нетцер — профессор, специалист в области компьютерных наук. Она живет в Тель Авиве, втором по величине городе в Израиле, расположенном на побережье Средиземного моря, и преподает в университете Бершева.
Шварцы — из Международного общественного объединения «Волюнтас»
Сопровождали еврейскую семью в этой поездке супруги Галина и Франклин Джеймс Шварц, проживающие в Минске и представляющие Международное общественное объединение «Волюнтас». Они заинтересованы в привлечении инвестиций для реализации социальных и культурных программ. Франклин Джеймс является председателем этого общественного объединения, которое уже много лет занимается приемом иностранных делегаций. По профессии Франклин Джеймс — историк. А благодаря педагогу-лингвисту Галине, которая выступала в роли переводчика, мы смогли полноценно общаться.
В Волковыске погибло более 5 тысяч евреев. Среди них было 27 врачей, 50 учителей и 5 инженеров
Познавательную экскурсию для семьи Нетцер сделал научный сотрудник местного музея имени Багратиона Константин ШИШМАКОВ. Он рассказал о еврейской диаспоре, проживавшей в нашем городе в 19—20 веках, а также проживающей сегодня, о еврейском гетто и порядках, установленных немецко-фашистскими захватчиками на нашей земле, о трагической судьбе местных евреев, замученных в фашистских застенках и концентрационных лагерях на территории Беларуси и Польши.
Еврейский район, который назывался Торговые ряды, в Волковыске был расположен на месте, где теперь находится городская площадь. До 1905 года еврейское население в Волковыске процветало. Но в 1905 году в городе случился большой пожар, в котором сгорела еврейская синагога. И значительная часть евреев предпочла переехать в Гродно. С этого времени до начала Великой Отечественной войны с Германией в Волковыске проживало только 5 140 евреев.
После начала советско-польской войны Волковыск вошел в состав Польши, и сюда стали переселяться польские евреи. Это значительно увеличило еврейскую диаспору в наших местах, однако количество евреев по-прежнему оставалось небольшим.
Многие имели здесь свои дома и свое производство. Например, ювелирная и часовая мастерская были у Шиффа, литейная фабрика — у Бараша. Функционировала еврейская больница, здание которой сохранилось до сих пор. Однако еврейские врачи не пережили период Холокоста — они были уничтожены немецко-фашистскими захватчиками.
С первых дней оккупации еврейский район был практически уничтожен. На территории Волковыщины были установлены антиеврейские законы. В еврейском доме по улице Жолудева расположилась немецкая комендатура.
Первоначально в Волковыске еврейского гетто не было, дома евреев были просто помечены шестиугольной звездой, а для их устрашения была проведена специальная акция. В результате ее было убито 200 человек из числа еврейского населения.
В 1942 году проведено первое переселение евреев из своих домов в гетто на перекрестке ул. Жолудева и ул. Медведева в Волковыске. Руководителю Юденрата Исхаку Вайнбергу было приказано собрать всех евреев города, а им — покинуть свои дома и переместиться в гетто. 26 октября 1942 года туда принудительно переселены все местные евреи, а затем и евреи близлежащих населенных пунктов и районов — Ружанского, Пружанского, Мостовского, Свислочского, Берестовицкого. Так было собрано 10 200 человек еврейской национальности. При этом в самых плохих условиях содержались ружанские евреи. В день их умирало по 20 человек.
Главной проблемой для еврейского населения стало то, что Исхак Вайнберг был врачом, и он оказывал помощь местным партизанам. Предатель его выдал, и в назидание другим всех волковысских врачей еврейской национальности расстреляли.
Новым главой Юденрата был назначен Ной Фокс, а его помощником — Жама Даниэль. Вдвоем они старались отсрочить отправку евреев из волковысского гетто в концентрационные лагеря Освенцим и Треблинку, оттягивая закрытие гетто в нашем городе. Однако это не удавалось. На них немцами были взвалены все черновые работы по составлению списков узников, которые направлялись на уничтожение. В гетто разрешили оставить лишь 700 мужчин и 100 женщин. При этом запретили забирать детей, и евреи, которые так и не смогли с ними расстаться, прятали малышей в мешки из-под картофеля, а сверху закрывали одеждой. Чтобы дети не плакали, их усыпляли снотворным.
Евреи были заселены в трех блоках, освободившихся после смерти военнопленных. Оттуда их отправляли на железнодорожную станцию и далее — в Освенцим и Треблинку. Из всех евреев из концлагерей возвратилась лишь одна — Александра Жданович. А после войны осталось в живых всего 40 волковысских евреев. Еще 200 репатриировались в Польшу.
Выжили те, которые смогли сбежать из гетто и присоединились к партизанам. Остальные погибли. Многие евреи покинули Волковыск и уехали в Белосток в надежде, что там будет лучше. Но попали в Белостокское гетто или другие концентрационные лагеря. Судьба их до сих пор не известна, как не известны и фамилии.
К сожалению, в бараках оставались больные люди, и немцы поставили туда бочки с хлором, чтобы окончательно расправиться с еврейским населением в наших местах. 26 января 1943 года еврейское гетто в Волковыске перестало существовать. Последние 600 человек были отправлены в Освенцим.
В Волковыск по окончании войны вернулись всего 40 евреев. Это были люди, которые жили здесь раньше, и отношение к ним местного населения было уважительное. Не было никаких антисемитских настроений. Ведь это были ветераны Великой Отечественной войны, которые боролись с фашизмом наряду с другими защитниками нашего Отечества. А к ветеранам у нас всегда относились с почетом.
Имена троих из волковычан как спасителей еврейского народа в годы второй мировой войны увековечены в аллее славы Мемориального музея Яд ва-Шем в Иерусалиме. Это Александр Новосад, Марьян Янковский и Леолянда Янковская (Завадская). Еще несколько человек, которые укрывали евреев и имена которых, к сожалению, установить не удалось, были расстреляны вместе с еврейским населением.
В музее истории Волпы Волповской средней школы состоялась встреча семьи Нетцер со старшим научным сотрудником, доктором исторических наук, руководителем проекта «История евреев Беларуси, Центр диаспоры при Тель-Авивском университете Леонидом СМИЛОВИЦКИМ. В настоящее время он находится в нашей стране и собирает материалы для своей новой книги «По следам еврейских кладбищ в Беларуси».
Кстати, 1 ноября 1942 года были расстреляны 60 волповских евреев. Остальные 900 были отправлены в волковысское гетто. Память о них хранится в школьном музее истории Волпы, который возглавляет учитель-энтузиаст Тереса Кудрик. Об этом она и рассказала израильским гостям.
Далее белорусский путь Нетцеров пролег на Брестчину, на землях которой также оставили след предки их древнего рода. Но все Нетцеры надеются, что, прочитав этот материал, потомки Паппе из Волковыска еще отзовутся. И мы надеемся тоже. И ждем.
Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.