Начиналось все 15 лет назад, когда летом 2003-го на открытой площадке территории грузового автопарка № 7 (именно такое название носило тогда предприятие «Красносельскавтотранс») появились первые стенды для проверки тормозов, люфтомер, газоанализатор и другое оборудование. «Оно было не самым современным, для установки нового сложного оборудования нужно было переехать в помещение», — вспоминает начальник диагностической станции Анатолий Милюк, отдавший работе в «Красносельскавтотрансе» четыре десятка лет и около девяти из них возглавляющий станцию. За год было возведено новое помещение, соответствующее нормативам, и коллектив справил новоселье. Появилась возможность приобрести современное оборудование, что и было сделано. Со временем оснащение станции улучшалось, велось благоустройство. Модернизация продолжается и сейчас: устроены отопление, современная приточная и вытяжная вентиляция, стол заказов, облагорожен выезд. Два года назад на станции появился шумомер для проверки уровня шума, издаваемого транспортным средством. На текущий момент оборудование диагностической станции № 7 отвечает всем требованиям, предъявляемым к таким объектам согласно Постановлению Минтранса № 73 от 24 августа 2009 года, но есть планы его еще обновить — например, приобрести более современный тестер люфтов.
На станции могут пройти государственный технический осмотр транспортные средства всех категорий — и мотоциклы, и легковые автомобили, и тяжелые грузовики, и автобусы (таких станций в районе две, еще одна находится в автобусном парке № 4). А как же знаменитые красносельские БелАЗы?.. «Им просто не нужно проходить гостехосмотр, потому что БелАЗы считаются технологическим транспортом, не выезжающим на дороги общего пользования», — объясняет Анатолий Генрихович. В год на станцию приезжают более 5 тысяч автомобилей всех категорий, но нагрузка по сезонам распределяется неравномерно: например, в январе техосмотр прошли 170 транспортных средств, в июле — 583. Работники станции объясняют: это потому, что летом подготовить машину к техосмотру проще — к примеру, покрасить.
Коллектив диагностической станции № 7 состоит сейчас из двух человек — это начальник Анатолий Милюк и инженер-диагност с 14-летним стажем Сергей Кичкайло, кроме того, на станции работает инженер УП «Белтехосмотр» Анатолий Гоздик. Все — люди опытные, но, как говорят работники, без этого хорошим диагностом быть просто невозможно. Нужно как минимум год набираться опыта непосредственно на станции (в том числе три месяца официально числиться стажером, после чего пройти двухнедельные курсы в УП «Белтехосмотр»), до этого получить высшее техническое образование или среднее специальное, но иметь не менее чем трехлетний стаж работы. И, конечно же, нужно очень хорошо понимать технику. Ведь инженер-диагност должен разбираться во всех системах транспортного средства, чтобы не пропустить неисправность. Поэтому вряд ли будет преувеличением назвать этих людей специалистами на вес золота.
* * *
Важные моменты от инженера УП «Белтехосмотр» Анатолия Гоздика:
— многие задают вопрос: когда же будет отменена привязка госпошлины (называемой в народе «дорожным сбором») к прохождению техосмотра? Сейчас правительство прорабатывает этот вопрос — в том числе обсуждается вариант поэтапной уплаты пошлины в течение года. Ожидается, что к 1 июля 2019 года уплата будет отвязана от прохождения гостехосмотра;
— уже с 1 января 2018 года действует норма, согласно которой при смене владельца транспортного средства, у которого не истек срок прохождения гостехосмотра, отметка о разрешении на допуск к дорожному движению может быть перенесена в документы нового владельца. Для ускорения этого процесса желательно не терять разрешение — лучше всего сразу наклеить выдаваемую наклейку на лобовое стекло автомобиля в правом нижнем углу;
— обращаю внимание владельцев транспортных средств (особенно это касается руководителей автохозяйств и других юридических лиц): чтобы ускорить процесс выдачи разрешения, обеспечьте доступность и читаемость VIN-номеров транспортного средства;
— самые распространенные технические причины непрохождения гостехосмотра транспортным средством: неисправность тормозной системы (неисправность стояночного тормоза или неравномерность торможения как следствие износа тормозных колодок или барабанов, обрыва соединительных трубок), неисправность подвески (недопустимые зазоры в рычагах, опорах) и неправильная регулировка фар;
— и самый приятный момент. Всех водителей-профессионалов, работников дорожной отрасли, а также автолюбителей поздравляю с наступающим праздником! Желаю крепкого здоровья и безопасных дорог, по которым пусть движутся только исправные автомобили — а для этого желаю всем своевременно проходить техосмотр!
Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.