Цвета предательства. Почему бчб-символике не место в Беларуси - Новости Волковыска и района, газета "Наш час"

Электронная подписка на газету Наш час

Среда, 18 Ноября 2020 13:03

Цвета предательства. Почему бчб-символике не место в Беларуси

Сегодня вокруг бело-красно-белой символики, которая стала одним из символов несанкционированных протестных акций в Беларуси, построено множество фальсификаций и псевдоисторий. Как отметил в одном из своих интервью председатель Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Палаты представителей Национального собрания, член-корреспондент Национальной академии наук, доктор исторических наук, профессор Игорь Марзалюк, мистификации, прежде всего, связаны с древностью флага.

– Одна из наиболее романтических версий, претендующая на легенду, появилась в красочно иллюстрированной книге, изданной в то время, когда бчб-флаг и герб «Погоня» были государственными символами. И в ней говорится, что некий раненый белорусский князь повел воинов вперед, размахивая снятой с головы окровавленной повязкой. Так, дескать, возник бело-красно-белый флаг. Такая легенда действительно есть, но она не белорусская, а заимствована не очень разборчивыми господами. Это легенда о возникновении австрийского флага, и украдена она из австрийского фольклора! Если мы говорим про национальный флаг как флаг нации и государства, а не флаг династии, таковые стали появляться с возникновением наций. А это период не раньше XVII—XVIII веков. До того же применялись династические, земельные флаги, – рассказал в своем интервью Игорь Марзалюк. – Рассказывать о том, что бчб-флаг – это древнейший белорусский символ, который пришел к нам из эпохи Средневековья, а то и вовсе от Полоцкого княжества, это, мягко говоря, неправда. Не было такого флага. И возникнуть раньше национальной идеи он по определению не мог.

DSC_0284.JPGDSC_0291.JPG
 
Так когда и как появилась бело-красно-белая символика? Впервые бчб-флаг, как утверждает историк, появляется не ранее 1917 года, а его создателем является Клавдий Дуж-Душевский. Он – архитектор и общественный деятель из католической шляхты.

– Поэтесса, писательница, художник и общественный деятель Зоська Верас, которая была участницей Первого Всебелорусского съезда, вспоминала, что сразу на здании театра вывесили чисто белый флаг: белый цвет тогда воспринимался как чисто белорусский, как прямое воплощение Белой Руси. Но многие делегаты засомневались, ведь белый флаг стал еще и символом контрреволюции и реакции. И чтобы отмежеваться от этих параллелей, Белорусский национальный комитет разместил посреди полотнища символ революции – красную полосу. То есть эта полоса обозначала революцию 1917 года, а не что другое! Позже Дуж-Душевский говорил, что вариантов флага было несколько, но понравился именно этот, его и утвердили. Хотя на Всебелорусском съезде применяли два флага: красный и бело-красно-белый.

Официальным бчб-флаг стал уже с провозглашением Белорусской Народной Республики в условиях немецкой оккупации. Потом эта символика встречалась у различных группировок, например, в отрядах Станислава Булак-Булаховича, которые, кстати, «отличались тотальной резней евреев на Полесье». В 1920–1930-е бело-красно-белый флаг, по словам Игоря Марзалюка, использовался уже эпизодически. И в основном немногочисленными группами эмиграции. Но самые страшные события под его знаменем совершали коллаборационисты в годы немецко-фашистской оккупации. И о том, что еще во время Великой Отечественной войны бчб-символика стояла в одном ряду с нацисткой, знает каждый, кто вникал в историю.
 
DSC_0299.JPG

«Коллаборационисты – это не патриоты»

Евгений Николаевич Далидович – бывший разведчик партизанского отряда, полковник КГБ в отставке и просто человек, который всегда стоял на стороне правды и справедливости. Его яркие и, самое главное, правдивые истории и расследования – своего рода окно в историческое прошлое, где нет места ни преувеличению, ни фальши. Кроме того, Евгений Далидович один из следователей управления КГБ по Гродненской области, которому в 70-е годы было поручено расследовать очень важное дело в отношении участников 118-го полицейского батальона. Он был сформирован в Киеве в 1942 году и состоял из изменников Родины, которые забрали жизни нескольких тысяч мирных жителей.

DSC_0306.JPGDSC_0307.JPG
 
Особого внимания в этом случае стоит уделить символике – бчб-флагу, под знамя которого во время Великой Отечественной войны становились люди, которые перешли на сторону врага, то есть коллаборационисты. Получается, этот флаг не связан ни с государственными, ни с культурными традициями белорусского народа. Отсюда назревает вопрос: что движет людьми, которые сегодня выходят на улицы под бело-красно-белыми флагами и развешивают их повсюду? Знание истории? Патриотизм? Вряд ли…

далидович.JPG

– Коллаборационисты – это не патриоты, а люди, которые предали свою Родину и поступили на службу к немецким оккупантам. Они шли на различные должности, работали в немецких гарнизонах, вредили нашему народу и уничтожали его. Перед ними стояла задача захватить территорию СССР, уничтожить коммунистов, евреев, цыган, партизан, подпольщиков, красноармейцев... Когда я вижу то, что сейчас происходит в стране, под какими флагами выходят люди, кажется, что это потомки тех самых коллаборационистов, – рассказал ветеран Великой Отечественной войны Евгений Николаевич Далидович.

Трагедия, которая произошла в белорусской деревне Хатынь, например, сегодня известна всему миру. Именно здесь 22 марта 1943 года каратели нацистского полицейского 118-го батальона заживо сожгли 149 мирных жителей, большая часть которых – женщины и дети. К слову, еще 26 человек полицаи расстреляли уже после уничтожения белорусской деревни – тех, кто просто работал на вырубке леса вдоль дороги Плещеницы – Логойск.

DSC_0311.JPGDSC_0315.JPG

И это далеко не все злодеяния, которые совершили участники этого батальона. Свои карательные операции они совершали регулярно. К примеру, с 15 мая по 18 июня 1943 года на территории Докшицкого, Логойского и Борисовского районов проходила операция под кодовым названием «Котбус», в ходе которой было сожжено до ста населенных пунктов и убито 5 тысяч человек. Евгений Далидович четко помнит слова очевидцев, которые рассказывали, как каратели мостили гать трупами людей на труднопроходимых участках болот в районе Палика и перебирались по ним к Березине.

Кровавый след на белорусской земле оставили участники из 118-го нацистского полицейского батальона и в Налибокской пуще, где была операция «Герман», а также в Липичанской пуще на карательной операции «Вандсберг» и многое другое.

DSC_0316.JPG

Взгляд в будущее

И сейчас Евгений Далидович уверен, что жизнь народа и страны во многом зависит от профессионализма, патриотизма и воспитания молодого человека как гражданина. Поэтому бывший разведчик по сей день продолжает всячески содействовать патриотическому воспитанию молодежи.

Вообще, любовь и уважение к своей стране, ее героическому и историческому прошлому, национальным традициям и богатой культуре – основа воспитания подрастающего поколения, про которую не забывают ни в одном учебном учреждении. Для этого в учебную деятельность вводят тематические внеклассные часы, различные торжественные мероприятия, беседы с ветеранами…

Исследования Евгения Николаевича Далидовича, например, применяются в воспитательных целях на уроках истории. Например, наслышаны в гимназии №10 города Гродно о его материалах про Хатынь, в которых Евгений Николаевич после войны расследовал деятельность коллаборационистов: кто они такие и чем занимались.

– Материалы Евгения Николаевича Давидовича проходятся в рамках программы с воспитательными целями по истории Великой Отечественной войны, где затрагивается в том числе коллаборационизм: как создавался бчб-флаг, кто такие коллаборационисты и как они уничтожали деревни. Его воспоминания здесь действительно важны. Когда детям показываются реальные факты, они понимают это и не удивляются смене символики. Как результат не возникает по этому поводу и дискуссий. Когда мы проходим и по обществоведению референдум, где люди проголосовали за другую государственную символику, обсуждается, почему это произошло. Одна из основных причин – в памяти ветеранов и людей послевоенного времени бело-красно-белый флаг ассоциировался с деяниями коллаборационистов. И дети это понимают, – поделился Дмитрий Барановский, заместитель директора по учебной работе, учитель истории гимназии №10 города Гродно.

DSC_0319.JPG

Значимый вклад Евгений Далидович внес в развитие музея «Беларусь непокоренная» в гимназии №10 города Гродно, который посвящен партизанскому движению в нашей стране. Кстати, этот музей в гимназии выполняет одну из главных ролей в формировании патриотизма у учеников. Инициатором музея является бывший партизан Иван Павлович Бохан. Под его руководством создавалась большая часть экспонатов, среди них, например, карта партизанского движения в Беларуси, макет партизанской землянки, экспонаты внутри которой он создал сам: радиостанция, гармонь-двухрядка, наборный шрифт для листовок, а также военная атрибутика, буржуйка и многое другое. Пусть все в уменьшенном виде, но точь-в-точь передает антураж того далекого и непростого военного времени. Кроме того, он также рассказывал гимназистам истории из жизни, которые здесь помнят и ценят до сих пор.

DSC_0322.JPG
 
– Нашим ученикам Иван Павлович рассказывал многое о тех временах. Это не параграфы из учебника, здесь все куда интереснее. Это жизнь, которую повидал сам партизан Великой Отечественной войны, и на таких фактах можно более детально изучать историю, – отметил Дмитрий Барановский.

Сейчас на просторах музея можно увидеть порядка 200 оригинальных вещей военных времен: набор медсестры, военные листовки с различными призывами, немецкую карту, награды, которые передавали ветераны, воспоминания и переписки партизан, а также исторические фотографии.

Еще более интересной и познавательной история для учеников гимназии становится благодаря направлениям музея. Из основных – создание макетов своими руками. Например, уже можно увидеть макет концентрационного лагеря «Освенцим», который показывает ужасы оккупационного режима, а также панорамы «Крушение поезда», «Рельсовая война», которая наглядно представляет результаты действий партизан и подпольщиков в годы ВОВ.

Также в гимназии создан лекторский клуб для детей, которые проводят экскурсии в музее. А в рамках научного общества «Эврика» ученики совместно с преподавателями создают исследовательские работы на основе исторических документов и писем, а также отправляются в экспедиции по историческим местам.

Сейчас на базе музея «Беларусь непокоренная» проходят не только экскурсии, но и прием в пионерскую организацию, вручение билетов БРСМ, а также встречи с ветеранами города над Неманом и уроки памяти. Место действительно подходящее, ведь все как-никак пропитано духом патриотизма и гуманизма.
 
DSC_0326.JPG
 
Патриотический актив и антивандальные рейды

Именно патриотизм и уважение к истории Беларуси, кстати, сегодня движет неравнодушными гродненскими активистами, которые изо дня в день объединяются и «очищают» улицы города от негосударственной символики и неуместных политических лозунгов на стенах зданий и даже тротуарах.

– Лично для меня бчб-символика является символом унижения как белорусского народа в целом, так и моей семьи. Когда немецкие захватчики напали на СССР, мои родственники были сожжены коллаборационистами. Вся деревня была сожжена дотла, одной моей бабушке удалось спастись, но ее забрали в концлагерь. Это моя личная трагедия. Коллаборационисты приветствовали фашистских захватчиков, позже выступали под бело-красно-белыми флагами и развешивали их на захваченных немцами зданиях. И сейчас мне больно наблюдать возрождение тех символов, с которыми происходил захват белорусских земель. Это глумление над нашей историей, – рассказала Ольга Бондарева.

DSC_0333.JPGDSC_0341.JPG
 
По словам гродненки, равнодушными оставаться нельзя, ведь коллаборационистской символике не место на улицах нашего прекрасного города.

964f58de222de650970188c92f7dfd74.JPG

– Если перестанем с этим бороться, люди привыкнут. Поэтому «очищать» улицы от негосударственной символики будем до тех пор, пока этот вандализм не прекратится. Я могу понять, насколько больно взирать на это глумление над памятью нашего народа ветеранам, которые прошли войну и видели все те зверства, которые творили коллаборационисты и немецко-фашистские захватчики на наших территориях, – подметила Ольга.

Антивандальные рейды, как отмечает Ольга, становятся все более заметными: если изначально у людей, проходящих мимо, возникали споры и дискуссии, то сейчас становится все больше тех, кто подходит и благодарит за то, что они делают. И это как раз то единство, к которому стоит стремиться белорусскому обществу.

fa60c038812b3b574f778b9e77f6fc35.jpg
 
grodnonews.by

Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!


Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.

Прочитано 1082 раз Печать