Трудовой путь старшего Никитина начался 35 с лишним лет назад, когда после окончания Гомельского профессионального технического училища (сейчас это Гомельский государственный профессиональный лицей железнодорожного транспорта) он пришел работать в волковысское депо помощником машиниста тепловоза.
— Можно сказать, что это была моя мечта. С детства завораживали большие локомотивы, многочисленные вагоны, длинными цепочками движущиеся по железной дороге. А когда уже поступил в училище и приезжал на практику домой, то в очередной раз убедился в правильности сделанного выбора. Вернувшись из армии, работал помощником машиниста, «обкатывался» машинистом в грузовом движении, потом перешел на маневровые работы. Уже больше 10 лет работаю «в одно лицо», т. е. без помощника.
География поездок у опытного машиниста довольно обширная — Барановичи, Лунинец, Гродно, Лида и другие белорусские города. Каждая поездка — это новый вызов, который интересен, в том числе, и своей непредсказуемостью.
— Что мне нравится в нашей работе, так это то, что она заставляет держать себя в постоянном тонусе. Ты всегда начеку и не можешь дать слабину. Если допустишь маленькую оплошность, то она вполне может вылиться в большую проблему. Поэтому машинист всегда должен находиться в хорошей форме — физической, психологической и моральной. А еще обязательно должен уметь оперативно принимать решения во время внештатных ситуаций, опираясь на знания и опыт. Несмотря на то, что у нас в депо есть собственная ремонтная база, где выполняются большие объемы работ, порой приходится прямо в дороге устранять мелкие неисправности. Одним словом, машинист должен быть готов к любой неожиданности в пути.
Дорога, как известно, ошибок не прощает. И железнодорожное сообщение — не исключение.
— Некоторые романтизируют нашу профессию, считая, что приобщившись к ней, можно окунуться в приятную атмосферу путешествий. На деле все куда более прозаично и буднично. Работа машиниста — не сахар. Трудимся и в дневные смены, и в ночные. Расслабиться нельзя ни на минуту. А еще — это всегда стресс. За годы трудовой вахты всякое довелось повидать, в том числе и смертельные эпизоды, когда люди оказывались под колесами локомотива.
В этой ситуации важно уметь абстрагироваться от увиденного и дальше выполнять свою работу. И, конечно же, важна поддержка семьи. У Сергея Никитина любящая жена и двое сыновей.
— Супруга с пониманием относится к выбранной мною профессии. На протяжении многих лет ощущаю ее поддержку, внимание и заботу. Она изучила различные железнодорожные термины и знает их больше, чем какой-нибудь новичок, который только пришел работать в депо. Что касается детей, то изначально оба решили пойти по моим стопам, но в итоге свою жизнь с железной дорогой связал только Кирилл.
После девяти классов он поступил в Минский государственный профессионально-технический колледж железнодорожного транспорта им. Е. П. Юшкевича, после окончания которого несколько месяцев работал слесарем. Отслужив в армии, устроился помощником машиниста и постепенно «дорос» до управления поездом.
— Работа на самом деле трудная, устаешь от однообразия, особенно в ночные смены. Но мне нравится ездить. Я сознательно выбрал эту профессию и нисколько не жалею. Скажу прямо: тот, кто боится трудностей, — на железной дороге не задержится. Надо любить то, чем занимаешься, и тогда другую работу искать не будешь.
У Кирилла ответственная работа — он водит грузовые поезда, но есть еще более важная миссия, по его мнению.
— Это управление пассажирским поездом. Ты отвечаешь за сотни жизней и специфика этой работы, на мой взгляд, более сложная, чем перевозка грузов, которой занимаюсь я.
Железнодорожная династия Никитиных, возможно, продолжится. У Сергея Никитина подрастает внук, в числе любимых игрушек которого — железная дорога с поездами. Но настаивать на выборе будущей профессии дедушка не будет:
— Станет он машинистом, водителем или космонавтом — это его личное дело. Пускай сам выбирает и определяется. Но если ему будет по душе выбранная мною и моим сыном профессия, то я обязательно ему расскажу о ней и помогу сделать первые шаги.
Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.