Как правильно покупать в интернете - Новости Волковыска и района, газета "Наш час"

Электронная подписка на газету Наш час

Суббота, 19 Марта 2022 19:18

Как правильно покупать в интернете

Все больше сделок осуществляется в сети Интернет, где есть свои риски и опасности. Всемирный день потребителя в этом году проводится под девизом «Справедливые цифровые финансовые услуги».

Одной из наиболее популярных цифровых финансовых услуг является приобретение товаров через интернет. День потребителя — хороший повод обратиться к теме рисков и оптимальных правил в данном сегменте, следуя которым права потребителя можно отстоять.

К чему нужно быть готовым при покупках в интернет-магазинах, рассказала Валентина Голда, главный специалист отдела торговли и услуг управления экономики, торговли и услуг Волковысского райисполкома:

—  Первое типичное нарушение в интернет-торговле — отказ от продажи товара по цене, которая указывалась на сайте интернет-магазина. Договор купли-продажи считается заключенным, как только потребитель заказал на сайте товар по указанной цене и увидел ответ, что заказ принят. И заключен договор по той цене, которая была на сайте. Поэтому, если в последующем продавец продает товар по более высокой цене, это считается нарушением законодательства.

Для защиты своих прав в этом случае отдел торговли рекомендует сначала обратиться к самому продавцу. Изложить письменно претензию, указать требование о продаже товара по цене, по которой сделал заказ потребитель, с приложением подтверждающих документов. Такую претензию лучше отправлять почтовым заказным письмом с уведомлением, письмом по электронному адресу или через форму обратной связи на сайте интернет-магазина. Обязательно сохраняйте всю переписку. Далее, если продавец не предпринимает никаких действий, вы имеете право в соответствии с законом «О защите прав потребителей» обратиться в исполнительный распорядительный орган по месту нахождения или регистрации продавца, юридического лица, или по месту своего проживания, чтобы урегулировать спор в досудебном порядке. В отделе торговли и услуг специалисты проконсультируют вас, дадут образец для написания претензии. Но это касается только продавцов интернет-магазинов, размещенных в интернете на домене «by» (на сайты с расширением «com», «ru» белорусский закон о защите прав потребителей не распространяется). Если ваше требование не удовлетворяется и продавец не пошел навстречу, тогда уже вы решаете, обращаться в суд или нет. Помогут составить исковое заявление для направления в суд там же, в нашем отделе, или вы можете обратиться в общественное объединение потребителей либо к юристам для составления такого иска.

Еще одно нарушение касается формы оплаты. Законодательством о защите прав потребителей предусмотрено, что оплата товаров осуществляется в наличной и безналичной формах. Обязанность проводить только безналичные расчеты на интернет-магазины не распространяется. Продавец должен предоставить потребителю право выбора. Если при получении товара с курьером или в пунктах выдачи работник интернет-магазина отказывается принимать наличные или принимать оплату картой, тогда это будет нарушением.

И еще одно, третье типичное нарушение — установление минимальной суммы заказа. Например, на сайтах интернет-продавцов встречаются ограничения по минимальной сумме заказа, например, заказ принимается на сумму от Br20. Но данное указание — это ограничение прав потребителя на свободный выбор товара. Поэтому продавец не должен устанавливать такие лимиты, если речь не идет о доставке. В последнем случае интернет-продавец может указать, что при стоимости товара до Br20 доставка платная.

Валентина Анатольевна также дала несколько советов, как проверить прозрачно ли работает интернет-магазин, поскольку в Беларуси не ведется реестр добросовестных интернет-продавцов. Следует обратить внимание на следующие моменты:

1.Зарегистрирован ли интернет-магазин в Торговом реестре, такую информацию можно проверить на сайте Министерства антимонопольного регулирования и торговли.

2.На главной странице сайта интернет-магазина обязательно должна присутствовать информация о продавце, его наименовании, местонахождении, учетном номере плательщика. Если такой информации нет, интернет-продавец фактически скрывает свое наименование и месторасположение, нужно задуматься, стоит ли покупать на таком сайте товары.

3.Также обязательно на сайте должна быть полная информация о товаре — наименование, производитель, поставщик, сроки и условия доставки, цена и т.д.

Наличие такой информации поможет разрешить спорную ситуацию с покупкой, потому что будет известен продавец, которому можно предъявить претензию.

В отдел торговли и услуг периодически поступают жалобы граждан, которые приобрели товар в социальных сетях. Суть жалоб, как правило, сводится к тому, что продавец не отвечает на претензии потребителя по качеству товара, не выходит на связь.

В этих случаях главный совет — не приобретать товары в социальных сетях. Потому что, как правило, через социальные сети товары продают граждане, которые не зарегистрированы в качестве субъектов хозяйствования, это не ИП или юрлица. И в данном случае получается, что потребитель приобрел товар просто у физического лица, это сделка между двумя физлицами, на такие взаимоотношения закон «О защите прав потребителей» не распространяется.

Проблемы с товаром, например, с его качеством, тогда можно будет разрешить только в судебном порядке. Если, конечно же, сумеете найти продавца, поскольку в соцсетях он может вполне быть под вымышленным именем.

Безусловно, товары в соцсетях могут быть немного дешевле. Но потребитель должен понимать, что сам несет риски покупки не у профессионального продавца в виде приобретения некачественного товара или не соответствующего описаниям.

Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!

Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!


Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.

Прочитано 437 раз Печать