Но не только постоянные «клиенты» знают ее — она тоже знает их, обращаясь к ним по имени-отчеству без подглядывания в записи и за месяц не забывая о событиях, происходящих в зачастую скудной на разнообразие жизни пенсионеров (а на участке, который обслуживает Людмила Гарбун, живут около восьми сотен человек!). А потому совершенно не удивительно, что те очень ждут свою Васильевну не только — и скорее всего, даже не столько — потому, что она несет им их «стариковскую зарплату». Общение, доброе слово, участие, позитивная энергия — всем этим Людмила Васильевна неустанно и щедро делится с теми, в чьи дома приходит. А еще ей очень благодарен за долгое плодотворное сотрудничество наш редакционный коллектив: в течение 12 лет она параллельно с выполнением своих прямых обязанностей помогала нам оформлять подписку на районную газету.
С пенсионерами почтальон предприятия «ПРИО» Людмила Гарбун работает уже 22 года, с самого первого дня существования этого трудового коллектива. Путь ее к этой важной и благородной миссии оказался довольно замысловатым. Ведь в школьные годы мостовчанка Люда собиралась стать учителем — тоже, в общем, работать с людьми, только не с пенсионерами, а скорее с пионерами. Но вскоре судьба сделала первый интересный зигзаг: в старших классах девушка вместе со школьными друзьями на летних каникулах трудилась в стройбригаде, и… ей понравилось работать на стройке! Люда начала подумывать, как бы совместить в будущем уже два своих интереса, и решила поступать на инженерно-педагогический факультет, чтобы потом учить будущих строителей. Но, вспоминает теперь Людмила Васильевна, ее отец, очень мудрый человек, отсоветовал: ну куда ты, говорит, после школы придешь учить ребят, которые уже вернулись из армии, где-то поработали, имеют опыт. В общем, папа порекомендовал Люде сначала самой набраться строительного ума-разума: получить специальность инженера и попрактиковаться на настоящей стройке. Девушка так и сделала, поступила в политехнический институт в Минск.
В столице студентка Людмила познакомилась с парнем Володей из Калинковичей, который тогда учился на подготовительном отделении. Знакомство постепенно переросло в дружбу, а затем в любовь, которая вскоре стала фундаментом новой семьи. Молодой супруг после подготовительного отделения был направлен учиться в Гомель, и через некоторое время Людмила, которая заканчивала учебу раньше, как одна из лучших студенток выбрала себе распределение в тот же город, чтобы семья воссоединилась. К моменту, когда обучение завершил Владимир, у них уже появился первенец. В Гомеле, куда предлагали распределиться мужу, с десяток лет нужно было ждать только места в общежитии, а до этого мотаться по съемным квартирам — не очень удобно для молодой семьи с маленьким сыном. И тут возник вариант Волковыска: завод литейного оборудования, в ту пору крепко стоявшее на ногах предприятие союзного значения, предлагал молодому специалисту сразу же места в общежитии и детсаду, а в течение пяти лет — квартиру. На семейном совете решили — надо ехать. На календаре был 1983 год.
…До этого в Волковыске ни разу не были ни Владимир, ни Людмила —
несмотря на то, что родилась и выросла она в соседних Мостах. Но, конечно, близость к родительскому дому для нее была дополнительным плюсом этого варианта. Супруги приехали, поселились, а через несколько лет получили и обещанную квартиру. Владимир работал на литейном, Людмиле же по специальности устроиться не удалось: сложилось так, что ей нужно было оставаться дома. Выход нашелся в виде существовавших в ту пору комбинатов надомного труда: раз в месяц Людмила ездила в Гродно, брала работу и трудилась дома. Так продолжалось десять лет. Но распался Советский Союз, кризис проник во все отрасли, и в комбинате надомного труда работы почти не было. Вернее, была, но только на день—другой. Рассудив, что такие частые поездки в Гродно уже не окупятся даже зарплатой, Людмила уволилась и пошла искать другую работу в Волковыске.
Как дипломированный инженер-строитель, она обратилась в строительный трест. Там ей предложили пройти сложнейшие, по слухам, тесты. Людмила ответила на вопросы, не найдя там ничего особо сложного, и по результатам тестирования тогдашний директор треста Игорь Голован сказал ей: мы берем вас на работу. И практически в те же дни ей предложили устроиться в создававшееся предприятие «ПРИО». В общем, не было ни одной работы, а тут появилось сразу две, на выбор — и это в тяжелом 1993 году. Снова был семейный совет. Владимир Николаевич в ту пору почти без выходных трудился на литейном, а для Людмилы Васильевны трудоустройство в трест тоже означало бы уход на работу ранним утром и появление дома поздним вечером. Дети — а за сыном в семье появилась и дочурка — в таком случае вообще почти не видели бы родителей. Вот и решили: работать Людмиле в «ПРИО», хотя и осталось у нее нереализованным давнее желание связать свою профессиональную судьбу со строительством.
Как устроилась Людмила Васильевна в «ПРИО» тогда, так и не уходила оттуда. Впрочем, говорит она, по своему желанию оттуда вообще никто не уходил: коллектив подобрался дружный, ответственный, и перемены в нем были связаны лишь с небольшим сокращением штата 13 лет назад да с тем, что работники уходили на пенсию. Тогдашний начальник управления соцзащиты Чеслав Станкевич, при деятельном участии и под руководством которого создавалось это уникальное в своем роде предприятие, обучал работников тонкостям Трудового кодекса, чтобы те могли что-то разъяснить и подсказать пенсионерам прямо на месте, у них дома, облегчая тем самым и им жизнь, и коллективу управления соцзащиты труд. Так что работники «ПРИО» стали для стариков людьми, которые не только приносят пенсию, но и могут посоветовать, проинформировать, что-то объяснить. За 22 года на этом месте, говорит Людмила Васильевна, она не устала. Ни морально, ни физически, несмотря на то, что работа не из простых в обоих этих смыслах. «Я по-прежнему люблю свою работу. Ведь это общение с очень интересными людьми, каждый из которых умудрен своим жизненным опытом. Они ждут тебя с какими-то своими вопросами, но и сами могут что-то посоветовать, подсказать, да просто даже отвлечь от каких-то грустных мыслей. Когда у меня был сложный период в жизни, они мне очень помогли, поддержали. И мне люди часто доверяют свои сокровенные переживания, зная, что я не пойду никому о них распространяться. Кому-то что-то объясню, подскажу — смотрю, человек уже не расстроен, с другим настроением сидит. И думаю: значит, есть от меня какая-то польза, не зря живу на этой земле», — говорит Людмила Васильевна. И даже в те дни, когда на работу не нужно (а у работников «ПРИО» официальный выходной только в воскресенье), без дела она не сидит: любит вязать, летом — работать на даче. Нередко встречается с братом и сестрой, которые тоже живут в Гродненской области, а на праздники вся большая дружная семья обязательно собирается в доме у кого-нибудь из ее членов. Часто гостит в родительском доме сын, который живет в Мостах. Дочь бывает реже — теперь вместе с семьей она перебралась из Минска за океан, в солнечную Калифорнию, — но ежедневно общается с мамой и папой, благо современные средства связи позволяют не только слышать, но и видеть собеседника на другом краю света.
Вчера Людмила Гарбун, а также ее коллеги по «ПРИО» и все, кто работает в отрасли социальной защиты, отметили профессиональный праздник. Для коллектива «ПРИО» это всегда напряженный день — один из немногих будней между новогодними и рождественскими праздниками, поэтому в этот день зачастую работники доставляют пенсии тем, у кого они по графику 7-го числа. Может быть, сам факт профессионального праздника для этого коллектива — и не главное. Важнее и ценнее, пожалуй, уважение, доверие и доброе отношение людей, ради которых они работают. И которые ждут их в своих домах.
Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.