Коротко о главном
Подоросский сельсовет расположен на самом краю района, в 30 километрах от Волковыска. Он сравнительно невелик, включает в себя 14 населенных пунктов, в которых, по последним данным, проживает 1 265 человек. Если сравнить с 2010 годом — 1 605 жителей, то видно, что население здесь уменьшается. Есть деревни, которые, к сожалению, скоро опустеют. Сегодня, к примеру, в Старинках обитает только один человек, в Дубровниках — четыре, в Шамбелине — семь.
Тем не менее, людям, проживающим на территории этого сельсовета, есть где учиться, работать, отдыхать, лечиться. Есть здесь и детский сад, и школа, есть Дом культуры и клуб, есть магазины и библиотеки, есть амбулатория общей практики и аптека, есть почтовое отделение связи и отделение ОАО «Беларусбанк»… Для верующих регулярно проводятся службы в костеле и двух церквах. Кстати, все объекты за последние годы в той или иной степени были реконструированы, отремонтированы, облагорожены.
Одним словом, на территории Подоросского сельсовета есть все необходимое для жизни. Кроме того, здесь можно отлично отдохнуть и прекрасно провести время: посмотреть на реставрируемые старинные замки в Красках и Подороске, искупаться в многочисленных озерах, порыбачить на щуку, карася, окуня, плотву. К слову, места здесь необыкновенно красивые, даже в зимнее время это несложно разглядеть.
Трудоспособная часть населения работает, в основном, в СКУП «Подороск», специализирующемся на молочном и мясном животноводстве, выращивании зерновых культур и сахарной свеклы. Также на территории сельсовета расположены Подоросское лесничество и фермерско-крестьянское хозяйство «Агро-Старинки».
Практически по всей территории сельсовета проходят автомобильные дороги областного и республиканского значения, в частности, автомагистраль Гродно — Брест.
Это жизнь
Коллектив Подоросского сельсккого исполнительного комитета небольшой — всего три человека: председатель Александр Куделько, управделами Ядвига Шидловская и ведущий специалист Светлана Литовка. А вот вопросы, которые им приходится решать, масштабные. По крайней мере, таковыми они считаются в рамках конкретной местности и конкретных людей.
Главной задачей для себя работники сельисполкома считают повышение качества жизни и благосостояния населения, удовлетворение основных потребностей жителей сельсовета в материальных благах и услугах, оказание помощи малообеспеченным и находящимся в трудной жизненной ситуации гражданам. Это, конечно, общие слова, но за ними скрывается огромный перечень невидимой и часто по заслугам не оцененной работы. От наведения порядка по всем уголкам до ограждения многочисленных кладбищ и выдачи справок того или иного характера. Практически ни одна проблема не проходит мимо работников сельсовета. Даже, как бы смешно это ни звучало, семейные «разборки» и те входят в круг забот. А взять ту же работу с людьми — там вообще масса вопросов по самым различным направлениям: содержание придомовых территорий в надлежащем санитарном порядке, снос старых домов, которые пустуют, отношения с наследниками, земельные недоразумения и споры...
Рабочий день у них, можно сказать, не кончается. В зоне доступа людей находится сельисполком с раннего утра до позднего вечера. Конечно, есть определенные часы приема, но кто на них обращает внимание? Люди звонят и приходят тогда, когда у них возникают проблемы, а не по расписанию. Номер мобильного телефона Александра Николаевича известен практически каждому жителю сельсовета. И часто бывает, что неотложные дела его «подопечных» неожиданно выходят на первое место:
— Рассчитать свой рабочий день я не могу. Точнее, планы-то есть, конечно, но на деле все происходит иначе. Я, к примеру, собираюсь с утра проехать по деревням, проведать определенную категорию граждан, посмотреть, в каком состоянии находятся дома, заборы, кладбища, а придя на работу, вижу человека, которому очень нужна помощь. Вот и уходит объезд на второй план. А проблемы человека приходится решать безотлагательно.
В характере Александра Николаевича преобладающая черта — скромность. Говорить о каких-то достижениях он не хочет и не любит. Конкретизировать сделанную работу тоже. Мол, цифры остаются цифрами, они больше нужны для галочки, а работу нашу должны оценивать те, кто нас выбрал и для кого мы трудимся. То есть, люди.
Сделано и делается в этом сельсовете и для этих людей немало. Приведу некоторые цифры. За прошедший год проведено 15 заседаний общественного пункта охраны правопорядка, на которых «направляли на путь истинный» 73 человека, ведущих аморальный образ жизни. Смотровыми комиссиями за этот период обследовано 558 домовладений и выявлено 212 нарушений правил противопожарной безопасности. Проведен 51 сельский сход с последующим исполнением замечаний и предложений сельчан.
Проводится постоянная работа по благоустройству населенных пунктов и кладбищ. В прошлом году снесено 5 пустующих ветхих домов, вырублены кустарники возле 10 бросовых домовладений в деревнях Конюхи и Голышки, благоустроено и рекультивировано несколько гектаров пустующей территории, дополнительно установлено три мусорных контейнера в населенных пунктах.
На территории сельсовета расположены кладбища и воинские захоронения, также нуждающиеся в постоянном присмотре и уходе. В прошлом году только на кладбище в деревне Сидельники было спилено 25 деревьев, вырублено 1,5 тысячи кв. метров кустарников.
Часто обсуждались и положительно решались волнующие жителей сельсовета проблемы работы автолавки, почты, культурной жизни, транспортного сообщения, благоустройства, медицинского обслуживания и многие другие. Но все же приоритетным направлением в Подоросском сельсовете, как, впрочем, и в любом другом, была и остается работа с людьми — встречи, беседы, совместное решение вопросов. А люди, они тоже разные бывают. Одни не понимают, для чего надо подправить покосившийся забор и скосить возле него траву, парируя, что им и так неплохо. Другие обещают, но не делают. Есть и такие, что по возрасту и состоянию здоровья просто не в силах что-то исправить. Тогда, закосав рукава, берет председатель в руки пилу, молоток или грабли и сам берется за дело…
— Хочется, чтобы люди не были разочарованы, чтобы у них не пропало желание обращаться к местной власти. Поэтому к каждому человеку нужно подойти по-особому, найти определенные слова и сделать определенные действия. Часто это получается. А иногда и нет. В большой семье, естественно, не угодишь всем. Хотя недоразумения всегда оставляют неприятный осадок в душе и желание все-таки их разрешить, — делится Александр Николаевич.
Сельсовет — это общий дом для каждого жителя. Его настоящее и будущее в руках инициативных и неравнодушных людей, желающих и умеющих не только показать пример хозяйственного отношения к делу, но и способных увлечь своих коллег, соседей, односельчан. Таких в сельсовете достаточно. Как и тех, без кого бы работники сельисполкома не справились. Только в единой связке с организациями, расположенными на территории сельсовета, общественностью, депутатами исполкому удается решать насущные для села вопросы. От плодотворного взаимодействия зависит и успех дела.
Одними из таких незаменимых являются, несомненно, социальные работники.
Дорогие ее старики
Почему Ирина Болбат выбрала это нелегкое дело — ухаживать за престарелыми жителями села? Она и сама толком не может ответить. По специальности бухгалтер, и другую работу себе найти могла бы. Именно с этой должности пошла Ирина в декретный отпуск. А потом так получилось, что решила попробовать себя в деле, которое может реально приносить людям добро. И вот уже больше 10 лет она — социальный работник, у которого в подопечных находится 12 пожилых людей из агрогородка Подороск и трех деревень — Губчицы, Дубичи и Омшары. Всего в этой зоне задействовано 18 социальных работников, Ирина входит в тройку лучших из них.
Что такое социальный работник? Если исходить из трактовки по википедии, то это человек, чья профессиональная деятельность имеет цель содействовать людям, социальным группам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации. Все это в работе Ирины присутствует. Но именно на селе, в глубинке, где население стареет с каждым годом, где деревни пустеют, социальный работник для своих подопечных не просто профессионал, мастерски справляющийся со своими обязанностями, а дочка, внучка, родной и близкий человек. Такой считают бабушки и дедушки Ирину. Проходят недели, месяцы, годы, а она все ухаживает за пожилыми людьми, помогает по хозяйству, приносит лекарства и продукты, выслушивает их истории. В день она посещает четырех человек и, бывает, рабочий день ее длится много больше привычных восьми часов.
— Я свыклась со своей работой, полюбила ее. К своим подопечным отношусь с уважением, проявляю терпение и тактичность, и они отвечают мне взаимностью. Да, тяжело бывает и физически и, тем более, морально. Но чувство того, что приношу старикам пользу в виде помощи и радости общения, сглаживает многие негативные моменты работы, — делится Ирина своими мыслями. И добавляет, что социальный работник должен быть немножко медсестрой, юристом, педагогом и даже дипломатом, ведь некоторые из тех, кого она опекает, весьма уязвимы, со сложными характерами и непростыми судьбами.
Сама она местная, из Губчиц. Замуж вышла в Подороск, здесь и живет вместе с мужем Виктором и сыном Сашей, девятиклассником. Кстати, ее «мальчики» помогают Ирине в работе, особенно зимой, когда надо снег расчищать и печки топить.
Ирина сравнивает себя и своих коллег с сестрами милосердия. На мой взгляд, сравнение очень точное. Из однозначных минусов профессии Ирина называет смерть тех, к кому привыкла. Как будто родственника теряешь. При всей своей грусти она старается поддержать жену или мужа умершего. Знает, что им тем более тяжело.
Софья Афанасьевна Наумик своего мужа Владимира Степановича потеряла всего несколько месяцев назад. Свежа боль утраты, говорить о ней без слез пожилая женщина не может. Тем более, что несколькими годами раньше умерла ее любимая дочка, которой только 47 лет было. Остался сын, который живет в Гродно. Приезжает к маме помочь по хозяйству, порыбачить на подоросском озере. Конечно, и поговорит с ней, но женского общения это заменить не может.
— Побудет два дня и снова домой уедет. Семья там, работа… А я сейчас должна была бы у дочки, Ларисочки моей быть. Она много лет жила в общежитии, так ждала получения квартиры. Бывало, сидит со мной и говорит, мол, скоро переберусь в новую квартиру, вас с папой заберу. Там церковь рядом, магазинов много, поликлиника, аптека… Хоть на старость лет вы, мамка и папка, хорошо поживете, с удобствами. Ни мы не пожили, ни доченька. Только и успела, что вещи перевезти из общежития. И умерла от рака. Она у меня была учительницей, — сквозь слезы, но с гордостью, говорит пожилая женщина.
Ирина уже тут как тут. Успокаивает старушку, переводит разговор на другие темы, чтобы отвлечь ее от печальных мыслей. И у нее это получается. Бабушка Зося стала вспоминать молодость, как на танцы ходила, замуж выходила, как детей воспитывала. Как передовой работницей была в полеводческой бригаде родного хозяйства. Как радовалась за мужа механизатора, когда тот получил новый трактор.
Она оказалась хорошей рассказчицей — за непродолжительное время общения мы с Ириной смогли как бы испытать на себе женскую долю Софьи Афанасьевны, прожить ее жизнь, в равной степени радостную и горькую.
А сейчас ежедневную радость пенсионерке приносит разве что рыжий упитанный кот, привезенный бабушке в «подарок» одним из внуков. А посещение ее социальным работником Ириой для нее — считай праздник. Тот свет в окошке, которого старушка всегда ожидает с нетерпением.
— Бабушка Зося сама почти все по хозяйству делает, даже курочек держит. Я ей только лекарства-продукты приношу и поддерживаю морально, — поясняет Ирина.
Нина Ивановна Дубровская — инвалид второй группы по опорно-двигательному аппарату. Ирина стала ее обслуживать, когда был еще жив муж пенсионерки. А теперь в услугах социального работника бабушка нуждается еще в большей степени. Потому что ходит с большим трудом. Говорит, половина суставов заменена после многочисленных операций.
— Без Ирочки мне никак. Она дрова и воду приносит, за продуктами и лекарствами ходит, за картошкой и другими заготовками в подвал спускается, снег во дворе расчищает. И многое-многое другое для меня делает. Хорошо, что ей муж и сын помогают, а то от жалости, что ей тяжело, у меня сердце разрывается, — рассказывает Нина Ивановна.
Кстати, Ирина и ее подопечная — землячки. Родители Ирины дружили с семьей Дубровских, ее мама и Нина Ивановна даже работали вместе. Поэтому вполне понятны материнские чувства, которые испытывает больная женщина к своей помощнице.
Как и в случае с первой бабушкой, Нина Ивановна не является одинокой. У нее два сына, которые живут с семьями в Лиде и в Волковыске. Оба любят маму, можно сказать, души в ней не чают. Но приезжать хотя бы по несколько раз в неделю не имеют возможности. Поэтому Ирина для женщины становится как бы дочерью, которую она могла бы иметь. Часто учит пожилая женщина молодую премудростям женской жизни, а Ирина прислушивается к ее советам. Жизненный опыт — вещь незаменимая.
Земский доктор
Недалеко от Подоросского сельисполкома находится амбулатория, которой по праву гордятся жители агрогородка и окрестных деревень. В двухэтажном, красивом внешне и просторном внутри здании можно получить практически все виды медицинской помощи. Я бы назвала это лечебное учреждение этакой мини-больницей, включающей в себя лабораторию, стоматологический кабинет, педиатрический, терапевтический, гинекологический… Есть аптечный пункт и палата для дневного стационара.
О здоровье жителей деревень сельсовета заботятся более десятка медицинских работников. А во главе этого дружного коллектива стоит врач общей практики Татьяна Александровна Рудая.
Девушка — молодой специалист, еще недавно посещала лекции в Белорусском государственном медицинском университете. Потом была интернатура в Волковысской центральной районной больнице, после которой Танечку распределили на «отработку» в Подоросскую амбулаторию.
— Сначала было страшно, потому что врач здесь только один — это я. Но потом, когда убедилась, какие опытные здесь помощник врача и медсестры, успокоилась. Тем более что коллеги из Волковыска всегда на связи — если надо, выслушают и подскажут. Врачебная практика на этом месте началась с тяжелых и неотложных случаев, с большинством из которых мы с коллегами справились. А лично я получила большой практический навык врача общей практики, — вспоминает доктор начало своей трудовой деятельности.
Врачи общей практики… Их можно сравнить с семейными докторами, знакомыми нам по классической литературе. Они лечат всех и от всего. Вот и Татьяна в одном лице и терапевт, и педиатр, и женский доктор, и хирург, и травматолог. Она считает, что сложнее всего работать с детьми. Ответственность большая, переживания сильные. Да и, в отличие от многих других специализаций, госэкзамена по педиатрии не было. Теперь Татьяна чувствует себя значительно увереннее при лечении больных деток — появился некоторый опыт, да и акушерка и детская медсестра в одном лице Галина Блажевич оказалась очень грамотным и знающим специалистом.
— Мне повезло с коллегами. Мой помощник Лилия Бурак, старшая медсестра Елена Бувай, медсестра физкабинета Татьяна Наумик — на редкость компетентные медработники, отзывчивые и доброжелательные люди. Так что команда у нас подобралась что надо, — считает Татьяна. Она знает практически всех своих хронических больных. Когда пациент входит в кабинет, вспоминает его историю болезни и назначенное лечение. После приема больных, а часто и во время его (бывают случаи, требующие незамедлительной помощи), едет молодой доктор по вызовам. Уже в дороге она думает, как и чем поможет больному.
— Такой врач, как Татьяна Александровна, у нас на моей памяти впервые, — характеризует девушку председатель сельисполкома. — Кроме профессиональной грамотности умеет выслушать пациента, подробно расспросить обо всем. А слово, как известно, тоже лечит.
Сейчас девушке из Щучина и наш район в целом, и Подороск в частности кажутся родными. Так что вполне возможно, что место «отработки» превратится в место ее постоянной работы.
Сельчане по велению души
Объехав с председателем сельсовета несколько неблагополучных семей и убедившись, что все у них более-менее в порядке, мы возвращались в здание сельисполкома. И вдруг увидели, что возле одного из домов «мальчик-с пальчик» расчищает дорожку от снега.
— Вот так хозяин у вас подрастает! От горшка два вершка, а уже благоустройством территории занимается, — пошутила я.
Умилительная картина заставила нас остановиться и поговорить с родителями малыша. Юрий и Наталья Ожеховские — молодая семья. Мальчонка с лопатой — это Доминик, их младший трехлетний сын. Старшему мальчишке, Владику, 11 лет. Это уже настоящий хозяин, который может в любом деле стать хорошим помощником папе и маме.
Живет семья в добротном доме, выделенном для них хозяйством, так как оба супруга работают в ГСУП «Подороск». Лицо Юры мне давно знакомо. Неоднократно видела его, восседающем на тракторе «Джон Дир». С ранней весны до поздней осени трудится молодой тракторист на пахоте. Наташа — кладовщик зерносклада, но в настоящее время находится в отпуске по уходу за ребенком.
Ожеховские — одна из прогрессивных молодых семей, у которых, по словам знакомого философа, присутствует внутренний аристократизм, заключающийся в умении ставить интересы страны на один уровень со своими. Наталья лидчанка, приехала в Подороск на «отработку». Юрий родом из Волковыска, где и сейчас живут его родители. Сам же парень часто приезжал в Подороск к бабушке с дедушкой. Говорит, что всегда хотел жить в деревне. А когда встретил здесь Наташу и, влюбившись, понял, что у нее аналогичные взгляды на место проживания, вопрос был закрыт. Другого места для жизни и работы Юрий и Наталья даже не обсуждали. Ни разу не пожалели они о том, что выбрали Подороск. Мысли куда-либо переехать тоже не возникало. В настоящее время Ожеховские намерены приватизировать свою квартиру, чтобы обосноваться бесповоротно, иметь собственность в деревне. Более того, они надеются, что их сыновья тоже свяжут профессию и жизнь с сельской местностью.
Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.