Наши герои в этот раз — еще одно предприятие, которое сейчас не является филиалом акционерного общества, но основные задачи которого неразрывно связаны с ОАО «Красносельскстройматериалы». Впрочем, знания и компетенции коллектива широки, здесь работают уникальные специалисты, и в целом деятельность предприятия можно назвать универсальной.
Часть 8. «Цемстрой»
Когда все рядом
История предприятия начинается в июне 1987 года, когда в результате объединения специализированного ремонтного управления «Спецремонт» Министерства промышленности строительных материалов БССР и ремонтно-строительного цеха ПО «Волковыскцементношифер» был создан филиал № 3 «Волковыскцемстрой», первым директором которого был назначен Валентин Веретило. В январе 1999 года филиал был переименован в филиал № 5 «Цемстрой» ОАО «Красносельскцемент». 21 июня 2002 года решением Наблюдательного совета было создано производственное частное унитарное предприятие «Цемстрой» ОАО «Красносельскстройматериалы», которое 2 сентября того же года было зарегистрировано как отдельное юридическое лицо. 30 июля 2013 года оно переименовано в производственное унитарное предприятие «Цемстрой».
Основная деятельность большого и сплоченного коллектива предприятия «Цемстрой», рассказывает его директор Александр Веселик, — ремонт и модернизация технологических линий цементного и известкового производств, карьероуправления, строительство новых объектов ОАО «Красносельскстройматериалы». Ежегодно коллектив производит текущий ремонт футеровки печей, технологического оборудования и технологических трубопроводов филиалов акционерного общества. Из объектов, построенных за последние пять лет предприятием «Цемстрой», например, для филиала № 1 «Цементный завод», можно назвать линию по дозированию и подаче торфа для сжигания в декарбонизаторе, линию приготовления теплоносителя для теплогазогенератора и технологическую линию для использования RDF-топлива на производстве клинкера «сухим способом». И это лишь за пять лет, лишь для одного филиала и лишь построенные объекты. А еще в списке задач — модернизация оборудования, реконструкция цехов, обустройство подъездных дорог к месторождениям сырья и многое другое. Все эти задачи выполняют электрогазосварщики, газорезчики, монтажники строительных конструкций, слесари-ремонтники…
«Важный вклад в обеспечение бесперебойного производства стройматериалов вносит коллектив автотранспортного цеха предприятия «Цемстрой». Днем и ночью, в будни и выходные его работники — водители автомобилей, машинисты спецтехники — обеспечивают ОАО «Красносельскстройматериалы» бесперебойной перевозкой сырья и выполнением качественного ремонта оборудования», — добавляет главный механик Дмитрий Голда.
Территория ОАО «Красносельскстройматериалы» огромна, по технологическим дорогам постоянно проезжают тяжелые самосвалы, поэтому в штате УП «Цемстрой» есть дорожные рабочие, которые занимаются благоустройством и ремонтом дорог. На балансе акционерного общества есть подъездные и внутренние железнодорожные пути, по которым клиентам отправляется значительная часть продукции, поэтому в штате УП «Цемстрой» есть железнодорожники-путейцы. Одним из филиалов акционерного общества является санаторий «Пралеска», в котором периодически ведутся ремонт и модернизация, поэтому в штате УП «Цемстрой» есть бетонщики, каменщики, сантехники, отделочники…
Руководит всем этим разнообразием квалифицированный и грамотный управленческий персонал — инженерно-технические работники, экономисты, бухгалтеры, кадровики, снабженцы и другие, без которых тоже не было бы такой слаженной работы. Кстати, предприятие «Цемстрой» славится своими трудовыми династиями: дети приходят сюда по стопам родителей, чтобы вместе с ними трудиться на благо предприятия и своих семей, и это тоже говорит о том, что работать здесь почетно. Нынешние работники продолжают славное дело своих предшественников — и директор искренне благодарен за труд как сегодняшнему коллективу, так и ветеранам предприятия, которые остались с ним даже в самые непростые годы и отдали все силы, чтобы заложить фундамент сегодняшнего успеха.
Универсальность коллектива, который насчитывает около 400 человек, полностью оправдана. Ведь производственная инфраструктура такого гиганта, как ОАО «Красносельскстройматериалы», сложна и разнообразна, а обслуживать ее нужно оперативно, чтобы не прерывать не менее сложный производственный процесс. И действительно, чем ждать, пока приедут специалисты сторонних организаций, целесообразнее и быстрее положиться на помощь профессионалов, которые всегда рядом.
На все руки мастера
Впрочем, коллектив УП «Цемстрой» делает много хорошего не только для своих коллег-цементников, но и для жителей поселка, а также для Волковысского района в целом и даже для других регионов. Конечно, когда нет большой занятости на объектах ОАО «Красносельскстройматериалы».
Так, например, в 2020 году предприятие провело модернизацию благоустройства территории лесопильно-деревообрабатывающего цеха ОАО «Мостовдрев», в 2023-м — реконструкцию котельной с заменой котлов в Кореличах. В эти дни бригада дорожных рабочих участвует в благоустройстве улиц и дворовых территорий в Красносельском. Ну, а самый масштабный сейчас «внезаводской» объект предприятия — строительство регионального комплекса по обращению с отходами в районе деревни Озериско, где УП «Цемстрой» выступает генеральным подрядчиком. Ввести в эксплуатацию этот объект запланировано в июне 2026 года.
Кроме всего прочего, «Цемстрой» производит на базе в Мочулино и продает, в том числе населению, тротуарную плитку разных видов, цементные растворы, бетонные смеси разных видов. Продукция предприятия имеет все необходимые сертификаты и пользуется устойчивым спросом. За долгие годы деятельности этот трудовой коллектив приобрел репутацию надежного делового партнера, с уверенностью смотрит в будущее и продолжает повышать качество выполняемых работ и выпускаемой продукции.
Есть уверенность, что успех останется с коллективом «Цемстроя» и в новом году. «От имени дружного коллектива нашего предприятия я поздравляю всех работников ОАО «Красносельскстройматериалы» и жителей Волковысского района с наступающими рождественскими и новогодними праздниками. Пусть с вами в новом 2025 году и всегда будут добро, мир и процветание!» — говорит в завершение нашей беседы Александр Веселик.
От карьера до санатория
На «экскурсию» по некоторым объектам, где трудятся работники предприятия, мы отправляемся вместе с главным специалистом по идеологической работе и кадрам Натальей Красько и старшим мастером цеха «Спецремонт» Антоном Гришкевичем.
Комплексная бригада цеха «Спецремонт», в составе которой — бригадир Павел Воропай, газорезчик Валентин Воропай (кстати, тоже представители трудовой династии), электросварщик Виталий Чуро и слесарь-ремонтник Дмитрий Панок, занимается капитальным ремонтом гусеничного карьерного экскаватора ЭКГ-4У. Машина эта мощная и тяжелая (масса более 300 тонн), поэтому ремонт такой техники специалистам приходится делать с выездом на место, непосредственно в карьер — в любую погоду и при любой температуре. Но настоящим профессионалам это не страшно, и многие в цехе «Спецремонт» трудятся уже не один десяток лет.
Кипит работа и в здании механического цеха. На участке механических заготовок и нестандартного оборудования ремонтируют клетку сепаратора для одной из мельниц помола цемента бригадир Александр Колесов, электрогазосварщик Александр Карнач и их коллеги. В цеху ремонтируются сравнительно мелкие детали техники и оборудования, которые можно снять и доставить сюда. Работы у ремонтников, кстати, становится больше зимой, когда производство останавливается на плановый ремонт. В этом же цеху трудятся и токари, в том числе
Дмитрий Савчик. На предприятии он с 1992 года, но работу свою любит по-прежнему: она у него творческая, потому что изготавливать приходится различные нестандартные детали. Здешние токари — настоящие универсалы, способные выполнить любое задание.
То же можно сказать о работниках строительных специальностей. В эти дни они трудятся в санатории «Пралеска», который после «обновления» вновь откроет двери для отдыхающих в конце декабря. Среди тех, кто работает здесь, — отделочники Артем Глебик и Михаил Мистерович. Труженики предприятия «Цемстрой» готовят номер повышенной комфортности, меняют сантехнику и трубы, укладывают новую плитку в помещениях.
А на одной из улиц Красносельского небольшая, но профессиональная бригада занимается благоустройством дворовой территории: дорожные рабочие с помощью экскаватора снимают старый асфальт, меняют бордюрные камни, готовят дорогу к укладке нового покрытия. Казалось бы, маленькая, но тоже очень нужная людям работа.
***
Десятилетия истории. 1990-е
1990, 3 апреля — между трудовым коллективом ПО «Волковыскцементношифер» и Министерством промышленности строительных материалов БССР заключается договор аренды, производственное объединение преобразуется в арендное предприятие «Волковыскцементношифер».
1991, август — начинается строительство нового цементного завода, что обусловлено износом устаревшего оборудования старого завода в центре Красносельского, затратами на энергоносители для производства, обострившейся экологической ситуацией. Однако глобальные перемены в стране и последовавший за ними кризис вносят коррективы в ход строительства.
1994 — к середине года из-за кризиса прекращается государственная финансовая поддержка строительства нового цементного завода. Руководство АП «Волковыскцементношифер» принимает решение продолжать работы за счет собственных и кредитных средств. Строительство затягивается.
1995 — на заводе асбестоцементных изделий внедряется технология покраски шифера, на известковом заводе вводится в эксплуатацию технологическая линия по производству термоусадочной полиэтиленовой пленки.
1996, 31 декабря — арендное предприятие «Волковыскцементношифер» преобразуется в ОАО «Красносельскцемент».
1999 — новый цементный завод готов на 70%, но финансовые возможности ОАО «Красносельскцемент» исчерпаны, консервация стройки — не выход. Решено просить поддержки у руководства страны. На предприятие прибывает Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко, который лично знакомится с проблемами строительства.
1999, 14 октября — Президент подписывает Указ № 603 «О мерах по созданию в республике мощностей по производству цемента», которым предусматривается ряд мер поддержки отрасли. Эти меры позволяют возобновить и значительно ускорить строительство нового цементного завода.
Из красносельского цемента
МКАД-2 — она же республиканская автодорога М14 — автомагистраль, четырехполосная кольцевая дорога вокруг Минска протяженностью 160 км, рассчитанная на предельную разрешенную скорость 120 км/ч и интенсивность движения около 20 тыс. автомобилей в сутки. Движение на всем протяжении дороги, включая ранее существовавшие участки, открыто 22 декабря 2016 года. При строительстве новых участков на 88 километрах дороги уложено 315 тысяч кубометров тяжелого бетона, в основе которого — цемент, произведенный на ОАО «Красносельскстройматериалы».
Применение цементобетона с середины 2010-х рассматривается в Беларуси как одно из приоритетных направлений в работе дорожной отрасли. О необходимости вернуться к масштабному строительству цементобетонных магистралей говорил в 2023 году в Послании белорусскому народу и парламенту Александр Лукашенко. В октябре 2024-го глава государства поручил в новой программе дорожного строительства «прописать красными буквами» возведение дорог с цементобетонным покрытием.
Строительство дорог из цементобетона обходится несколько дороже, но срок службы такого покрытия примерно в два раза больше, чем асфальтобетонного, отметили в феврале 2024 года в Минтрансе. Поэтому цементобетон применяется на наиболее важных и загруженных магистралях страны: к примеру, на реконструкции трасс Р23 Минск — Микашевичи, Р53 Слобода — Новосады, М3 Минск — Витебск. Так что хорошие перспективы для красносельского цемента просматриваются и в сфере дорожного строительства.
УНП 590128161
Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.