Почувствовать себя людьми
– Наша беседа проходит в дни поста, когда православные верующие готовятся к великому празднику – Рождеству Христову. Пост – это время молитвы, покаяния, добрых дел. Как сохранить мир в душе, когда мы видим, что происходит в мире?
– К каждому значимому церковному празднику мы подготавливаем себя через пост. Пост установлен Самим Господом еще в Ветхом Завете, и это одна из первых заповедей, которые получил человек, живя в Раю. Господь предписал не вкушать от дерева познания добра и зла, и через это человек должен был возрастать в добродетелях, укрепляться в любви к Богу. Есть восемь главных страстей (чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость), с которыми должен побороться человек на пути к Богоуподоблению. Если не победить страсть чревоугодия, то говорить о духовном совершенствовании невозможно. Через ограничение в пище мы усмиряем и обуздываем свое тело.
Поэтому по благословению Церкви в установленное время мы налагаем на себя пост. Помимо телесного воздержания, в посту обязательна духовная работа над собой, посещение богослужений, участие в церковных таинствах, молитва и, конечно, добрые дела. В посту особенно важно откликаться на нужды наших ближних, делать добрые дела. Не обязательно что-то грандиозное, а самое обыкновенное: протянуть руку тому, кто нуждается в поддержке словом и делом.
Большая ошибка человека в том, что он пытается исправить окружающий мир, не начиная с себя. Не победив своих страстей, ты никого не исправишь. Бог призывает нас к изменению своей собственной жизни. Христос в Евангелии не пытался осуществить некий внешний переворот, Он призывал к внутренним переменам каждого человека. Главная победа – победа над самим собой, своими страстями, немощами. Хочешь изменить мир – начни с себя.
Современный пост – это такое время, когда, можно сказать, человек уходит в информационную пустыню. Живя в миру, в пост по возможности мы удаляемся от бесполезной и агрессивной информации, которую мир навязывает человеку, чтобы больше времени посвятить Богу.
Через обычную пищу мы питаем тело, а через информацию – душу. И если можно отравить тело некачественной пищей, с душой то же самое – можно очень себе навредить. Поэтому совет такой на пост: меньше смотреть каких-либо сюжетов, которые отвлекают нас от размышлений о Боге, больше питать душу общением с Богом в домашней молитве, участии в богослужениях, чтении Евангелия.
Самый главный раздражитель сейчас для нас – это смартфон. Мы без ограничений стараемся узнать обо всем, что происходит в мире, начиная с катастроф и кончая светской хроникой. Но при этом абсолютно упускаем из виду то, что происходит в нашей жизни, внутри каждого из нас. Пост необходим, чтобы мы почувствовали себя людьми, созданными Богом, и поразмышляли над смыслом нашей жизни и итогом всего, к чему мы устремляемся, больше внимания уделили нашим близким.
Два Отечества
– В одном интервью архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий, говоря о сотрудничестве государства и Церкви, употребил очень емкое слово «соработничество». На ваш взгляд, насколько эти два института успешно взаимодействуют в нашей стране?
– Начнем с того, что суверенному белорусскому государству в новейшей истории чуть больше 30 лет. Церковь православная на территории Беларуси живет уже 1030 лет. Все лучшее, что на сегодняшний день мы имеем и называем историко-культурными ценностями, духовно-нравственными основами нашего общества, складывалось под прямым воздействием православного христианства. Поэтому история Церкви неотделима от истории нашего Отечества.
Религиозный философ Н.А. Бердяев писал: «Государство существует не для того, чтобы на земле был рай, а для того, чтобы на земле не было ада».
Наша государственность начинается с Полоцкого, Туровского княжеств. Церковь и государство не сращиваются, а находятся во взаимодействии, при этом государство призвано проявлять попечение о благополучии человеческой жизни здесь, на земле, а Церковь наполняет жизнь человека духовным содержанием и открывает перспективу вечности человеческого бытия. А вот попытки искусственно удалить Церковь из жизни общества, как это было в прошлом столетии, сделали нежизнеспособным такое государство, оно не устояло, потому что с Богом бороться невозможно.
Традиционными сферами церковно-государственного сотрудничества являются миротворчество, духовно-нравственное воспитание и культурно-просветительское служение, сохранение историко-культурных ценностей, образование, здравоохранение, защита общества от воздействия деструктивных влияний, межконфессиональные и межнациональные отношения.
Очень емко говорил один святой, что нельзя быть гражданином Небесного Отечества, если ты не научишься быть хорошим гражданином Отечества земного, в котором живешь.
Осуществляя свое церковное служение в государстве, конечно, мы понимаем, что есть законы, многие из которых устраивались на основании заповедей – это библейские, вечные законы: не убей, не укради, не лжесвидетельствуй. Но важно помнить, что эти законы работают только тогда, когда из жизни государства не вычеркивается имя Божие.
Замечательно, что сотрудничество Церкви и государства проявляется на разных уровнях. Есть масса проектов, которые мы осуществляем вместе с государственными органами, в том числе в сфере воспитания нашей молодежи. В 2003 году было подписано Соглашение о сотрудничестве между Белорусской Православной Церковью и Республикой Беларусь. И мы в рамках своего церковного служения стараемся помогать людям, чтобы их духовная и нравственная жизнь не приобретала черты вседозволенности, чтобы человек чувствовал ответственность за свои поступки, за свои мысли, дела. Мы с благодарностью относимся к поддержке государственных органов в деле сохранения историко-культурного наследия, храмов – памятников архитектуры, за оказание помощи в строительстве новых храмов, за поддержку духовного образования.
Много проектов осуществляем благодаря нашим священнослужителям в каждом приходе, потому что вера без дел мертва. В Гродненской епархии 104 прихода, в каждом ведется работа благотворительной и социальной направленности. Это помощь инвалидам, многодетным семьям, людям, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации. Работаем с заключенными и теми, кто освободился из мест лишения свободы. Разрабатываем и осуществляем программы по краеведению и паломническим маршрутам с целью ознакомления с нашими святынями, белорусскими святыми, памятниками истории, изучения белорусской иконографии, старопечатных книг… С целью глубокого погружения в историю нашего Отечества.
Через учреждение братств, сестричеств работаем с молодежью, проводим многодневные слеты, которые включают общение и отдых. Стали традицией балы для православной молодежи. И у нас уже есть много семей, которые создались благодаря подобным молодежным встречам.
Сейчас проводится акция «Рождество приходит к каждому», целью которой является сбор подарков для нескольких тысяч детей. Присоединимся к акции «От всей души». Традиционно посещаем интернаты для престарелых и инвалидов, привлекаем к этому молодежь. В дни Рождественского поста всех призываем проявить к таким людям заботу. Это тоже будет на пользу нашей душе.
– Расскажите о строительстве новых храмов.
– Созидание новых храмовых комплексов является важным направлением нашей работы, ведь каждый храм – место встречи с Богом, место молитвы, совершения богослужений. А для города – место притяжения людей, паломнический, туристический объект. Поэтому делаем так, чтобы храмы не были безликими строениями, а становились архитектурной доминантой районов, отражали традиции белорусского сакрального зодчества. Тем более в Гродно оно очень ярко проявилось, достаточно вспомнить нашу жемчужину – Коложскую церковь. Сейчас в городе ведется строительство храма в честь благоверного великого князя Александра Невского, святого, родственниками которого были в том числе и гродненские князья. В плане архитектуры это своего рода реплика Коложской церкви. Храм также воздвигается в память 80-летия Победы в Великой Отечественной войне.
Жить своими традициями
– Говоря о войне… Увы, в современном мире они идут.
– Мы, наш народ, мирно ко всем настроены, всем желаем мира и благоденствия. Об этом Церковь сугубо и многократно в течение всего дня молится: о мире всего мира. Но мы должны понимать, что мир лежит во зле и всегда, к сожалению, будет борьба за первенство. Для нас же ориентир – это Евангелие, стремление к святости, а не к первенству и господству. Важно сохранить веру, христианские традиции и не потерять то, что является духовно-нравственной основой жизни человека.
Возможно, к нам будут относиться как к людям, которые не идут в ногу со временем. В глазах современного мира верующий человек тоже является странным. Но преподобный Антоний Великий еще в IV веке предупреждал: «Наступят времена, когда девять больных придут к одному здоровому и скажут: ты болен, потому что ты не такой, как мы». Ведь мы твердо держимся того, что в семье должны быть мама и папа, и человек не может быть счастлив, живя только в свое удовольствие, сознательно отказываясь от рождения детей. Личным примером семейной жизни наших священнослужителей мы проповедуем многодетность. А что утверждает так называемый просвещенный цивилизованный мир? Нет, ты должен жить для себя. Муж и жена – это тоже помеха твоему комфорту, дети – источник постоянного стресса, потому что одним из главных идолов современности является эгоизм. Человек замыкается на себе и на всем том, что доставляет ему комфорт, никого не замечая вокруг себя. Но в чем ценность такого человека? «Знаете ценность свою? Она равна количеству людей, которые не могут жить без вашей заботы», – говорит святитель Николай Сербский. А счастье человека измеряется жертвенностью. Только отдавая себя другим, ты можешь обрести счастье.
В современном мире институт семьи разрушается, это тоже следствие глобализма, следствие современной тенденции потребительства. Современная цивилизация бросает вызов Богу, ставя на Его место человека в его падшем, неодухотворенном, непреображенном состоянии, со всеми его пороками.
Мы никому не желаем зла, не навязываем своих убеждений, но мы хотим развиваться своим путем, чтобы никто не вознамерился нас учить чуждым нам идеалам. Беларусь – молодое государство, но с тысячелетней историей, у нас есть свои традиции и ценности, которые мы надеемся сохранить и по которым мы хотим жить дальше, передавать последующим поколениям и придерживаться наших христианских корней.
Наша ответственность
– Как думаете, достанет у нас сил противостоять навязываемым тенденциям?
– Человек должен знать, ради чего он живет и ради чего готов умереть. И здесь от каждого из нас зависит, как мы будем развиваться, сохраним ли духовные традиции, которые помогали нашим людям выстоять в самые сложные периоды истории.
Что любопытно: в Беларуси пик рождаемости пришелся на сложные 90-е годы. Это еще раз доказывает, что далеко не все зависит от экономической составляющей. Господь говорит, что жизнь человека не зависит от изобилия его имения. Ты можешь все сейчас иметь, все приобрести, а тебе Господь говорит: «Сегодня ночью заберут твою душу, и кому достанется все, что ты здесь имеешь?»
Поэтому нужно держаться Церкви, жить по-христиански, соблюдать заповеди. А что такое заповедь? Это духовная культура поведения человека. Не ограничение свободы, а воспитание человека в рамках замысла о Божьем творении. Мы созданы для того, чтобы быть с Богом, мы не созданы для греха. Поэтому, если хочешь, чтобы жил твой род, чтобы были благополучны твои дети, читай Библию, в ней ты найдешь все ответы.
У нас каждый день есть возможность совершать богослужения, чего не было у священнослужителей прежней эпохи. Сейчас мы беспрепятственно можем проповедовать, нести Слово Божье людям, прийти к детям и рассказать, что наркотики – это зло, пьянство, разврат – это грех, разрушающий жизнь. Мы проводим беседы с молодыми людьми о важности сохранения брака и семьи, стремимся к изменению человека изнутри.
Христос во время Своей земной жизни призывал к единственной революции – революции в сердце человека. Стань другим, зажгись изнутри, и уже нельзя будет говорить, что вокруг только одна тьма – ты уже будешь светить.
– Хочется еще раз вспомнить цитату, которую Вы привели о том, что мы должны быть хорошими гражданами Отечества, в котором живем. Проявление гражданской позиции – это и участие в выборах?
– Конечно. Всегда участвую в выборах, и священнослужители нашей епархии будут участвовать. Потому что это наша страна, наши прихожане, наш народ.
Выборы – это возможность непосредственно соприкоснуться с жизнью нашего государства. Делать это нужно с добрым чувством. Каждый раз, когда принимается какое-то серьезное решение, что ты должен сделать? Не в гугле искать ответы, а помолиться. Помолись, попроси помощи и благословения у Господа и уже потом принимай решение.
Церковная молитва имеет колоссальную силу. Святые жили в пустынях, удалялись из мира, а когда к ним приходили люди за советом, они знали все. Господь все открывает человеку. Но должен быть порядок в сердце, в семье. И тогда порядок будет вокруг. В заключение хочу привести слова из одного старого отечественного фильма, где учитель в школе пытается старшеклассникам разъяснить, почему браки стали непрочными, и говорит такие слова: «Порядочность общества будет зависеть от вашей личной порядочности. Нужно быть порядочным в самых малых, самых незаметных другим делах».
Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.