Какое слово, так и отзовется - Новости Волковыска и района, газета "Наш час"

Электронная подписка на газету Наш час

Суббота, 07 Июня 2025 11:41

Какое слово, так и отзовется

К сожалению, нецензурные слова звучат теперь все свободнее в общественных местах. Их можно услышать даже из уст совсем маленьких детей. Они не всегда заглушаются в видеороликах. Да и количество контента с такими словами растет. Кто-то даже восхищается крепким словцом и находит «виртуозное» им владение — модным. Вот только есть обратная сторона употребления бранных слов. Об этом мы поговорили с участниками нашего круглого стола.

Надо учиться выражать мысли

Тамара Толстик, учитель русского языка и литературы, заместитель директора по учебной работе СШ № 7 г. Волковыска:

Тамара-Толстик

— Нецензурные слова относятся к обсценной (от латыни — непристойная, безнравственная) лексике либо табуированной, то есть недопустимой. В классических произведениях, ее, конечно же, нет. Потому что предназначение классических произведений — воспитывать, учить, показывать пример. В современном мире дети проходят через испытание влиянием ненормативной лексики. Она слышна отовсюду, и на улице, и зачастую дома дети слышат бранные слова. И в разном возрасте употребляют с разной степенью осознанности. Малыши и ученики начальных классов просто повторяют то, что услышали. Они порой не знают, что эти слова обозначают, но они слышали, в каких ситуациях эти слова употребляются, с какими эмоциями, и, соответственно, просто копируют. Когда дети подходят уже к подростковому возрасту, для них это становится способом утвердиться. У одних со временем использование этой лексики переходит на второй план и потихоньку затухает. А остается в лексиконе и служит для связки слов только у людей, которым не хватает нормальных слов, чтобы выразить свои мысли.

Наши ученицы старших классов говорили, что как только встречают в обращении к себе такие слова, они прекращают общение с молодыми людьми, которые даже в вайбере эти слова набирают... Значит, действительно у них нет других слов.

— Так с сокращениями пишут и многоточием.

— Раньше, вспомните, в песне: «В каждой строчке только точки…» и это было о любви. Потому что стеснялись сказать, признаться в своих чувствах. А теперь точки означают, что нет у человека ни чувств, ни мыслей, ничего, что можно выразить.

— Может быть, люди сейчас боятся своих эмоций и не знают, как ими управлять, что с ними делать?

— Это тоже вариант. Проще на автомате выразить недовольство, возмущение кем-то, чем-то, а не анализировать. Получается, это отсутствие рационального осознания ситуации. Надо просто учиться говорить, выражать свои мысли, не скупиться на слова. Хорошие, красивые слова. А для этого родители дома с детьми должны говорить. И не только о том, какую отметку получил, но говорить о прекрасном. О друзьях, о погоде, о природе. Все идет из семьи.

— А что в школе делается для развития культуры речи?

— В программе заданий заложено очень много. Сегодня методическая тема во всех школах страны сформулирована как «Развитие функциональной грамотности». Одна из ее составляющих — читательская грамотность, которая предполагает не только умение работать с информацией, но и ее переработку и воспроизведение. Во время уроков идут дискуссии по темам. Для развития умения декламировать стихотворения теперь, благодаря Интернету, мы имеем возможность найти исполнение произведения самим автором либо артистом и дать детям для образца. Это навык красивого, правильного говорения. Второй год в программе русского и белорусского языков добавлено очень много сочинений. Если раньше ученики начинали писать сочинения в восьмом классе, то теперь в пятом классе дети пишут сочинения по картине, по личным наблюдениям и даже по музыкальным фрагментам. Дан материал к анализу, чтобы обогащать словарный запас учащихся. Уроки теперь построены так, что учащиеся в начале урока делают целеполагание — определяют для себя задачу, а в конце рефлексируют, работают с терминами, лексическими значениями… И это не столько борьба с нецензурной лексикой, сколько работа над развитием речи и функциональной грамотности.

— Как вести себя подростку, если все вокруг ругаются?

— Вы знаете, это зависит от того, какой человек окажется в этой ситуации. Если этот человек — ­боец, с сильным характером, у него есть свое мнение, то он его отстоит и не будет следовать за всеми, за модой материться. А если человек слабый, он будет ругаться как все, чтобы не отличаться.

Тема очень актуальна для учителей и для родителей.

Отрицательный заряд

Светлана Лазаренко, психолог:

Светлана-Лазаренко

— Еще совсем недавно услышать на улице нецензурную речь было чем-то из ряда вон выходящим и любой прохожий, как правило, делал замечание. К сожалению, на сегодняшний день это стало обыденностью.

Абсолютно реальная история: мальчик пяти лет, внук моих знакомых, спросил у папы: «Папа, а когда вырасту, тоже буду водить машину?». На что папа ответил: «Ну, конечно, сынок, обязательно». Ребенок немного подумал и уточнил — «И ругаться мне тоже можно будет?..». Как мы понимаем, мальчик точно для себя зафиксировал поведения отца за рулем. Дети этого возраста зачастую копируют поведение взрослых, и здесь ненормативная лексика должна быть под полным запретом, поэтому в первую очередь нужно воспитывать себя.

Причин, почему ребенок ругается матом, может быть огромное количество: для того, чтобы самоутвердиться среди сверстников, в качестве защиты, чтобы привлечь к себе внимание. Дети 13—16 лет прекрасно понимают значение слов и применяют их намеренно и по назначению. Подростковый возраст является одним из самых сложных, подростку хочется как можно быстрее заявить о себе, показать, что он стал взрослым. Именно этому возрасту присуще стремление выглядеть «круто», независимо, пренебрегать общественным мнением и запретами взрослых.

Существует определенная часть общества, о которой можно сказать: «Вы матом не ругаетесь, вы на нем разговариваете». Довольно часто можно услышать, что мат — это не так уж и плохо, просто человек сбрасывает негативную энергию, но есть и другое мнение…

Мне как-то на глаза попалась статья об исследованиях одного из ученых, доктора биологических наук И. И. Белявского, который в течение многих лет занимался проблемой взаимосвязи между словом и сознанием человека. С математической точностью он доказал, что не только человек характеризуется определенным спектром энергии, но и каждое его слово несет энергетический заряд, который, как в физике, может быть либо положительным, либо отрицательным. Ученому и его единомышленникам удалось доказать, что каждое произнесенное нами или постоянно звучащее рядом с нами слово влияет на наши гены. Результатом этого влияния через какое-­то время становится передача видоизмененных генов потомству и смена собственного генетического кода, несущего информацию о продолжительности жизни и темпах старения. По свидетельству очевидцев, защита диссертации на эту тему, состоявшаяся в конце 80-х годов, проходила при закрытых дверях. Вывод был однозначным: слово воздействует на гены, либо продлевая молодость и здоровье, либо приближая болезни и раннюю старость, значительно ухудшая общее качество жизни.

Таким образом, еще раз было доказано, что в сквернословии таится огромная разрушительная сила. Если человек при выбросе отрицательной энергии вспоминает половые органы, то это оказывает на них негативное влияние. Поэтому матерщинники рано становятся импотентами или приобретают урологические заболевания. Причем необязательно браниться самому, достаточно услышать ругань, из-за чего страдают заболеваниями и люди, живущие в окружении матерщинников. Конечно, можно и нужно развивать в себе способность противостоять негативным ударам извне. Но даже если такая способность сформирована, сколько сил уходит на постоянную нейтрализацию «лингвистической бомбежки»…

Вывод очень простой, если мы не отвечаем за свой язык, то это не приведет нас ни к чему хорошему, мы разрушим не только себя, но и тех, кто рядом.

Одним из преимуществ русского языка является большое количество синонимов, которые позволяют описать любое состояние, эмоции, не используя ненормативную лексику.

Обилие ненормативной лексики в речи человека говорит о его низкой культуре, о том, что он не умеет выражать свои эмоции иначе. Создается впечатление необразованности и невоспитанности.

Как же избавиться от привычки сквернословить? Найдите именно тот мотив, который будет вас поддерживать (не хочу, чтобы дети, внуки меня таким помнили, не хочу, чтобы у коллег сложилось обо мне плохое впечатление).

Вам нужно осознать, для чего вы употребляли ненормативную лексику, при каких ситуациях и при каких людях, какие определенные слова вы чаще всего использовали. и для чего вам это нужно было в ежедневном общении? И здесь вы очень удивитесь себе самому! Как только вы начнете более пристально приглядывать за собой и пресекать использование мата в собственной жизни, вы будете замечать, насколько неприятна брань других людей и как они выглядят со стороны.

Очень было бы хорошо, если бы мы все были внимательны к своим словам, обдумывали то, что собираемся сказать.

Слово нам дано как дар

Протоиерей Сергий Давыдик (на фото справа), клирик прихода храма Благовещения Пресвятой Богородицы г. Волковыска:

uMZnD6rF8iI

Фото Гродненской епархии

 

— Сквернословие — это словесный грех, в широком смысле это речь, которая служит для выражения лжи, клеветы, богохульства, кратко — это матерщина. Слово должно приближать к Богу, а не удалять от него. По­этому матерщинников называют богохульниками. Сквернословие является своеобразной антимолитвой, языком падших духов. Человек сквернословит из-за кипящих страстей, невоспитанности, неумения здраво переживать и выражать свои эмоции.

О сквернословии писало немало служителей церкви, например, священник Павел Гумеров в книге «Малая Церковь», епископ Варнава и многие другие.

В культах Древнего Вавилона, земли Ханаанской, практиковались принесение в жертву младенцев, служение разврату, ритуальная проституция. Народы Ханаана были в итоге истреблены. Но оттуда пошла терминология ритуальных заклинаний, составивших основу современной матерной брани. Поэтому тот, кто произносит нецензурные слова, вольно или невольно призывает бесовские силы и со временем становится их рабом.

На Руси со сквернословием боролись на законодательном уровне. В 1648 году царь Алексей Михайлович издал указ о запрете сквернословия в свадебных обрядах. При царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче наказывали розгами, в СССР — 15-ю сутками ареста за нецензурную брань.

Чтобы не грешить в слове, нужно не позволять себе мысленно сквернословить.

Важно понять, что использование скверных слов не проходит бесследно для человека. Нецензурные слова — это оскорбление Матери Божьей, матери человека и матери-Земли. В IV веке Иоанн Златоуст говорил, что Матерь Божья отнимает свой покров и отступает от тех, кто матерно бранится: «Который человек матерно избранится, себя в той день проклятию подвергает». Оскорбляя мать другого человека, посылая проклятия ему самому, мы навлекаем беду на себя, впускаем в свою жизнь различные беды, напасти и болезни.

Мат убивает душу. Кто ругается скверными словами, подсознательно хочет заглушить голос совести, чтобы легче было совершать другие плохие поступки. Подростки, бранясь, стремятся скрыть свою слабость, не понимая, что нужно добрыми поступками доказывать свою силу. По-настоящему независимый человек не позволяет вредной привычке господствовать над собой.

Мат делает человека черствым. Появляется ложный стыд сказать искреннее слово. Слова «любовь», «красота», «милость», как и искренние чувства, высмеиваются, отношения опошляются. А ведь слово нам дано как дар, и как всякий Божественный дар, преподано человеку во благо, ради добра.

Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!


Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.

Прочитано 136 раз Печать