В эфире ОНТ рассказали, как Тихановская взяла деньги у Лукашенко и кто хотел ее сжечь - Новости Волковыска и района, газета "Наш час"

Электронная подписка на газету Наш час

Четверг, 07 Августа 2025 08:54

В эфире ОНТ рассказали, как Тихановская взяла деньги у Лукашенко и кто хотел ее сжечь

СБ

Павел Латушко в 2020 году предлагал поджечь предвыборный штаб белорусской оппозиции, а деньги от Президента Беларуси Александра Лукашенко Светлане Тихановской передал начальник ОАЦ Андрей Павлюченко, он же сопровождал ее до границы. Об этом сказано в специальном репортаже «Правда против лжи», который вышел 6 августа в вечернем эфире телеканала ОНТ.

— Где-то в конце июля Пал Палыч (Латушко. — Прим. ред.) обратился ко мне и попросил встретиться, — говорит отвечавший за безопасность активно колесивших по стране трех представительниц оппозиции Александр Гусак— Он очень сильно критиковал деятельность Светланы Тихановской, девушек, которые были вместе с ней, людей, которые их окружали. Под критику попал практически весь объединенный штаб. И на этой встрече он практически предложил поджечь штаб. Говорил о том, что было бы хорошо, если бы были жертвы среди руководителей, что вызвало бы реакцию у населения, и протесты бы приобрели совершенно другой — радикальный — характер.

Кстати, штаб оппозиции, подчеркнули в эфире ОНТ, тогда находился в центре Минска — недалеко от Комаровского рынка, на улице Веры Хоружей, 25/1.

В одном из разговоров с Гусаком Латушко сказал прямо: нужны сакральные жертвы, необходим такой триггер, спусковой крючок, который буквально взорвет общество, а виновата будет власть и лично Александр Лукашенко.

— Чтобы людей поднять, надо показать, что Лукашенко полностью пошел ва-банк и уже начал расправляться с оппозицией, в это точно все поверят, — приводится аудиозапись разговора Латушко с Гусаком. — Если опять, например, кто-то случайно пропадет, без разницы, как, все сразу обвинят его, плюс будет поддержка западных СМИ и политиков. Нам нужен повод, чтобы Запад мог включиться в это.

Латушко, по словам Гусака, предлагал много вариантов.

— Я понимаю, что бомба — это абсурд, — в частности говорил он, — но вот пожар — это реально. Только чтобы не успели среагировать. Не знаю… Бензин разлить… Нужны жертвы. Чем больше — тем лучше.

Гусак пытался предупредить Латушко, что за такое предусмотрена уголовная ответственность, на что тот ответил, что через пару дней Александра Лукашенко «снесут вместе со всеми ментами и так далее, поэтому никаких уголовок точно не будет».

От услуг Александра Гусака в объединенном штабе оппозиции отказались в начале августа — появились новые люди, которые активно стали принимать участие в вопросах безопасности. Тогда, по словам Гусака, он обратился к Николаю Карпенкову, на тот момент возглавлявшему ГУБОПиК МВД, с которым был знаком со времен службы в начале 90-х годов — чтобы повлиять на ситуацию.

— Он мне рассказал о встречах с Латушко, о том, что он готовит провокацию против штаба, а именно поджог, — прокомментировал в эфире ОНТ Николай Карпенков. — Были поводы и основания полагать, что Латушко и люди, которые стоят за ним, готовы и способны довести свой преступный замысел до конца. С одной лишь целью — поднять градус протестных настроений, иметь вот эти сакральные жертвы и максимально радикализировать еще на тот момент возможные уличные протесты. Ну и после такой небольшой короткой проверки вот этой информации, она нашла свое подтверждение и лично мной была доложена Казакевичу Геннадию Аркадьевичу, на тот момент первому заместителю министра внутренних дел — начальнику криминальной милиции. Он очень серьезно отнесся к этой информации, скажем так, мы дополнительно ее уточняли и потом уже приняли соответствующие действия.

— Я вызвал командира группы А и поручил ему обеспечить охрану, — добавляет председатель Комитета госбезопасности Беларуси в 2012–2020 годах Валерий Вакульчик— Ряд наиболее подготовленных сотрудников спецназа пришлось снять с других объектов и задействовать для выполнения задачи, особо не скрывая то, что мы делаем. Те, кто там находился, может быть, до сих пор не осознают, что их жизнь висела на волоске, и кому они обязаны, что их жизнь была сохранена.

Впрочем, даже спустя пять лет те, кто сбежали за бугор, не угомонились и не оставили свои замыслы перевернуть Беларусь. Та же Тихановская едва летом 2020-го оказавшись в Литве, сразу же начала говорить, что уехать ее вынудили.

— 10 августа 2020 года по поручению Президента я прибыл в ЦИК, чтобы разобраться с жалобой Светланы Тихановской, которая на тот момент там находилась, — вспоминает начальник Оперативно-аналитического центра при Президенте Беларуси Андрей Павлюченко— По прибытии я увидел растерянную, испуганную женщину, которая остро нуждалась в помощи, не знала, к кому обратиться, потому что ее окружение ей манипулировало, и она это начинала четко понимать и осознавать. Единственным ее желанием было увидеться со своими детьми, которые на тот момент находились за рубежом. В принципе поводом прибытия в ЦИК и было это обращение за помощью. После непродолжительной беседы она мне и высказала эту просьбу.

Андрей Павлюченко рассказывает: этим же вечером он прибыл к ней домой, туда приехал и близкий для Тихановской человек Мария Мороз. ОНТ публикует кадры из квартиры.

— Вот деньги, которые вы просили, — говорит Андрей Павлюченко, которому дал поручения Президент. — Если что-то, можете всегда обратиться в наше посольство — мы поможем.

— Светлана, спрячьте деньги. Сейчас приедет Маша, будет некрасиво. Хорошо? — очередная ремарка руководителя ОАЦ.

Маша, к слову, это та самая подруга, которая на тот момент была задержана, за которую просила Тихановская и с которой в итоге уехала из Беларуси. Но перед выездом Светлана поговорила с Марией и объяснилась:

— Одна я несу за это ответственность. Ни Сергей об этом не знает, ни ты. То есть я единолично приняла это решение, и вся ответственность лежит на мне. То есть если что-то будет происходить, то это на мне.

Кто-нибудь видит здесь пытки, устрашение, запугивание, шантаж? — задаются резонным вопросом журналисты ОНТ. Начальник ОАЦ, подчеркивают они, помогает женщинам, при этом никто никого не просит на выход.

— Я понимаю, что вас не оставят в покое, но в принципе вы можете не уезжать, оставаться здесь, — более того говорит Андрей Павлюченко. — Мы обеспечим вашу безопасность.

О том, что Тихановская все-таки решила уехать, глава ОАЦ попросил оперативно доложить Главе государства его адъютанта:

— Единственное, девочки попросили, чтобы я поехал с ними. Так и передай. Поэтому я поеду с ними до границы. А так все, как и договорились.

…В июне 2025 года, спустя пять лет после отъезда Тихановская скажет в интервью BBC, что на сборы ей дали только 20 минут, взяла с собой она только рюкзак с документами, хотя сборы на самом деле шли целый день, никто никого не подгонял, девушки брали из вещей все, что хотели. Выехали добровольно, с деньгами (ей выдали около 15 тысяч евро), с полным сопровождением в пути.

— В ходе беседы как-то так нашелся контакт хороший, и, вы знаете, она очень просила, чтобы именно я сопровождал ее по пути до границы. Мы нормально пообщались, — заключил Андрей Павлюченко. — Когда мы расставались, не скажу, что мы уже, конечно, расставались друзьями, как хорошие знакомые, она была очень благодарна. Я ей оставил свой контактный телефон. Я ей сказал так: если у вас будут какие-то трудности, вы всегда можете обратиться непосредственно либо ко мне, либо в наше посольство, и мы всегда окажем вам помощь.

К слову, Тихановская была в курсе того, что по минскому адресу ул. Веры Хоружей. 25/1 готовилась чудовищная провокация с жертвами, и если бы ее тогда не предотвратили, то ни ее, ни тех, кто рядом с ней сегодня бы просто не было.

Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!


Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.

Прочитано 91 раз Печать