Суббота, 20 Февраля 2021 14:58

В районе будет разработана новая стратегия развития туризма

Автор
Развитие туристического потенциала нашего района стало темой тренинга, организованного отделом спорта и туризма Волковысского райисполкома. В нем приняли участие хозяева ряда агроусадеб, входящих в состав туристического кластера «Заходняя скарбонка», представители учреждений культуры, центра туризма и краеведения, педколледжа, лесхоза, санаториев «Пралеска» и «Энергетик», а также крупнейших промышленных предприятий: открытых акционерных обществ «Красносельскстройматериалы», «Волковысский мясокомбинат» и «Беллакт».

В роли тренеров-экспертов, которые работали с участниками тренинга, выступили уже знакомые нашим читателям председатель Белорусского общественного объединения «Отдых в деревне» Валерия Клицунова и профессор Таллиннского университета Март Рейманн, посещавшие наш район в декабре прошлого года для ознакомления с туристическими возможностями региона (интервью с ними было опубликовано в газете, а также на сайте https://volkovysknews.by). Помогал им в работе председатель правления Гродненского областного общественного объединения молодых ученых «ВИТ», специалист в области устойчивого развития Сергей Салей. Модератором тренинга выступила старший инспектор отдела спорта и туризма Наталья Господарик.

Еще на этапе знакомства с аудиторией организаторы определили, что главная задача собравшихся – не просто получить новые знания об инновационных моделях создания креативных турпродуктов и услуг, а начать конкретную совместную работу по созданию стратегии развития туризма в регионе до 2025 года. Первая такая программа была создана еще в 2013-м. Ряд задач, поставленных тогда, выполнены. Однако двигаться дальше нужно энергичнее, быстрее и, главное, всем вместе слаженно.

Вовремя «поймать момент»

По словам Валерии Клицуновой, потенциал у региона есть и его нужно реализовывать. Ведь тенденции в сфере туризма стали меняться в соответствии с вызовами времени: эпидемией COVID-19, локдаунами, закрытием границ и т.д. Поток туристов на большие курорты снизился, в связи с чем многие крупные минские фирмы, ориентированные на этот сегмент рынка, значительно сократили свой персонал либо вовсе закрылись.

Тяжело пришлось и санаториям, нахождение в которых также связано с массовым пребыванием людей. В свою очередь сфера агроэкотуризма смогла выстоять, допустив спад лишь на 20 %, а количество усадеб в стране и вовсе продолжает расти. Если в 2010 году их было 1247, в 2013-м – 1881, то в 2020-м – уже 2936. Рост более чем в полтора раза. Несмотря на то, что прошлой весной поток туристов в деревню практически иссяк, уже к лету ситуация стала выравниваться. Кто-то поехал в усадьбы на самоизоляцию, кто-то просто отдохнуть на природе от шума и суеты городской жизни, кто-то — чтобы провести небольшие семейные мероприятия.

Поэтому, считают эксперты, главная задача для агроусадеб – вовремя «поймать момент», придумать хорошую идею для региона и своего кластера, проработать интересные программы, которые позволят задержать туриста хотя бы на неделю.

Когда человек едет отдыхать в деревню, у него есть определенное волнение о том, что он будет там делать. А что, если вдруг пойдут дожди? Чем он тогда займется? Сегодня наступил век креативной экономики и впечатления становятся самым продаваемым товаром, который привлекает людей.

Турист, направляющийся в регион, должен знать, что сегодня, например, он попробует какие-то блюда местной кухни, завтра — отправится на мастер-класс к ремесленникам или испечет своими руками хлеб. На следующий день – будет кататься на лошадях, затем посетит интересный музей либо промышленное предприятие.

Красносельскстройматериалы, кстати, регулярно оказывают подобную услугу. Причем показывать можно не только производство, но и какие-то свои иные «изюминки». Речь идет о «Белорусских Мальдивах». По словам заместителя генерального директора Геннадия Найдюка предприятием ведется работа по разработке проектно-сметной документации по обустройству безопасной смотровой площадки на одной из линз.

Кроме музеев истории предприятий, есть что показать и нашим пищевым гигантам. Стоит, по словам тренеров, подумать об организации для туристов дегустаций своей продукции. От волковысских «вкусняшек», уверены эксперты, они наверняка не откажутся. Опыт показывает, что для многих иностранных туристов еда – это один из лучших сувениров, который можно увезти с собой.

Валерия Клицунова констатировала, что сегодня промышленный туризм в тренде и привела следующий пример. Экскурсии на БелАЗ всегда собирают аншлаги, хоть и являются не самыми дешевыми. Люди туда едут с большой охотой лишь из-за того, что можно потрогать большой карьерный самосвал, подняться в его кабину и просто сфотографироваться с ним рядом. То есть люди платят за те самые впечатления и эмоции, о которых говорилось выше.

Зарубежный опыт от зарубежного туриста

Предоставить туристам весь спектр услуг, начиная от доставки, проживания, питания, заканчивая организацией досуга и развлечений, сегодня в одиночку никому не под силу. Поэтому и создаются в стране кластеры, то есть группы взаимосвязанных организаций, индивидуальных предпринимателей, ремесленников и других заинтересованных, которые вместе придумывают и реализуют свой продукт. По словам экспертов, туристические кластеры могут объединять до 26 отраслей экономики.

Создание кластеров, сообщил профессор Таллиннского университета Март Рейманн, способствует региональному социально-экономическому развитию. Появляются новые рабочие места, инвестиции, стимулируется самозанятость населения. Знает он это не понаслышке, т.к. является членом общественного совета при правительстве Эстонии, владеет собственной турфирмой, а его семья занимается фермерством.

В 2008 году, во время глобального экономического кризиса, руководством Эстонии развитие кластеров было определено одним из важнейших приоритетов, способных спасти экономику и обеспечить ее дальнейшее развитие.

За прошедшие годы реализации Эстонской национальной стратегии туризма на территории страны, которая меньшей нашей в 4,5 раза, созданы и работают 4 туристических кластера. У каждого из них, по словам Марта, есть чему поучиться.

Ближайшим к Таллинну является кластер «LANEMAA», получивший название от национального парка, расположенного здесь же. Помимо местных достопримечательностей, туристы могут посетить ремесленные хозяйства и конные фермы, попробовать местную кухню. Кластер самый малочисленный, в нем всего 13 участников, однако он самый посещаемый. Значит близость к столице все-таки сказывается.

Кластер «SIBULATEE» или «Луковый путь» расположен недалеко от восточной границы, рядом с Россией. Он является одним из молодых, но, в тоже время, весьма самобытным и перспективным. Туриста завораживает уже само его название. Почему и какой лук, что за путь? Так два простых слова в названии уже притягивают внимание к кластеру. А дело здесь, как пояснил эстонский гость, вот в чем.

В советское время на этой территории люди массово выращивали лук и огурцы (напоминает наши Ольшаны Столинского района, не правда ли). Сбывали продукцию местные жители на рынках Ленинграда, прилично, таким образом, зарабатывая себе на жизнь. Однако с распадом Советского Союза, установлением границ и разрывом традиционных хозяйственных связей луково-огуречный бизнес пришел в упадок. Пришлось думать, как жить далее. И выход был найден в создании туристического кластера. А так как только всевозможными историями о луке и огурцах большого потока туристов не привлечешь, то нужно было искать дополнительные темы. Ими стали история о жизни и культуре русских старообрядцев, издавна поселившихся на этих землях, а также тема усадебной культуры балтийских немцев.

Сегодня в рамках кластера «Луковый путь» работает 23 участника, причем весьма тесно и слаженно друг с другом. Они понимают, что находясь вдалеке от столицы, обеспечивать себя работой, а также расширять клиентскую базу можно только действуя вместе.

Туристический кластер «IDAVIRO» расположен на северо-востоке Эстонии. Он является самым крупным в стране и включает 50 членов. За годы работы участники кластера смогли не только сработаться и сдружиться, но и совместными усилиями улучшить имидж региона, который стал у туристов ассоциироваться с местом для приключений, различных квестов и т.д.

Четвертый кластер расположен на западе страны — на самом крупном острове под названием Сааремаа. Являясь четвертым по величине в Балтийском море, он более чем в два раза превосходит территорию нашего района. Кстати, всего в состав Эстонии входит более 2000 островных территорий. Кластер «VISIT SAAREMAA» демонстрирует не только свою уникальную природную составляющую, но и демонстрирует приезжим самобытную культуру эстонского народа.

Что же дальше?

Наталья Господарик и Сергей Салей, эксперт в сфере устойчивого социально-экономического развития, проанализировали туристический потенциал Волковысского района, отметили, как была реализована первая стратегия и чему она всех научила. Во время практического занятия состоялся SWOT-анализ, в ходе которого присутствующие вместе с экспертами определили сильные и слабые стороны туристического потенциала региона, возможности и угрозы рынка туристических услуг.

В результате «мозгового штурма» были намечены перспективные направления развития туризма в нашем районе и кластере «Заходняя скарбонка». Участники тренинга презентовали свои наработки по развитию промышленного, познавательного и агроэкотуризма.

Над ними еще нужно более детально поработать, поэтому анонсировать их пока не будем. Свою посильную помощь окажут специалисты и уважаемые эксперты.

Однако главное, в чем сошлись присутствующие, состоит в следующем. Дорогу по развитию туризма в нашем регионе осилит идущий. А значит пожелаем организациям и людям, желающим работать в данной сфере, счастливого пути.

Дмитрий ЗЕЗЮЛЯ

Прочитано 1357 раз Печать