ВНИМАНИЕ К СОДЕРЖАНИЮ
— Закон сейчас действительно очень живо обсуждается не только журналистами, но и обывателями. Есть какие-то новости?
— Проект закона прошел первое чтение. Достаточно много было высказано замечаний, предложений. Сейчас он проходит очень важный этап детальной доработки. И, возможно, ко второму чтению документ претерпит некоторые изменения.
— На фоне этих обсуждений давайте поговорим о будущем журналистики. На ваш взгляд, какой она будет через год-два, пять лет? Как будет меняться исходя из тех посылов, которые сейчас обсуждаются в Парламенте?
— Я думаю, на изменения в журналистике влияют не только принятые законодательные акты, а в целом состояние общества. Закон выступает регулятором во взаимоотношениях медиа с обществом, читателем, со всем тем пространством, для чего в общем-то и существует сама журналистика, сама наша профессия. Мне кажется, что влиять на то, какими массмедиа будут через пять лет, каким будет интернет-пространство, невозможно. Мы не можем заглянуть в то время: скорости сейчас такие высокие. Думаю, что вместе с лаконичностью, конечно же, потребитель по-прежнему будет внимательным к содержательной части. Верю, что будут востребованы яркие имена, острые проблемные тематические направления. Об этом говорит и то, что в социальных сетях мышление потребителя сегодня получает определенную корректировку. Да, фейковые новости распространяются с космической скоростью по сравнению с какими-то обычными материалами. Но тем не менее у аналитики или текстов, связанных с глубоким изучением тех или иных явлений, остается множество читателей. И все это будет присутствовать в большей степени, чем есть сегодня.
— На ваш взгляд, каков век печатных СМИ? Сегодня информация передается с бешеной скоростью через интернет-СМИ, и газеты за ними откровенно не поспевают. Может ли так случиться, что в печатной продукции вообще отпадет необходимость?
— Конечно, нет. Сегодня создаются новые предприятия, которые выпускают бумагу, полиграфическое оборудование. Газета будет, и будет она не хуже, чем сегодня. Другой вопрос, что мы сами как потребители влияем на изменение характера бумажных СМИ, потому что человек ставит перед собой другие социальные задачи. Во-первых, они связаны со скоростями получения информации. А у «бумаги» не те возможности, что есть у интернета. Во-вторых, для нас для всех важно более широкое пространство. Наверное, мы все хотим жить в доме, где у нас будет побольше воздуха, света, и мы будем ограничивать свое пространство какими-то электронными форматами получения информации, коммуниката. Сегодня человек даже с точки зрения здоровья ограничивает свое пространство от присутствия книг и газетных подшивок. Но все равно человек готов держать в руках бумагу. Таких потребителей очень много. И от того, насколько будет качественной журналистика на бумажных носителях, и зависит будущее печатных СМИ.
— Александр Николаевич, каким вам видится оптимальное количество печатных изданий в нашей стране?
— Сегодня у нас более 1600 СМИ зарегистрировано на бумаге: это газеты, журналы, есть альманах даже. Это далеко не только общественно-политические издания. Мне кажется, что периодически что-то будет закрываться, что-то приходить новое. Если оценивать перспективу ближайших пяти-десяти лет, то не стоит говорить о тенденции закрытия печатных СМИ. Скорее, будут сокращаться тиражи. И, может быть, даже произойдет какое-то увеличение печатных СМИ. Потому что если будут сохраняться усилия людей, желающих коммуникатировать через бумагу, то это будет происходить в больших форматах, больших названиях. Можно провести такую же параллель с книгой. Сегодня выпускается значительно больше названий, чем еще двадцать лет назад. Но тогда были тиражи огромные. Если взять литературно-художественную периодику, то у нас выпускается гораздо больше литературных журналов, чем выпускалось в конце 1980-х или в первой половине 1990-х. Но у них другие тиражи. Сегодня никто не мешает небольшой группе творческих людей выпустить журнал тиражом 100—200 экземпляров. Если говорить об общественно-политических изданиях, то немногие из них закрылись. Какие-то переформатировались, какие-то добавились, некоторые издания приобрели новые направления во взаимоотношениях с читателем.
— По поводу тиражей. Есть такое мнение, что жизнь газетам может продлить только их бесплатное распространение. Такую форму взаимодействия с читателем в эпоху интернета мы наблюдаем в Англии, России, США… Вы согласны?
— Рецепт продления жизни бумажным СМИ не может быть одним. Вы правильно отметили тенденцию, которая существует в целом ряде государств. Это особенно заметно в Скандинавских странах. Но сегодня и у нас, например, рекламные издания распространяются бесплатно. Можно привести в пример и общественно-политическое издание «Вечерний Минск»: любой желающий может взять газету в метро или в других точках распространения. То есть это одно из направлений, и к такому развитию событий многие учредители и собственники медийных продуктов уже готовы. Но другие формы распространения — подписка, розничная продажа — останутся. Мне кажется, что в Беларуси несколько затормозился процесс распространения газет в розницу. Я думаю, что это направление и в отношении общественно-политических изданий не следует упускать. У наших соседей в России, Польше, других европейских странах значительная часть тиражей распространяется именно через розницу, притом что там системы вроде нашей «Союзпечати» не более активны. Нам надо укреплять наши ресурсы в этом направлении, развивать разные инициативы — государственную и частную формы собственности, чтобы доступность была более широкой. Мы сегодня видим, что крупные торговые сети продают газеты, и очевидно, что это достаточно перспективное направление. Мне кажется, издания должны соперничать за свои места на этих площадях.
МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ РЕДАКЦИЯ — СПАСЕНИЕ
— В последние годы в Беларуси образовалось много медиахолдингов. Это явный тренд. Удалось ли всем этим обновленным медиаструктурам (особенно в регионах) выйти на самоокупаемость?
— На мой взгляд, «Советскую Белоруссию» и «Звязду» неправильно называть медиахолдингами, скорее это объединенные редакции. Мне кажется, в их создании решались разные задачи. Одна из самых важных — творческая. Чтобы газеты стали более интересными, разнообразными по своей проблематике, надо было не просто что-то поменять, а структурировать: посмотреть, какими ресурсами решаются творческие задачи. Я сегодня вижу другую «Народную газету», другую «Сельскую газету». На примере в том числе и «Рэспублікі» заметно, как решаются совсем другие задачи, которые раньше перед коллективами этих изданий просто не ставились. Я с удовольствием читаю «Народную газету». Сейчас это ежедневник, достойный лучших российских примеров, а ведь раньше это было общественно-политическое издание, мало чем отличающееся от других подобных. Свое лицо обретает и «Рэспубліка». Важно, что газеты не повторяют друг друга, каждая — самостоятельный продукт. То есть творческая задача при создании объединенной редакции «СБ» была решена. Насколько мне известно, экономическая задача тоже решена. Это прибыльный хозяйственный субъект. Конечно, лидером здесь является «СБ», ее ресурсы, доходы влияют и на развитие других изданий.
Со «Звяздой» несколько другая история. Она подставила плечо для решения задач культурно ориентированных СМИ. И сегодня у литературно-художественных журналов, где учредителем является и Союз писателей Беларуси, при существовании других проблем нет вопросов в решении хозяйственно-экономических задач. Вокруг «Полымя», «Нёмана», «Маладосці», «Вожыка» сконцентрирована писательская и публицистическая среда, дай бог, чтобы она развивалась, тогда все получится и у «Звязды».
— Мультимедийная редакция — спасение для районных газет?
— Сегодня лидером в отношениях с читателем в отражении действительности социально-экономического развития в регионах являются те газеты, которые активно работают в интернете. Здесь очень важны усилия самого коллектива, в первую очередь работа с новостями и анализ явлений, которые происходят на территории района. В этом и заключается мультимедийность. Сегодня она должна достигаться прежде всего электронными рычагами, то есть надо в большей степени пишущих, снимающих, говорящих представлять в социальных сетях. И многие редакции это понимают. Мы много говорим об этом на семинарах, используем опыт работы с местными СМИ факультета журналистики БГУ. Мы очень признательны профессорско-преподавательскому составу, который нам много помогает в анализе ситуации. Вместе с факультетом мы выработали модель, на какие моменты в рецензировании, оценке местных газет надо обратить внимание. Многие преподаватели, наверное, сделают из этого свои диссертации, научно-практические работы. А самое главное — поговорят с сегодняшними студентами, будущими выпускниками о том, с чем же идти на места, как работать и какую тематику освещать. Также благодарны социологам, которые изучают тот эмпирический материал. Результаты их работы помогут нам прийти к определенным выводам и дать не только оценку, но и подсказку стратегического развития региональных массмедиа.
— Газета, радио и мощный портал — в каких районах, на ваш взгляд, эта формула работает наиболее эффективно?
— Приведу в пример объединенную редакцию «Наш край» в Барановичах. Конечно же, интересна городская газета в Пинске. Много делается в этом направлении в Бобруйске, там есть радио, телевидение, амбициозные задачи решаются на интернет-портале. Есть положительные примеры в Гомельской области, и отрадно, что в этом активно участвуют главы идеологических управлений. Почему пока не у всех получается? У каждого есть свой ресурс, свое творческое мировосприятие, штатное расписание, не везде активно идет ротация кадров. Где-то сталкиваются и с психологией вчерашнего дня руководителей региональных СМИ. Надо пробовать, но и решать, как в погоне за мультимедийностью не потерять традиции.
ТИРАЖИ МЕНЬШЕ, НАЗВАНИЙ БОЛЬШЕ
— Нельзя не спросить у вас и о будущем книги — это тоже ваша вотчина. Каким видите ее будущее?
— Уже на протяжении многих лет цифра по количеству названий книжной продукции в нашей стране варьируется в пределах десяти тысяч названий в год. Хотел бы отметить рост названий, которые издаются на белорусском языке. Это говорит о том, что у общества есть потребность к пониманию, осмыслению жизни через призму роднай мовы. Очень много просветительской, историко-просветительской литературы. Но, с другой стороны, хочу сказать, что наш книжный рынок открыт. Если вы сегодня зайдете в сеть «Белкниги», а сейчас она насчитывает более ста магазинов, то в крупных объектах увидите от 50 до 60 тысяч наименований книг единовременно. Сколько за жизнь мы можем прочитать? Три, пять тысяч, максимум десять. Понятно, что у каждого есть свои интересы, цели. Но сегодня художественная литература настолько доступна, тиражируема — на любой вкус. И все, что происходит в обществе, отражается в литературе. Изданной или в Беларуси, или нашими соседями. Книжное производство в России активно рассматривает Беларусь как пространство для книжного рынка и нас как читателей. Наше книжное пространство открыто для всех. Активно развивается интернет-торговля книгами. Это высокие скорости. Многие ищут книги не на ночных выставках, а в сети. Это связано и с ценообразованием. Если говорить о каких-то направлениях, то за государством осталась более сложная задача: наши издательства в первую очередь обеспечивают решение тех социальных задач, которые связаны с книжным производством. Конечно же, это учебники. Эта задача постоянно находится на контроле у Президента. Все издательства очень внимательно подходят к содержательной части.
Наши книжники — издатели, полиграфисты, распространители — активно участвуют в международных выставках. Ездят в Россию, Польшу, Германию, Китай и другие страны. Смотрят новые технологии, пытаются сделать белорусскую книгу мирового уровня. Этому способствует и наша ежегодная книжная выставка, которая обычно проходит в конце зимы. В этом году мы перенесли ее на начало марта и думаем так делать и дальше. Это более удобное время и с точки зрения погоды, и еще потому, что рядом 8 Марта. Книга ведь по-прежнему хороший подарок к празднику.
— Как часто бываете в книжных магазинах? Какие книги выбираете там для себя?
— Начну с того, что смотрю все сигнальные экземпляры, которые поступают в Министерство информации, — каждую неделю ко мне поступает увесистая стопка. Что-то просматриваю бегло, что-то прочитываю. Конечно, захожу и в магазины. Почти все они сконцентрированы в центре города, и это одна из проблем. Нам надо двигаться в новые микрорайоны.
В «Светоче» точно бываю раз в неделю. Очень внимательно слежу за научно-практической литературой, социально-политической. С удовольствием листаю книги по социологии, причем не те, что рассчитаны на специалиста, а для более широкого читателя. Слежу за беллетристикой, которая связана с ключевыми событиями, с историей нашей страны, постсоветского пространства. И, конечно же, не пропускаю документальную литературу. Весь этот спектр занимает гораздо больше, чем художественные произведения. Читаю литературные журналы, белорусские и зарубежные, где публикуются наши писатели и те авторы, которые мне интересны. «Дружба народов», «Новый мир», «Роман-газета» — вот такой у меня интерес, помимо наших отечественных журналов.
Что недавно купил в книжном магазине? Сейчас дома на столе у меня лежит книга из четырех повестей Василя Быкова, изданная российским издательством. Почему купил этот сборник? Читал эти повести и на белорусском, и на русском раньше, но сейчас привлекли очень интересные иллюстрации народного художника Беларуси Георгия Поплавского, который недавно ушел из жизни. Смотрю на эту книгу еще и как на произведение искусства. Что еще меня заинтересовало? Недавно перечитал роман Чингиза Айтматова «Буранный полустанок» (книга больше известна под названием «И дольше века длится день») на белорусском языке. Это перевод Михася Стрельцова, и мне была очень интересна его стилистика. К тому же в этом романе Айтматова есть многие тенденции, посылы, касающиеся сегодняшнего времени.
ВЕСЬ ДЕНЬ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПОЛЕ
— Александр Николаевич, как начинается ваш рабочий день?
— Он начинается еще до того, как приезжаю в министерство. Открываю глаза и тут же беру в руки телефон или планшет, чтобы узнать последние новости. Сегодня средства коммуникации позволяют очень оперативно получать самую свежую информацию. В первую очередь слежу за теми новостями, которые связаны с нашей страной. Затем уже по дороге на работу открываю сайты бумажных СМИ. Скажем так, начинаю получать второй более осмысленный блок новостей. И потом есть несколько тем в формате моей работы, по которым хочется получить не только новости, но и аналитику. Очень много читаю про электронные СМИ, мне не хватает знаний в этой области, потому что всю жизнь проработал в газете. Интересуюсь тем, как интернет работает во всем мире. Благодарен многим своим коллегам и друзьям, с которыми мы обмениваемся различными публикациями. Одному ведь действительно тяжело все охватить, а они знают, что мне интересно. Даже в моей семье принято сбрасывать друг другу новости, которые могут быть полезными. Словом, я в течение всего дня нахожусь в информационном поле.
— В журналистской среде вы прослыли либеральным руководителем СМИ. В министерском кресле эти принципы управления приемлемы или приходится включать более жесткие методы? В чем существенная разница в работе главного редактора Издательского дома «Звязда» и министра информации Республики Беларусь?
— Надо разобраться, что такое либерализм. Он возможен до определенной поры, до определенного формата отношений. Важно, чтобы либерализм не стал популизмом. Иногда приходится быть жестким. И даже, образно говоря, стучать кулаком по столу. Тот, кто работает, отвечает за свой участок, думает о результате, тому бояться нечего.
— Понимаем, что такая работа отнимает много времени, но все же: сами иногда беретесь за ручку?
— Как журналист — да. Сотрудничаю с некоторыми газетами. Мне интересно писать для «Союза», там развиваю тему, на которую раньше выпустил несколько книг, — сотрудничество в области гуманитарного пространства, а также проекты, которые осуществляются в области культуры: связь наших деятелей литературы с различными странами, присутствие нашей культуры, литературы в мире. Пишу об этом по мере возможности. Если что-то не успеваю напечатать, то это остается в моих блокнотах, накапливается и, возможно, через какое-то время выльется в книгу.
Мне интересна публицистика. Читаю многих авторов, слежу за молодежью. Очень нравятся колумнисты. Считаю, что авторская журналистика — это один из трендов, которые должны остаться за бумажными СМИ, несмотря на то, что в соцсетях этот жанр тоже очень развит. Но подходы, которые сегодня реализовываются в «СБ. Беларусь сегодня» на протяжении последних десяти лет, значительно качественнее и более значимы. Да, это ответ на то, что очерка как жанра сегодня почти уже нет. Хотя с удовольствием читаю то, что Леонид Екель пишет в «СБ». В колонках небольшого объема Татьяна Сулимова, Владимир Степан, Александр Куллинкович успевают сказать много важного. Много лет читаю Бориса Лепешко и не устаю это делать. Интересны и мнения конкретных журналистов о спорте, кино, литературе. Слежу за «Звяздой» не только как бывший главный редактор, там есть интересные авторы, которые очень хорошо владеют своей темой. Читаю такие материалы, чтобы не упустить что-то важное в той или иной сфере в кино, в искусстве, культуре.
«ТРЭБА ДОМА БЫВАЦЬ ЧАСЦЕЙ…»
— Вы написали много книг о родной Пуховщине. Как часто сейчас там бываете?
— Да, я родился в деревне Затитова Слобода, очень люблю родной край. Очень бы хотелось бывать там чаще. Согласен с Рыгором Бородулиным: «Трэба дома бываць часцей…» Последний раз был там совсем недавно: во время республиканского субботника на Пуховщине вместе с земляками приводил в порядок партизанское захоронение в урочище Боруслово.
— Откуда у вас появилось желание взять в руки перо? Свой первый материал в газете помните?
— Конечно, помню. Это была корреспонденция «Подзвігі маіх землякоў» в журнале «Бярозка» в 1976 году.
— Почему тогда решили поступать не в гуманитарный вуз, а в Львовское военное училище?
— Поступил ведь на отделение журналистики, хотя и военного училища.
— У министра есть свободное время? Как им распоряжаетесь? Есть ли у вас какие-то увлечения, помимо литературы? Можно ли известного краеведа увидеть с грибной корзинкой в лесу? Где обычно проводите отпуск?
— И в грибы люблю ходить, и книги читать, когда за окном дождь идет. Обычно на отпуск оставляю решение каких-то творческих задач.
Курсант Львовского высшего военно-политического училища.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
1964 год — родился в деревне Затитова Слобода Пуховичского района
1985 год — окончил факультет журналистики Львовского высшего военно-политического училища.
1981-1995 годы — служил в Вооруженных Силах СССР и Республики Беларусь.
1995—1998 — корреспондент, редактор отдела газеты «Звязда»
1998—2002 — главный редактор «Чырвонай змены»
2006-2011 годы — директор редакционно-издательского учреждения "Литература и искусство".
2011-2012 годы — главный редактор учреждения "Редакция газеты "Звязда".
2012-2016 годы — директор - главный редактор редакционно-издательского учреждения "Издательский дом "Звязда".
2016 год — заместитель министра информации.
28 сентября 2017 года был назначен министром информации.
"СБ"
Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.