Отдельные положения Закона вызваны необходимостью согласования норм КоАП с актами Президента Республики Беларусь. Так, например, в КоАП введена статья, устанавливающая ответственность за нецелевое использование сельскохозяйственной организацией средств от продажи жилых помещений. Статья, устанавливающая ответственность за нарушение правил использования воздушного пространства, теперь предусматривает ответственность за нарушение правил использования авиамоделей. Также скорректированы статья, устанавливающая ответственность за нарушение порядка работы с имуществом, и статья, устанавливающая ответственность за нарушение порядка использования иностранной безвозмездной помощи.
Ряд положений Закона обусловлены необходимостью совершенствования положений КоАП с учетом практики его применения. Например, в перечень деяний, влекущих административную ответственность по требованию, включены деяния, выразившиеся в нарушении авторского права, смежных прав и права промышленной собственности и в незаконном использовании деловой репутации конкурента, а также нарушение защитного предписания.
Скорректирована статья, устанавливающая иные обстоятельства, исключающие признание деяния административным правонарушением. Так, исключается наказуемость за неуплату налогов в относительно незначительном размере, таможенного платежа при условии устранения нарушения в течение трех дней со дня подписания акта проверки, проведенной в соответствии с законодательными актами, определяющими единый порядок проведения контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь.
Расширен перечень обстоятельств, смягчающих ответственность, исключена статья, определяющая условия освобождения от административной ответственности за правонарушение, не связанное с получением выгоды имущественного характера.
По линии ГАИ
Ряд изменений коснулся нарушений законодательства в части обеспечения безопасности дорожного движения. В частности, отменена специальная норма (ст. 18.18 КоАП), которая устанавливала ответственность за отсутствие при себе необходимых документов, предусмотренных ПДД. Однако водителям не стоит этим злоупотреблять, поскольку процедура проверки по соответствующим базам данных предполагает определенные временные затраты. Кроме того, в системе может отсутствовать информация о документах, выданных давно. В этом случае потребуется дополнительная проверка.
При совершении ДТП без пострадавших, а лишь с механическими повреждениями транспорта либо повреждениями имущества, водитель привлекается к ответственности за нарушение конкретного пункта ПДД, которое стало причиной происшествия (ст. 18.17 КоАП).
Отменена процедура изъятия талона к водительскому удостоверению при наложении штрафа.
Расширен срок уплаты штрафа, решение о наложении которого принимается на месте. Он увеличен с 5 дней до 1 месяца. Однако в случае его неуплаты либо пропуска данного срока административное взыскание автоматически увеличивается на 2 базовые величины.
За эксплуатацию в дорожном движении транспортного средства без заключения его владельцем договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств предусмотрено наложение штрафа в размере от 3 до 5 базовых величин, а на индивидуального предпринимателя и юридическое лицо — от 10 до 15 базовых величин. Ранее за это правонарушение был установлен штраф в размере 5 БВ, а на индивидуального предпринимателя и юридическое лицо — 15 БВ. За то же деяние в случае совершения ДТП лицом, уполномоченным управлять таким транспортным средством, предусмотрено наложение штрафа в размере от 5 до 10 БВ, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо — от 15 до 25 БВ. Ранее за это правонарушение штраф составлял 10 и 25 БВ соответственно.
Штраф для «зайцев» и обязанных лиц
Введено дополнительное административное взыскание в виде штрафа в размере до 2 базовых величин за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.27 КоАП, — уклонение обязанных лиц от трудоустройства по судебному постановлению или работы.
Основанием для привлечения к административной ответственности по ст. 11.54 КоАП в настоящее время будет являться неуплата или неполная уплата в установленный срок обязательных страховых взносов или взносов на профессиональное пенсионное страхование в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на сумму более десяти базовых величин. Ранее данный размер в качестве обязательного условия предусмотрен не был.
Введена административная ответственность за нецелевое использование сельскохозяйственной организацией средств от продажи жилых помещений (ст. 11.82 КоАП), а также за нарушение порядка идентификации и регистрации сельскохозяйственных животных (ст. 15.65 КоАП).
За безбилетный проезд в городском общественном транспорте теперь будут штрафовать на сумму от 0,5 до 1 базовой величины.
Расширен перечень обстоятельств, смягчающих ответственность. К ним отнесены добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение; добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, ведущий административный процесс, о совершенном административном правонарушении; оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, ведущему административный процесс, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении.
Павел СИЛЮК, заместитель прокурора Волковысского района.
Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.