В 1994 году в инспекцию по делам несовершеннолетних Октябрьского РОВД Гродно пришел новый сотрудник — Валентин Буйко. Некоторый опыт работы с несовершеннолетними у начинающего инспектора уже был: до милиции он работал мастером производственного обучения в ПТУ. Но задачи, которые предстояло решать, оказались куда более сложными, чем представлялось:
— Перед глазами подрастающего поколения были «герои» с толстыми золотыми цепями, на крутых тачках. Многие мечтали попасть не в институт, а в «бригаду». Подростки совершали серьезные преступления, не просто банальные кражи, но и грабежи, разбойные нападения, убийства. Работа сотрудника ИДН заключалась не только в профилактике, приходилось работать вместе с сотрудниками уголовного розыска над раскрытием преступлений.
В таких обстоятельствах молодой сотрудник быстро набирался профессионального опыта, постигал тонкости не только профилактической, но и сыскной работы. И вскоре ему предложили перейти в отделение уголовного розыска зональным оперуполномоченным.
Здесь было сложно физически и морально. Было много тяжких, жестоких преступлений. Бывало, за дежурные сутки приходилось выезжать и на кражу, и на разбой, и на убийство. Даже при том, что в райотделе одновременно работали две следственно-оперативные группы, на выездах сотрудники были заняты в буквальном смысле с утра и до утра.
Не удивительно, что когда в 1997 году по семейным обстоятельствам Валентин Станиславович перевелся в Волковыск, обстановка в нашем районе показалась ему тихой и спокойной. Но это было лишь первое впечатление. Вскоре выяснилось, что здесь есть свои проблемы. Одна из них — подростковая преступность.
— Ситуация была очень неблагополучной, — вспоминает Валентин Станиславович. — В Волковыске «работали» целые группы, причем довольно-таки профессионально. Например, одна такая группа из числа школьников совершила серию квартирных краж. В начале учебного дня несовершеннолетние злоумышленники похищали ключи у других учащихся, во время уроков успевали проникнуть в квартиру и вынести ценности, а затем незаметно возвращали ключи на место. Нередко приходилось сталкиваться с откровенным цинизмом и жестокостью. Помню такой факт: молодые люди устраивали между собой соревнования, кто больше пьяных мужчин подвергнет избиению. «Вычислить», найти, задержать — это была половина задачи. Это было сложно, но еще сложнее было объяснить, донести, что такая «романтика» рано или поздно заканчивается. Убедить, что это ложные идеалы, неправильный путь.
В Волковысском уголовном розыске у Валентина Станиславовича была еще одна линия работы. Наш город в то время считался едва ли не «столицей» криминального автобизнеса. Тут действовали несколько организованных групп, которые занимались хищениями автомашин, причем не только в нашем районе, но и по всей стране и даже за ее пределами. Бывало, за выходные фиксировалось по три таких преступления. Люди приезжали на рынок, оставляли свои машины на неохраняемых стоянках, а когда возвращались — автомобилей не находили.
— Раскрывать такие преступления было сложно, потому что преступники были хорошо подготовлены, — отмечает бывший сыщик. — В течение часа машина покидала не только район, но и область. Угнанные машины, как правило, разбирали и продавали по запчастям. Злоумышленники орудовали и на территории Польши, но уже по другой схеме. Там они договаривались с владельцем машины, затем ее якобы похищали и перегоняли в Беларусь. Владелец заявлял в полицию, получал страховку. А машина затем продавалась в нашей стране.
В течение года сотрудниками волковысского уголовного розыска было разоблачено четыре таких преступных группы. Ниточка от одной из них привела в Пинскую область. Чтобы найти злоумышленников, оперативникам пришлось тщательно изучать ситуацию на авторынках, анализировать аналогичные преступления, совершенные по всей стране, работать со свидетелями. Наконец, им удалось выйти на след преступников. Как выяснилось, группа волковычан с помощью специальных приспособлений вскрывала двери, взламывала замки зажигания и угоняла машины. В ходе оперативных мероприятий сотрудниками розыска удалось установить гараж, где проводились работы, там было обнаружено множество запчастей от угнанных автомобилей. Вся преступная группа была задержана и предстала перед судом. Преступники получили от 7 до 10 лет лишения свободы.
За время работы в розыске Валентину Станиславовичу приходилось раскрывать и банальные кражи, и хитрые мошенничества, и кровавые убийства. Но особенно ему запомнилась одна почти кинематографическая история. Волковысским РОВД были зарегистрированы несколько таинственных краж из большегрузных автомобилей. Все они следовали через наш район от таможенного пункта в поселке Пограничном. В Волковыске водители замечали, что тент прицепа разрезан, а часть груза таинственным образом исчезла, хотя по пути автомобиль не останавливался. Одно за другим в милицию поступали заявления о таких же преступлениях. Тем же таинственным образом похищались аудиотехника, бытовые приборы, дорогостоящая косметика. При этом водители грузовиков по дороге не видели и не слышали ничего подозрительного. Установить преступников не удавалось. Город полнился слухами на грани реальности, мол, на дороге появился черный джип, на котором орудуют преступники-каскадеры, виртуозно, на полном ходу перебираясь на прицепы и похищая груз. Все это было больше похоже на сцену из голливудского боевика, которые в то время были особенно популярны, чем на правду.
Уголовный розыск сбился с ног, пытаясь добыть информацию, которая позволила бы выйти на след преступников. Сотрудники скрупулезно анализировали каждый факт, дежурили на дорогах, проверяли подозрительный транспорт. И однажды усилия увенчались успехом: в Берестовицком районе для проверки был остановлен автомобиль «Фольксваген-Джетта». Внимание сотрудников милиции привлек капот машины, который отличался от заводского конструкцией. В багажнике машины были обнаружены странные приспособления, похожие на альпинистские: крюки, веревки, лестница.
Как выяснилось, слухи имели под собой реальную почву. Молва ошиблась в одном: ночные каскадеры ездили не на джипе, а на слегка усовершенствованном «Фольксвагене». Злоумышленниками оказались пятеро молодых людей 19—20 лет. Все они приехали из Украины, поселились в Гродно. Спортивные, физически хорошо развитые, крепкие ребята, которым оказалась по силам практически невыполнимая задача. Выбрав прямой участок дороги, на котором автомобиль движется с одинаковой скоростью, злоумышленники подъезжали на «Фольксвагене» вплотную к прицепу грузовика. Затем двое пассажиров выбирались на капот своей машины, а третий передавал им специальную лестницу, которую они забрасывали на крышу прицепа и закрепляли, пробивая тент. По лестнице забирались в прицеп и передавали оставшимся в «Фольксвагене» сообщникам груз. Напарники складывали похищенное в салон, привязывали на багажник. Затем злоумышленники выбирались из прицепа и тем же путем возвращались в свою машину. И все это в полной темноте, не зажигая фар, на скорости 90—100 км/ч, за считанные минуты.
Несколько раз все едва не завершилось провалом: однажды водитель грузовика, под тентом которого уже орудовали злоумышленники, внезапно решил остановиться, чтобы поговорить с ехавшим навстречу приятелем, а в другой раз в прицепе воры обнаружили ядохимикаты, и, не сразу разобравшись, едва не получили серьезное отравление.
Всего в деле «ночных каскадеров» было более 20 фактов. В квартире и гараже, которые они снимали в Гродно, нашли большую часть похищенного: сотрудники правоохранительных органов успели задержать злоумышленников до того, как они нашли каналы сбыта.
В 2001 году Валентин Станиславович закончил Академию МВД РБ, а в 2002 стал начальником сначала отделения, а потом и отдела уголовного розыска, которым успешно руководил до 2005. Затем был первым заместителем начальника Берестовицкого РОВД, начальником межрайонного отдела УБОП по Гродненской области. Но службу в угрозыске до сих пор вспоминает как важный этап не только в своей трудовой деятельности, но и в жизни вообще.
— С одной стороны, это было сложное время. «Бригады», преступные группы, много жестоких преступлений. С другой стороны, было, наверное, проще, чем сейчас. Все было понятно: есть преступная группа, ее надо выявить и задержать. Сейчас преступность более латентна, нужно работать над ее выявлением. Сплоченность коллектива, самоотверженность сотрудников, товарищеская взаимовыручка — это то, чем мне запомнилась служба в розыске. До сих пор мы общаемся с коллегами из Волковысского РОВД, встречаемся по праздникам, вместе играем в футбол в команде «Феникс». Я хочу пожелать всем ветеранам и нынешним сотрудникам розыска крепкого здоровья, надежных товарищей, высоких показателей в служебной деятельности и семейного благополучия.
Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.