Мужчина переехал в деревню из Гродно около двух лет назад, с сожительницей, которая вскоре умерла. А в феврале этого года в Волковыске случайно познакомился с 30-летней Алесей Василевской. Женщина сама подошла к нему, попросила закурить, пожаловалась на тяжелую жизнь. Рассказала, что родом из Баранович, ушла из дома из-за конфликтов с матерью, с тех пор скитается, ночует, где придется, попрошайничает. Матвейчик пожалел ее, позвал к себе.
Новая знакомая оказалась женщиной недалекой, но покладистой. Старалась по хозяйству, стирала, готовила, не будучи супругой, от супружеских обязанностей тоже не уклонялась. Чего еще мужику надо? Первое время пара жила дружно. Матвейчик получал пенсию, подрабатывал сдачей вторсырья, которое собирал на свалке, — этих денег хватало на дешевую выпивку, а на большее сожители и не претендовали. Хозяйство не держали, огород не сажали, предпочитая жить впроголодь, но без хлопот. Не удивительно, что соседи обходили их дом стороной, не поддерживая никаких отношений. Только 35-летний Михаил Валюк иногда заглядывал в поисках компании для выпивки.
Скоро идиллия закончилась. Матвейчик стал подозревать, что молодая сожительница поглядывает на сторону. И хотя доказательств измены у него не было, время от времени он поколачивал Алесю, чтобы неповадно было. Женщина об этом никому не рассказывала, только однажды пожаловалась соседу. Валюк пообещал поговорить с Матвейчиком, но сделал только хуже: подозрительный пенсионер решил, что именно с Михаилом сожительница и «наставляет ему рога». Между мужчинами вышел конфликт, но в тот раз все закончилось относительно благополучно.
А в конце мая деревню облетела весть: Матвейчик умер. В милиции сначала допрашивали его сожительницу, а потом задержали Валюка. Вскоре они оба рассказали, что случилось в тот вечер.
Как выяснилось, с утра пенсионер и его подруга сдали металлолом, получили деньги и поспешили их пропить. Захмелев, Матвейчик вспомнил свои подозрения о неверности Алеси и решил проучить ее кулаками. Потом попросил прощения и пара помирилась. Ближе к вечеру в дом пришел Валюк, принес еще спиртного. Он был уже навеселе, но хотел еще выпить и искал для этого компанию. Мужчины расположились за столом, налили, но тут Валюк увидел на лице Алеси синяки от недавних побоев и стал укорять соседа за то, что тот поднимает руку на женщину. Матвейчик довольно грубо осадил гостя: не твое, мол, дело. Такое отношение разозлило Валюка и он, забыв, что собирался по-дружески выпить с хозяином дома, ударил его, да так, что тот слетел со стула на пол. После этого Валюк стал наносить пенсионеру удары ногами, обутыми в грубые ботинки. В грудь, живот, голову — куда придется. Матвейчик не сопротивлялся, он был слишком пьян, чтобы защититься или хотя бы встать.
Наконец Валюк посчитал, что достаточно проучил обидчика женщин, сел за стол, выпил и закурил. Матвейчик лежал на полу, не шевелясь. «Ерунда, к утру оклемается», — подумал Валюк, затаскивая его на кровать. Но на всякий случай пригрозил Алесе, чтобы никому не рассказывала о том, что случилось.
К утру Матвейчик умер. Лишь обнаружив его уже холодное тело, сожительница вызвала «скорую». Медики констатировали смерть пенсионера и сообщили о случившемся в милицию.
Василевская, помня данное соседу-заступнику обещание молчать, объяснила сотрудникам милиции, что Матвейчик получил травмы, падая пьяным с крыльца и в доме. Однако результаты экспертизы внушили сотрудникам милиции сомнения, что многочисленные переломы с кровоизлияниями были получены покойным именно таким образом. А вскоре угрызения совести заставили Валюка дать признательные показания.
— Мне стало жалко Алесю, и я решил заступиться за нее. Я вмешался и сам же пострадал. Во всем виновата Василевская, мне не стоило за нее заступаться, — оправдывался он во время суда. За все время от начала следствия до приговора, он не задумался о том, чем сам отличается от «обидчика слабых», если для восстановления справедливости выбрал те же методы.
Признав Валюка виновным в умышленном причинении тяжких телесных повреждений, повлекших по неосторожности смерть потерпевшего, и учитывая предыдущие судимости, одна из которых — за аналогичное преступление, суд назначил ему наказание в виде 10 лет лишения свободы. Осужденный посчитал его слишком строгим и подал апелляционную жалобу, которая осталась без удовлетворения.
Николай Талашко, судья суда Волковысского района; Виктория Лещинская.
Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.