Работать «на государство» Щукин считал для себя зазорным, поэтому искал другие способы получения дохода. Большинство из тех, что приходили ему в голову, значатся в уголовном кодексе, но уже имевшего проблемы с законом Щукина это не смущало. Кража или вымогательство — в борьбе за материальную независимость хороши были любые средства. К примеру, случайную ссору со знакомым Антоном Гавриловым Щукин посчитал отличным поводом для требования возмещения морального вреда. «Нравственные страдания», якобы нанесенные неосторожным словом, сказанным приятелем, Щукин оценил ни много ни мало — в 100 долларов США. За эту сумму он готов был забыть обиду. Знакомый поначалу не отнесся к этим требованиям серьезно. Но через неделю Щукин напомнил ему о «долге» и подтвердил свои намерения кулаками, пригрозив, что при отсутствии денег последующие встречи будут заканчиваться таким же образом. Запуганный Гаврилов старался без лишней надобности не выходить из дому, чтобы не встречаться с вымогателем, который продолжал настаивать на возращении «долга».
Сообразив, что быстро получить с Гаврилова «легкие деньги» не выйдет, Щукин стал искать другие способы наживы. Очередной жертвой его преступных замыслов стала бывшая сожительница. Как-бы между прочим, Щукин попросил у нее мобильный телефон, чтобы выйти в Интернет. Получив гаджет, злоумышленник вместе с ним «ушел по-английски», отправившись прямиком в ломбард. Много выручить за телефон не удалось, поскольку у него был поврежден экран. Но злоумышленник не унывал: у него уже созрел новый план. Зная, что раньше устройством пользовался знакомый законной владелицы, некто Петр Воронюк, Щукин позвонил ему и потребовал деньги на ремонт гаджета. Ты, мол, разбил, значит, ремонт за твой счет. Удивленный такими требованиями, Воронюк созвонился с хозяйкой телефона, которая также не ожидала такой «заботы» о своем имуществе от бывшего сожителя и сказала никаких денег ему не передавать. Однако Щукин проявил настойчивость и, перейдя от просьб к угрозам, все же получил требуемые 100 рублей, которые потратил по своему усмотрению.
Следующей жертвой вымогателя стал его знакомый Дмитрий Кухарчик, имевший неосторожность сыграть с ним в карты. Выиграв партию, Щукин объявил, что проигравший теперь должен ему 100 рублей. На все возмущения оппонента о том, что перед началом игры никаких ставок не оговаривалось, соперник заметил, что «с ранее судимыми в карты вообще играть не стоит, поскольку можно без квартиры остаться». И пригрозил, что если проигравший не заплатит, то ему же будет хуже. А чтобы «должник» не сомневался в серьезности его намерений, в тот же вечер подкрепил угрозы делом. После этого Кухарчик посчитал за лучшее заплатить и отдал деньги.
Воодушевленный успехом, Щукин решил вернуться к схеме номер один. На этот раз он стал требовать «возмещения морального вреда» с Владимира Портнова, прибегнув к любимому методу убеждения — физической силе — и позвав на помощь двоих приятелей, Андрея Радионова и Виктора Кравчука. Гоп-компания всеми силами давила на «должника», карауля его у дома и угрожая через знакомых. Но Портнов был неробкого десятка и платить не соглашался. На очередную встречу с вымогателями он пришел с другом. Завязалась потасовка, в ходе которой верх взяло большинство. Однако развязка оказалась для преступников неожиданной: в конфликт вмешались сотрудники милиции, которые задержали Щукина и его приятелей и доставили всех в РОВД.
В ходе расследования по делу выяснились и другие подробности «деятельности» Щукина. Кроме того, в отношении него было также возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 174 УК — «Уклонение от возмещения расходов на содержание детей». А также оказалось, что на совести Радионова и Кравчука не только вымогательство, но и грабеж: возле одного из магазинов они силой отобрали у жителя Волковыска только что купленные вино и сигареты. Устроившись неподалеку, грабители стали распивать похищенное вино, а когда потерпевший попросил оставить ему хотя бы часть им же купленного спиртного, избили его.
Действия любителей «легких денег» получили достойную оценку суда. Щукин был осужден к 6 годам лишения свободы с конфискацией имущества. Радионов и Кравчук — к 4 годам и 4 годам 6 месяцам лишения свободы с конфискацией имущества. Щукин и Радионов подали апелляционную жалобу, которую Гродненский областной суд оставил без удовлетворения, а приговор — без изменения.
Евгений КИЗЕЛЕВИЧ, заместитель прокурора Волковысского района; Виктория ЛЕЩИНСКАЯ.
Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.