Так, в январе этого года в деревне Репля под колеса автомобиля попала пенсионерка, двигавшаяся по краю проезжей части. Водитель, совершая встречный разъезд, не заметил пешехода, поскольку женщина не была обозначена световозвращающими элементами. Она получила серьезные травмы и была госпитализирована.
Анализируя причины ДТП, сотрудники Госавтоинспекции отмечают, что чаще всего наезды на пеших участников дорожного движения происходят по той причине, что водители не замечают их на дороге или замечают слишком поздно. По статистике около 45% всех ДТП в нашей стране совершаются в темное время суток, а по происшествиям с участием пешеходов в осенне-зимний период эта цифра доходит до 65%. Эту цифру можно уменьшить — считают сотрудники Госавтоинспекции. Сделать пешеходов более заметными на дороге помогают средства пассивной безопасности из световозвращающих материалов — фликеры.
О том, как фликеры помогают избежать ДТП, какие из них самые эффективные, как их правильно носить и когда их отсутствие считается административным правонарушением, нашим читателям напоминает начальник ОГАИ Волковысского РОВД Евгений Леонович.
— Как это работает?
— Принцип действия световозвращающего элемента основан на том, что свет, попадая на ребристую поверхность из специального пластика, концентрируется и отражается в виде пучка света в том направлении, откуда падает. Когда фары автомобиля «выхватывают» светоотражатель, водитель издалека видит яркую световую точку. Фликер виден даже во время дождя и тумана, пешеход становится заметен водителю проезжающего автомобиля на расстоянии 400 метров. При скорости 90 км/ч фликер светится 8 секунд, а при скорости 60 км/ч — 24 секунды — за это время водитель может отреагировать на появление пешехода и избежать наезда. Доказано, что фликеры снижают риск наезда на 85%.
— В продаже сейчас можно найти много фликеров разных видов и форм. Все ли они одинаково эффективны?
— Было проведено много исследований эффективности фликеров, и они показали, что оптимальную световозвращаемость имеют фликеры белого или лимонного цветов. Другие оказались менее эффективны. К примеру, световозвращатель зеленого цвета был виден в ближнем свете фар легкового автомобиля всего с 80 метров, а этого недостаточно, чтобы водитель мог вовремя среагировать, ведь при скорости 90 км/ч такое расстояние он преодолеет всего за три секунды. Что касается формы фликера, то лучше выбирать самую простую: круг, полоску, квадрат или ромб. Площадь световозвращающего изделия должна составлять не менее 15 квадратных сантиметров. Нанесенные на фликер рисунки и надписи закрывают часть световозвращающего материала, снижая его эффективность. Поэтому лучше выбирать фликер без каких-либо изображений. А вообще, чтобы быть уверенными в том, что приобретаете действительно качественное и эффективное изделие, спросите у продавца сертификат — с сентября 2008 года введена обязательная сертификация световозвращающих элементов.
— Как правильно носить фликеры?
— Если это фликер-подвеска или значок, то лучше, если их будет несколько. Оптимальный вариант — четыре: на правой и левой руке, спереди и сзади. Нарукавные повязки и браслеты нужно располагать так, чтобы они не были закрыты при движении.
— Бытует мнение, что фликеры обязательно должны надевать лишь жители сельской местности, а в городе их ношение не обязательно. Так ли это?
— В Правилах дорожного движения (пункт 17.1) строго закреплена норма обязательного использования световозвращающих элементов в темное время суток при движении по краю проезжей части, не важно, в городе или за городом. Нарушение этого правила влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от одной до трех базовых величин. Если пешеход в момент совершения правонарушения находится в состоянии опьянения — штраф составит от 3 до 5 базовых величин. А если правонарушение повлекло создание аварийной обстановки, пешеход наказывается штрафом от 3 до 8 базовых величин.
Кроме того, правилами рекомендовано обозначить себя световозвращающими элементами при пересечении проезжей части дороги вне пешеходных переходов. То есть, в данном случае использование фликеров не обязательно, за их отсутствие никто не накажет. Однако нужно понимать, что, кроме правил дорожного движения, есть еще здравый смысл, который говорит нам, что для пешехода с фликером переход проезжей части будет более безопасным.
— Нужно ли использовать фликер, если на одежде есть светоотражающие полоски?
— Производители одежды начали активно использовать нашивки из световозвращающей ткани. Но, к сожалению, нередко в производстве одежды применяют некачественный световозвращающий материал, эффективность которого невысокая. Поэтому фликер не будет лишним, даже если на одежде уже есть световозвращающие элементы. Вообще, в осенне-зимний период я бы посоветовал всем пешеходам пользоваться правилом «много фликеров не бывает».
3 причины носить фликеры в населенных пунктах
Согласно Правилам дорожного движения, в случае передвижения по тротуарам или пешеходным дорожкам ношение фликеров не обязательно. Исходя из этого, многие горожане пренебрегают световозвращающими элементами. Но если спросить у водителей, нужны ли фликеры городским пешеходам, они вам ответят однозначное «Да!». И вот почему:
Во-первых, в любом населенном пункте найдутся неосвещенные улицы без тротуаров.
Во-вторых, даже если дорога освещена, это не всегда помогает увидеть пешехода, потому что фонари и фары встречных машин бликуют, особенно если дорога мокрая.
В-третьих, тормозной путь машины все равно больше, чем зона видимости пешехода без фликера: в темноте пешехода видно лишь за 30-40 метров, а тормозной путь на скользкой или заснеженной дороге даже при скорости 60 км/ч составляет от 70 до 150 метров. А вот пешехода с фликером видно за 150 метров даже при ближнем свете фар, и за 400 метров — при дальнем.
Так нужно ли носить фликеры в городе? Водители отвечают на этот вопрос однозначно, а их мнению стоит доверять.
Кстати
Идея не новая, но хорошая
Говорят, что фликеры — это «изобретение» белорусской Госавтоинспекции. Однако светоотражательные элементы как средства пассивной безопасности используются уже более полувека, а в последнее время становятся обязательными во многих странах.
В Беларуси широкое распространение фликеры получили во время программы по повышению безопасности дорожного движения «Минус 100», объявленной в 2007 году. Были внесены соответствующие изменения в Правила дорожного движения, определена административная ответственность пешеходов и велосипедистов.
Но прототипы фликеров использовались еще в СССР. Многие помнят так называемые «катафоты» на велосипедах — принцип их действия и функции те же, что и у современных фликеров.
Использование фликеров обязательно не только в Беларуси. Во многих странах Европы ношение световозвращающих элементов в темное время является обязательным. Более того, в Европе принято надевать световозвращающие элементы даже на своих четвероногих любимцев — кошек и собак, тем самым оберегать их и сигнализировать водителям об их присутствии на дороге.
Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.