Кому жизнь не дороже шин? - Новости Волковыска и района, газета "Наш час"

Электронная подписка на газету Наш час

Пятница, 04 Декабря 2015 00:00

Кому жизнь не дороже шин?

Лариса Прокопеня

Начало декабря. Погода еще не совсем зимняя, но уже порадовала нас первым снегом, а по утрам асфальт блестит наледью. И по правилам дорожного движения, и по соображениям безопасности самое время сменить летние шины на зимние.

С 24 ноября по 4 декабря в республике проводилась профилактическая акция «Жизнь дороже шин». В первую неделю акции сотрудники Госавтоинспекции выступали в трудовых коллективах, напоминая об изменениях в правилах дорожного движения, вступивших в силу с 16 января этого года, согласно которым с 1 декабря по 1 марта автомобили с технически допустимой общей массой до 3,5 т включительно, легковые и грузопассажирские автомобили свыше 3,5 т, а также автобусы до 5 т должны быть оборудованы зимними шинами. А с 1 декабря акция переместилась на улицы. Инспекторы проверили, как автомобилисты выполняют требования правил и заботятся о безопасном передвижении.

Как выяснилось, в большинстве своем волковысские водители вполне законопослушны и заботятся о своей и чужой безопасности. Многие «переобули» свои автомобили, не дожидаясь начала зимы. Я лично убедилась в этом, приняв участие в коротком рейде, организованном сотрудниками ГАИ. Из 10 автомобилей, остановленных для проверки, замечания у госавтоинспекторов возникли только в двух случаях.

К водителю темно-синей «Шкоды» претензий нет. Все, как положено: на шинах маркировка в виде горной вершины со снежинкой, протектор — не менее 4 мм.

— Как только ударили первые заморозки, я сразу же заменил шины, — объясняет водитель. — Не из-за штрафов, я всегда вовремя стараюсь шины менять. Это же моя безопасность.

Такого же мнения придерживаются водители двух остановленных следом «Пассатов», а также девушка за рулем голубого «Мерседеса».

— Машина не моя, принадлежит родителям, они же ее и обслуживают, — объясняет автомобилистка. — Шины уже поменяли.

— А как же иначе? — включается в разговор пассажирка, как выяснилось — мама девушки. — Мы же заботимся о безопасности дочери. Проверяем, чтобы все работало: печка, аккумулятор, жидкость незамерзающую заливаем. Ну и, конечно, шины меняем на зимние при первых же заморозках.

А вот водитель темного «Ниссана» предпочитает «всесезонку».

— Это не основная моя машина, я редко на ней езжу. На той, что постоянно пользуюсь, стоит зимняя, а здесь — всесезонная, чтоб можно было круглый год ездить без лишних затрат.

Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что шины с маркировкой «All Seasons» установлены только на передней паре колес, а на задней — летние. Впрочем, водитель настаивает на том, что купил эти шины на автозаправке как всесезонные.

— К использованию в зимнее время правилами допускаются только шины, маркированные знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинкой внутри нее либо знаками «М+S», «М&S», «М S» или «All Seasons», — объясняет водителю инспектор ДПС Денис Малюдинский. — Видите, на передних колесах у вас есть маркировка, а на задних — нет. Обязательно замените эти шины и будьте внимательны при покупке новых.

Кажется, водитель и сам не ожидал такого подвоха со стороны продавца, он обещает «переобуться», и мы отпускаем его, на этот раз без протокола.

— Некоторые водители экономят и сознательно ставят зимние шины лишь на ведущие колеса. Это повелось еще с тех времен, когда использование зимних шин носило рекомендательный, а не обязательный характер, — поясняет мне инспектор. — Тогда за это не штрафовали. Но теперь в правилах четко прописано: зимние шины должны быть установлены на всех 4 колесах транспортного средства. Ну, а прежде всего водитель должен понимать, что такая «экономия» чревата непредсказуемым поведением автомобиля на повороте и при торможении.

«Опель Зафира» также на «всесезонке».

— «Переобулся» еще в октябре, — говорит водитель. — Все время «переобуваюсь» на зиму.

— А почему предпочитаете всесезонные, а не зимние шины?

— А какая у нас в Беларуси зима? Вы же видите... Зимняя в такую погоду быстро изнашивается, а «всесезонка» — самый оптимальный вариант.

На самом деле водитель заблуждается. «Всесезонка», конечно, разрешается правилами дорожного движения. Однако, по мнению сотрудников ГАИ и опытных водителей, всесезонные шины — не лучший выбор в наших погодных условиях. Ведь они разработаны для стран с другим климатом, где нет существенной разницы между зимой и летом. А в Беларуси, где летом жара нередко достигает 30 градусов, а зимой столбик может опуститься почти на такую же отметку ниже нуля, такие шины недостаточно эффективны. В наших условиях их целесообразно использовать, только если зима довольно мягкая.

Денис Малюдинский обращает внимание на сильно стертый протектор на шинах. По правилам, остаток протектора должен составлять не менее 4 мм. В противном случае водитель может быть привлечен к административной ответственности по ч. 3 ст. 18.12 КоАП РБ за управление транспортным средством, имеющим неисправности. Наказание за это правонарушение предусмотрено в виде предупреждения или штрафа до одной базовой величины.

— «Всесезонка», да еще старая — не самый лучший вариант для зимы, — делает вывод инспектор ДПС. — Так что советую вам заменить шины.

Один из водителей, остановленных для проверки, честно признается:

— «Переобулся», чтобы не оштрафовали.

— А если бы не штраф, ездили бы на летней? — интересуюсь я.

— Да нет все-таки, — на секунду задумавшись, отвечает автомобилист. — Жизнь дорога.

«Жизнь дороже шин» — именно таким был девиз профилактической акции. Девиз, который многие водители уже сделали своим. К сожалению, пока не все. За время акции к административной ответственности по ч. 5 ст. 18.22 КоАП РБ привлечены 14 водителей.

Кстати:

Многие любители всесезонных шин, аргументируя их использование, апеллируют к опыту европейских стран: мол, в Европе все ездят на «всесезонке», и ни про какие зимние или летние там речь не идет. Однако это не более чем расхожее заблуждение.

В Австрии, например, с 1 ноября по 15 апреля все транспортные средства в обязательном порядке должны быть оборудованы зимними шинами с маркировкой M&S, имеющими минимальную глубину протектора 4 мм.

В Чехии использование зимних шин обязательно в период с 1 ноября по 31 марта, если дорога покрыта снегом, льдом или инеем, или ожидается, что на дороге во время движения может произойти выпадение снега, покрытие льдом или инеем.

В Эстонии использование зимних шин является обязательным с 1 декабря до конца февраля. Эти временные рамки могут корректироваться в зависимости от погодных условий.

В Швеции зимняя резина не обязательна, если машина зарегистрирована не в этой стране. Но если автомобиль зарегистрирован в Швеции, то «переобуваться» надо с 1 декабря по 31 марта.

В России с 1 января 2015 года вступил в силу Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», который запрещает эксплуатацию транспортных средств, не укомплектованных зимними шинами, с 1 декабря по 1 марта. Учитывая, что в разных регионах страны погодные условия существенно отличаются, по решению региональных властей сроки запрета эксплуатации транспортных средств без зимних шин могут быть изменены, но только в сторону увеличения.

Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!


Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.

Прочитано 2361 раз Печать