С чего начинать, куда обращаться и сколько придется платить за дубликаты? Мы собрали полезную информацию для наших читателей.
Паспорт
Паспорт — начало начал всех наших гражданских прав. Без него невозможно восстановить другие документы, например, водительское удостоверение. Вы не сможете получить какие-либо справки, оформить кредит, снять деньги в банке или получить пенсию. Поэтому приступать к его восстановлению стоит как можно скорее.
Как правило, первое время после обнаружения пропажи документа «растеряша» ждет, что, возможно, кто-то вернет его за вознаграждение. Иногда это действительно случается. Однако существует большая вероятность того, что паспортом могут воспользоваться мошенники. Например, они могут оформить на него большой кредит, заключить от вашего имени различные сделки и тому подобное.
Поэтому, обнаружив пропажу паспорта, лучше как можно скорее обратиться в ближайшее отделение милиции, объяснить, что случилось, и написать заявление о пропаже документа при неизвестных обстоятельствах. Ваше заявление зарегистрируют и выдадут письменное подтверждение о принятии от вас заявления, с которым вы пойдете в подразделение по гражданству и миграции по месту жительства. Там вы напишете заявление об оформлении нового паспорта взамен утерянного.
Если вы уверены, что ваш паспорт не был украден и не попал в чужие руки, вы можете сократить этот путь и сразу же обратиться в подразделение по гражданству и миграции с заявлением об оформлении нового паспорта. Образец заявления можно найти на стенде в подразделении или на сайте Волковысского РОВД. Не забудьте захватить четыре цветных фотографии 4х5 см.
До 2010 года за утерю паспорта граждан привлекали к административной ответственности. Сейчас за потерянный, испорченный или украденный паспорт штраф платить не придется. А заплатить нужно будет только госпошлину: 0,5 базовой величины за оформление паспорта в общем порядке и столько же дополнительно за ускоренное оформление в срок до 15 дней. В общем порядке новый паспорт вам оформят в течение месяца.
Если впоследствии вы все же найдете утерянный паспорт или вам его вернут — документ нужно будет сдать для уничтожения. С момента написания заявления паспорт считается недействительным и вносится во все базы.
Если вы потеряли паспорт за границей во время туристической поездки, вам необходимо получить «Свидетельство на возвращение в Республику Беларусь».
Для этого вы должны незамедлительно обратиться в местную полицию. Там вас попросят написать заявление, в котором вы должны будете указать обстоятельства и вероятное место утери, взамен заявления вам выдадут справку об утрате паспорта. С этим документом и двумя цветными фотографиями вам нужно будет идти в ближайшее посольство или консульское учреждение Республики Беларусь (адрес вам подскажут в полиции или любой справочной). Здесь вы пишете заявление о выдаче «Свидетельства на возвращение в Республику Беларусь».
За выдачу «Свидетельства» вы должны будете оплатить консульский сбор — 20 евро. С этим документом вы сможете вернуться на родину, где в течение месяца должны будете сдать его в подразделение по гражданству и миграции органа внутренних дел по месту жительства и подать заявление об оформлении нового паспорта.
Свидетельство о рождении
За дубликатом свидетельства о рождении нужно обращаться в ЗАГС по месту регистрации. Если рождение зарегистрировано в другом городе, ЗАГС по месту регистрации сделает необходимые для восстановления документов запросы. За дубликат свидетельства нужно оплатить госпошлину в размере 0,5 базовой величины. В случае обращения в ЗАГС, где было выдано свидетельство о рождении, дубликат вы получите уже через семь дней. Если документ выдавался в другом отделе и потребуется запрос, срок может увеличиться до месяца. Когда документ будет готов, вам пришлют уведомление.
Аналогично нужно поступать в случае утери свидетельства о браке и других документов, выдаваемых отделами ЗАГС.
Водительское удостоверение
Если вместе с водительским удостоверением была утеряна и медицинская справка, то восстановление документов нужно начинать с нее.
Для этого с паспортом, фотографией 3х4 см и амбулаторной картой вам нужно обратиться к председателю водительской медицинской комиссии в поликлинике, где вам была выдана справка. Лучше сделать это в день работы комиссии (в Волковысской районной поликлинике это вторник и четверг). Выдача дубликата справки — услуга платная, сейчас ее стоимость составляет 21 тысячу рублей.
Имея медицинскую справку, вы можете получить временное разрешение на управление транспортным средством. Для этого нужно прийти в межрайонный регистрационно-экзаменационный отдел ГАИ с паспортом, медицинской справкой о годности к управлению механическими транспортными средствами и квитанцией об уплате пошлины за временное удостоверение (0,05 базовой величины). Временное разрешение выдается на один месяц, за это время Госавтоинспекция проведет проверку, и если выяснится, что вы не лишались прав за какое-либо правонарушение, вам выдадут дубликат водительского удостоверения.
Для получения дубликата водительского удостоверения в МРЭО нужно предоставить заявление, паспорт с отметкой о регистрации по месту жительства, временное разрешение на право управления механическим транспортным средством, медицинскую справку о состоянии здоровья и документы, подтверждающие внесение платы: за выдачу дубликата водительского удостоверения (3 базовые величины), за оформление заявления (0,08 базовой величины) и за компьютерные услуги (0,04 базовой величины). Дубликат изготовят в течение одного дня. Таким образом, восстановление водительского удостоверения вам обойдется в 570 600 рублей.
Выдачу дубликатов свидетельства о регистрации транспортного средства и сертификата о прохождении государственного технического осмотра также осуществляет МРЭО ГАИ. Для этого вам нужно будет пройти сверку номеров транспортного средства, оплатить 0,08 базовой величины за оформление заявления, 0,04 — за компьютерные услуги, 1 базовую величину за дубликат свидетельства о регистрации транспортного средства и 0,05 базовой величины за дубликат сертификата техосмотра. Итого — 196 200 рублей. Дубликат техпаспорта вам выдадут в течение 10 рабочих дней со дня подачи заявления.
Трудовая книжка
Если вы работаете — за выдачей дубликата трудовой книжки обращайтесь к нынешнему нанимателю. Он обязан выдать дубликат не позднее 15 календарных дней со дня поступления соответствующего заявления работника.
Если в данный момент вы не работаете, а с момента увольнения прошло не более полугода, за дубликатом трудовой книжки вам придется обращаться к нанимателю по последнему месту работы. По истечении шести месяцев с момента увольнения прежний наниматель выдает не дубликат трудовой книжки, а справку о периоде работы, которая является основанием для заведения дубликата трудовой книжки по новому месту работы. Чтобы восстановить все записи в трудовой, вам нужно будет предоставить
такие справки из всех организаций, где вы работали раньше, поскольку основанием для внесения записей о периодах предыдущей работы при заполнении дубликата трудовой книжки являются документы, подтверждающие стаж работы: справка о периоде работы или копия приказа нанимателя. Справка выдается бесплатно в течение пяти дней со дня обращения. Однако нередко случается, что некоторые наниматели прекратили свою деятельность. В этом случае по вопросу выдачи документов уволенный работник должен обращаться по месту хранения этих документов — в архив.
Дело значительно упрощается, если у вас есть заверенная копия трудовой: тогда внесение сведений в дубликат трудовой книжки осуществляется на основании копии без представления документов, подтверждающих стаж работы.
При утрате трудовой книжки по вине нанимателя он обязан самостоятельно принять меры для получения соответствующих документов, подтверждающих трудовой стаж работника, который предшествовал его поступлению к данному нанимателю.
Свидетельство социального страхования
Для восстановления этого документа также нужно обращаться к нанимателю. Он закажет в Фонде социальной защиты населения дубликат, и вам будет выдана новая карточка.
Если вы временно не работаете и не состоите на учете в качестве плательщика обязательных страховых взносов, то можете самостоятельно обратиться в фонд, заполнить и подать форму ПУ-1 «Анкета застрахованного лица» (тип формы «Восстановление»). Специальную программу для заполнения анкеты можно получить бесплатно в органах фонда.
Изготовление и выдача свидетельства социального страхования бесплатны.
Пенсионное удостоверение
В районный отдел Фонда социальной защиты населения нужно обращаться и в том случае, если потеряно пенсионное удостоверение. Обязательно захватите с собой паспорт и одну фотографию размером 3х4 см. Вам придется написать заявление с объяснением обстоятельств и причин потери удостоверения. А вот платить за дубликат не придется: он выдается бесплатно. На изготовление дубликата по закону отводится 10 дней.
Аттестат или диплом
Если вам случилось потерять диплом или аттестат — за дубликатом следует обращаться в учреждение образования, которым был выдан документ. При этом вы должны будете заплатить госпошлину: за выдачу дубликата свидетельства об общем базовом или аттестата об общем среднем образовании — 0,1 базовой величины, за диплом о высшем или среднем специальном образовании — 0,2 базовой величины. Дубликат приложения к документу об образовании или документа об обучении выдается бесплатно.
Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.