Стоит ли «переобуваться», если нет мороза?
Правила предписывают обязательную замену летних шин на зимние с 1 декабря, а специалисты советуют «переобувать» автомобиль уже с первыми ночными заморозками. Дело в том, что даже если днем достаточно тепло, но ночью температура опускается ниже нуля, это способствует появлению на асфальте наледи, а по ней опасно ездить без дополнительного сцепления, которое обеспечивает зимняя резина. К тому же при минусовых температурах летняя резина «дубеет», что значительно увеличивает тормозной путь. Зимние шины рекомендуется устанавливать при снижении среднесуточной температуры до +7°С. При снижении температуры от 0°С до -5°С «переобуться» следует как можно скорее. При температуре -5°С и ниже ездить на летней резине крайне опасно.
А в чем разница?
Использование летней резины зимой негативно влияет на безопасность дорожного движения. При низкой температуре существенно ухудшается сцепление летних шин с дорогой, а также точность реакции на поворот руля. При выпадении осадков эта разница увеличивается и может достигать 30 метров при торможении на снегу со скоростью 50 км/ч: тормозной путь автомобиля на зимних шинах составит 32 метра, а на летних — 63! А при езде по льду летние шины практически теряют сцепление, поэтому, если на дороге встретится даже небольшой обледенелый или заснеженный участок, поездка может закончиться неблагополучно.
Согласно Правилам дорожного движения, зимой разрешается использовать шины с маркировкой в виде горной вершины с тремя пиками и со снежинкой внутри нее либо со знаками «М+S», «M&S», «M.S», «M S» или «All seasons». Последний вариант, или «всесезонка», также разрешен к эксплуатации зимой. Есть немало его сторонников, которые предпочитают именно «всесезонку», считая ее золотой серединой. Однако сравнительный анализ и проведенные тесты доказали, что по химическому составу и рисунку на протекторе всесезонные шины подходят только для регионов с умеренным климатом и для чистого дорожного покрытия.
Универсальный вид шин, к сожалению, пока не изобретен, поэтому каждую зиму автомобилистам приходится делать выбор: «шипы» или «липучки»? Ошипованные покрышки хорошо зарекомендовали себя на заледенелой поверхности, в то время как фрикционные, которые также называют «липучками» из-за более мягкой и пластичной резины, обеспечивают лучшее сцепление с асфальтом. Шипы на асфальте, наоборот, будут снижать сцепление с дорожной поверхностью, уменьшая устойчивость к заносам и удлиняя тормозной путь. Также следует отметить, что в большинстве европейских стран шипованные шины запрещены ввиду возможного повреждения дорожного полотна.
Можно ли сменить резину только на двух колесах?
Если установить лишь две зимних шины на переднюю ведущую ось (для переднеприводных автомобилей), то улучшатся лишь тяговые свойства при трогании с места, однако возникает опасность разворота на 180 градусов при торможении и совершении маневров, так как нарушается стабильность поведения передней и задней части автомобиля, что, безусловно, создаст угрозу для безопасности. Поэтому зимние шины обязательно нужно устанавливать на все четыре колеса.
Использование летней резины зимой влечет за собой предупреждение или штраф в 0,5 базовой величины, а за повторное нарушение в течение года — от 2 до 5 базовых величин. Кроме того, водитель может быть привлечен к ответственности (в виде предупреждения или штрафа до 1 базовой величины) и в том случае, если на транспортном средстве установлены зимние шины, но остаточная высота рисунка протектора составляет менее 4 мм.
Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.