Впрочем, житель Волковыска Виктор Дубровский (все имена и фамилии изменены) понятие совести давно оставил в вино-водочном отделе магазина. Причем добывать деньги на спиртное он предпочитал отнюдь не праведным трудом. К своим 36 годам он был уже шесть раз судим за кражи и не раз осуждался к принудительному лечению от алкоголизма. Но, едва отбыв очередное наказание, снова возвращался к жизни по принципу «украл — выпил — в тюрьму». В апреле он освободился из колонии, где провел два года по последнему приговору, а уже в июне совершил новое преступление.
Потерпевшего Алексея Пивоварова Дубровский знал с 2013 года, их познакомила общая знакомая. С тех пор мужчины, несмотря на разницу в возрасте в 20 лет, поддерживали приятельские отношения и иногда вместе выпивали. Из-за потери зрения Алексей вот уже восемь лет почти не выходил из дома, поэтому всегда был рад гостям, которые хоть как-то скрашивали его небогатую событиями жизнь. О том, что среди них могут быть люди с недобрыми намерениями, доверчивый инвалид не думал.
Он даже не подозревал, что его хороший приятель Витя, который иногда заходит в гости с бутылочкой вина, на самом деле вор со стажем, без зазрения совести обворовывавший своих собутыльников. У одного украл мобильный, у другого — деньги, у третьего — и мобильный, и деньги. Провожая подвыпившего знакомого, вытащил у него телефон из кармана. Переночевав у знакомых, вынес деньги, мобильник и даже туалетную воду. Подруга, пригласившая его в гости, лишилась ноутбука… В общем, многие знакомые Дубровского убедились в том, что он нечист на руку.
В гости к Алексею он тоже пришел не с благими намерениями. Как позже сам признался, выпивка была лишь предлогом. На самом деле Дубровский шел обокрасть приятеля-инвалида.
Утром 21 июня ему очень хотелось выпить, но средств не было, и он вспомнил про Пивоварова. Хотя мужчины в последний раз виделись больше двух лет назад, Дубровский хорошо помнил, что в этот день инвалид обычно получает пенсию. Купил бутылку вина и, несмотря на ранний час, отправился в гости.
— Я знал, что Алексей получил пенсию, хотел его напоить, чтобы потом незаметно украсть, — признавался он позже, во время следствия.
Доверчивый хозяин обрадовался нежданному гостю, пригласил войти. Но планы злоумышленника были нарушены: едва мужчины начали выпивать, в квартиру пришла мать Алексея. Дубровскому пришлось уйти, но от своих намерений он не отказался.
— Я понял, что пенсию еще не принесли, но вот-вот принесут, — рассказывал он следователю. — Поэтому решил вернуться позже, а чтобы Алексей не мог закрыться в квартире, забрал из замка ключ.
Погуляв по городу, после обеда Дубровский снова направился к приятелю. Подозревая, что тот уже протрезвел, купил еще бутылку вина. Мужчины снова принялись выпивать, и вскоре хозяина так разморило, что он не заметил, как задремал.
Гость, не теряя времени, принялся обыскивать комнату и вскоре обнаружил спрятанные под обивкой дивана деньги — 250 рублей. Вор проявил «благородство»: забрал лишь 150 рублей, остальные оставив хозяину. «Я не стал все забирать, пожалел Алексея, ведь ему надо было на что-то жить», — объяснял он на суде.
Украденные деньги Дубровский потратил на насущные нужды: купил кое-что из туалетных принадлежностей, продукты, сигареты и, конечно же, спиртное. Хозяин похищенных денег вскоре обнаружил недостачу, но обращаться в милицию не стал: не хотел лишних хлопот, да и не был уверен в своих подозрениях. Сотрудники правоохранительных органов узнали о преступлении от самого Дубровского, с которым проводили профилактическую работу. Он написал явку с повинной и сознался в краже.
Пока шло следствие, Дубровский совершил еще одно преступление. Как-то вечером он зашел в бар. В зале одиноко выпивал уже изрядно захмелевший посетитель. Дубровский сделал заказ и расположился за соседним столиком. Некоторое время мужчины выпивали по отдельности, а затем Дубровский предложил незнакомому парню сообразить на двоих. Разговорились. Дубровский жаловался на личную жизнь, случайный собутыльник рассеянно слушал, то и дело брал со стола мобильник, что-то в нем смотрел, водил пальцами по экрану.
Мобильник, не слишком новый, но хороший, привлек внимание Дубровского. Он вспомнил, что его телефон уже почти не держит заряд, и в голову ему пришла «светлая» мысль. Когда парень вышел на улицу подышать воздухом, Дубровский пошел следом и попросил мобильник, чтобы позвонить. Парень молча передал ему трубку и сел на ступеньки, закрыв лицо руками. Было видно, что ему нехорошо. Когда он открыл глаза, Дубровского рядом уже не было. Вместе с ним исчез и телефон.
Краденый мобильник Дубровский в тот же вечер подарил девушке, с которой познакомился в гостях у общей приятельницы. Компания выпивала, и захмелевший мужчина решил пустить пыль в глаза дорогим подарком. Правда, наутро, протрезвев, пожалел о широком жесте, но новая знакомая уже ушла. По иронии судьбы оказалось, что этот телефон тоже принадлежал инвалиду по зрению. Как выяснилось в ходе следствия, отец парня, с которым в баре выпивал Дубровский, купил для себя телефон со специальными функциями для слабовидящих, но освоить сложную технику не смог и отдал мобильный сыну. Похищенная вещь была найдена и возвращена владельцу.
Во время следствия подозреваемый уверял, что раскаялся в совершенных преступлениях и испытывает угрызения совести, особенно за то, что обманул и обокрал инвалида. Но можно ли верить его словам, учитывая богатую биографию? Человек, превыше всего ценящий спиртное, не имеет ни стыда, ни совести. Ради выпивки он способен отобрать конфету у ребенка или, как в данном случае, пенсию у незрячего инвалида. Возможно, за два года и три месяца, которые Дубровский по очередному приговору суда проведет в колонии, он избавится от зависимости, тем более, что ему снова назначено принудительное лечение.
Леонард Дивнель, заместитель председателя суда Волковысского района; Виктория лещинская.
Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.