Электронная подписка на газету Наш час

Четверг, 25 Ноября 2021 12:55

Менять или не менять? Когда менять? На что менять? Эти три вопроса каждую осень задают себе автовладельцы, имея в виду, конечно же, зимние шины

Автор

С 25 ноября по 5 декабря на дорогах страны проводится республиканская акция «Зимние шины — безопасность для машины!», направленная на предупреждение ДТП в зимних условиях и пропаганду использования зимних шин, а в пятницу этой же теме будет посвящен Единый день безопасности дорожного движения.

Рекомендации специалистов ГАИ и УП «Белтехосмотр» таковы: менять летнюю резину на зимнюю следует, когда среднесуточная температура достигает +5 °С по Цельсию. Многие современные автомобили при понижении температуры сами подают водителю сигнал: пора на шиномонтаж!

Нынешняя осень выдалась довольно мягкой и пока не пугала нас серьезными заморозками. Однако задуматься о «зимней обуви» для своего автомобиля уже стоит. Ведь по установленным в нашей стране правилам дорожного движения с 1 декабря до 1 марта автомобили должны быть оборудованы зимними шинами. Это требование распространяется на все автомобили с технически допустимой общей массой до 3,5 тонны включительно, легковые и грузопассажирские автомобили с технически допустимой общей массой свыше 3,5 тонны, а также автобусы с технически допустимой общей массой до 5 тонн.

Как ни странно, некоторые водители все еще задаются вопросом: зачем менять шины в соответствии с сезоном? Ответить на него, как и на другие распространенные вопросы автолюбителей, мы попросили госавтоинспектора МО ГАИ Волковысского РОВД Сергея Воробья.

— Итак, зачем менять летние шины на зимние?

— Зимние шины предназначены для использования при низкой температуре воздуха в условиях заснеженных и обледенелых дорог. Они создаются из специального эластичного материала, не теряющего свойства на холоде и гарантирующего надежное сцепление с дорогой, их протектор отличается наличием большого числа ламелей, создающих сцепление с дорожным покрытием. Проведенные испытания показывают, что по сравнению со всесезонными зимние шины на 50—60% лучше держат сцепление с покрытой льдом и снегом дорогой.

— Можно ли ставить зимние шины только на ведущую пару колес?

— Ни в коем случае. Использование шин разного типа и с разными параметрами влечет снижение управляемости и безопасности движения. Некоторые водители считают, что зимние шины нужны только для того, чтобы без пробуксовки тронуться на скользкой дороге, а затем эффективно затормозить. Поэтому и ставят зимние шины только на ведущие колеса. Однако это существенно повышает риск заноса. Если зимние шины установлены на ведущих колесах заднеприводного автомобиля, то нагруженный перед без нормального сцепления с дорогой будет скользить, а сцепления одних только задних колес для эффективного торможения может и не хватить. Если же зимние шины установлены на ведущую ось переднеприводного автомобиля, то при резком торможении или при повороте на обледенелом асфальте вес автомобиля, который в данном случае в основном приходится на переднюю часть, еще больше сместится вперед, а задняя часть на летней резине останется практически не загруженной и будет иметь очень слабое сцепление с дорогой. В результате машину занесет и может даже выбросить с проезжей части. Очень часто причиной ДТП на зимней дороге становится именно такое неразумное «рационализаторство». В январе этого года, например, на 10-м километре автодороги «Кремяница — Волковыск» опрокинулся автомобиль «Фольксваген-Пассат», которым управляла жительница Мостовского района. Автомобилистка не учла погодные условия и состояние транспортного средства, неправильно выбрала скорость движения, в результате чего допустила занос автомобиля, он съехал в кювет и опрокинулся. На передней паре колес были установлены зимние шины, а на задней — летние.

— Какие зимние шины предпочтительней?

— В зимнее время правилами разрешается использование шин, имеющих маркировку в виде горной вершины с тремя пиками и снежинкой внутри нее либо знаками «M+S», «M.S.», «M S», «M&S», All Season. Однако следует иметь в виду, что по-настоящему «зимними» являются только шины с маркировкой в виде горного пика, в то время как все остальные относятся к всесезонным, что подтверждает и само обозначение: «Mud and Snow» «Mud + Snow» — то есть, «грязь и снег».

Зимние шины бывают нескольких типов. Европейский тип — это нешипованные шины для оптимального сцепления с покрытием в дождь и мокрый снег, скандинавский тип — нешипованные для заснеженных или обледенелых трасс, а также шипованные, которые предназначены для того, чтобы разбивать наст или тонкую ледяную корку. Выбирать шины следует в соответствии с тем, в каких условиях вам приходится чаще эксплуатировать свой автомобиль.

— Так может лучше «всесезонка»?

— Как я уже сказал, всесезонные шины можно использовать зимой, но необходимо учитывать, что они больше подходят для более мягкого климата европейских стран. В случае похолодания до -5 — -7 °C всесезонная резина утрачивает эластичность, и сцепление с дорожным покрытием ухудшается. С учетом того, что в Беларуси довольно мягкие зимы, многие автомобилисты отдают предпочтение именно всесезонной резине. Однако, если вспомнить какой снежной и холодной было прошлая зима, то этот выбор никак нельзя назвать оптимальным.

— Можно использовать шипованную резину?

— В Беларуси использование шипованных шин правилами не ограничено. Однако следует помнить, что автомобили с шипованной резиной не могут проходить техосмотр в диагностических центрах по причине наличия особого состава на роликах тормозных стендов, наносимого для более сильного сцепления с покрышками. Шипы повышают вероятность его повреждения. А также о том, что шипованные шины запрещены в некоторых странах Европы.

— А можно ли весь год ездить на зимних шинах?

— Правила дорожного движения не запрещают использовать зимнюю резину в летнее время. Но если говорить про безопасность на дороге, комфорт и экономию, то «переобуваться» весной нужно обязательно. Летом на горячем асфальте шины с зимним протектором ведут себя хуже, чем летние. Слишком мягкий состав резины ведет к увеличению тормозного пути, уменьшает степень сцепления и, соответственно, управляемость автомобилем. Да и экономия получается сомнительная: при езде на зимних покрышках летом интенсивнее износ, особенно если водитель, предпочитает агрессивный стиль вождения. За счет массивного протектора зимние шины тяжелее, а, значит, увеличивается расход топлива. К тому же, зимняя резина еще и более шумная, что влияет на комфорт находящихся в салоне людей. Так что я бы рекомендовал менять зимние шины на летние, когда среднесуточная температура установится на отметке +5 °С — именно при такой температуре более мягкая летняя резина начинает «работать».

— Какое наказание грозит водителям, которые вовремя «не переобулись»?

— За использование летних шин в зимнее время ч. 2 ст. 18.11 КоАП РБ предусмотрено наказание в виде предупреждения либо штрафа в размере до 1 базовой величины. За повторное аналогичное нарушение, совершенное в течение года, согласно ч. 8 ст. 18.11 КоАП РБ, предусмотрен штраф в размере от 2 до 5 базовых величин.

— Лучше плохие зимние или хорошие летние?

— Лучше хорошие зимние и никак иначе. Использование зимних шин с изношенным протектором не менее опасно, чем использование шин не по сезону. Правила дорожного движения требуют, чтобы остаточная величина протектора зимних покрышек была не меньше 4 мм. Шина считается непригодной к эксплуатации, если появился один индикатор износа, расположенный по дну канавки протектора, при равномерном износе или два индикатора в каждом из двух сечений — при неравномерном износе беговой дорожки. Несоблюдение этих требований также влечет ответственность по ч. 2 ст. 18.11 КоАП РБ. А при повторном нарушении — по ч. 8 ст. 18.11 КоАП РБ.

122-1

Прочитано 411 раз Печать