С 1 декабря в Волковысском районе произошло 15 ДТП, в том числе 2 с пострадавшими. 3 декабря на 42-м километре автодороги Р44 столкнулись «Citroen C3», которым управляла 46-летняя жительница Березовского района, и «Peugeot 307», за рулем которого находилась 67-летняя волковычанка. По предварительным данным, водитель «Citroen» не учла погодные условия, не справилась с управлением и выехала на встречную полосу, по которой приближался «Peugeot». В результате лобового столкновения обе автомобилистки получили телесные повреждения и были госпитализированы. А возле аг. Субочи погиб 41-летний житель Гродно. Неправильно выбрав скорость движения, на закруглении дороги он не справился с управлением своего «Renault», отчего автомобиль съехал в кювет и опрокинулся. В 13 авариях транспортным средствам были причинены технические повреждения. По мнению работников ГАИ, причина большинства этих ДТП — ошибка водителей, которые не учли погодные условия и не справились с управлением.
Особое значение в сложных погодных условиях имеет техническое состояние транспортного средства, в частности — шин. Согласно правилам дорожного движения, с 1 декабря на всех транспортных средствах должны быть установлены зимние шины со специальной маркировкой.
Считается, что первые зимние шины были выпущены в 1934 году в Финляндии. С тех пор целесообразность и эффективность их применения не раз была доказана в ходе различных исследований и на практике. Известно, что зимние и летние шины имеют несколько важных отличий, которые влияют на безопасность движения автомобиля. Первое из них — рисунок протектора, который напрямую связан с погодными условиями сезона: у летних шин он служит для эффективного отвода воды из-под колеса, у зимних же обеспечивает хорошие сцепные свойства и управляемость на снегу. Кроме того, зимняя резина имеет более мягкий состав, чтобы сохранять эластичность в любые морозы, обеспечивая лучшее сцепление и сокращенный тормозной путь на заснеженных и обледенелых дорожных покрытиях. Летние шины, более жесткие по составу, на морозе моментально «дубеют», теряя свои свойства, а коэффициент сцепления с дорогой снижается в несколько раз.
Нужно отметить, что большинство водителей понимают преимущества зимних шин и вовремя «переобувают» свои транспортные средства. Как показал рейд, проведенный сотрудниками ГАИ, многие сделали это задолго до наступления календарной зимы.
— В ноябре «переобулся», чтобы потом в очереди на шиномонтаже не стоять, — говорит водитель первого остановленного для проверки автомобиля — микроавтобуса «Мерседес».
— Я еще в октябре сменила, — поделилась девушка за рулем синего «Форда». — На летних шинах протектор стерся, пришла пора менять, решила сразу зимние поставить, чтобы два раза на шиномонтаж не ездить.
Госавтоинспектор МО ГАИ Волковысского РОВД Павел Барейша один за другим останавливает проезжающие мимо автомобили, проверяет документы, параллельно бросает взгляд на маркировку шин: по правилам к эксплуатации зимой допускаются шины с маркировкой в виде горного пика, снежинки, надписи М+S (что означает «mud» и «snow», то есть «грязь» и «снег») или «all seasons» — «все сезоны».
К слову, по поводу «всесезонки» у автомобилистов единого мнения нет. Например, водитель «Фольксвагена» Сергей отдает предпочтение именно всесезонным шинам. Говорит, это удобно: поставил — и езди себе пару лет. А вот другой автомобилист, Михаил, с ним не согласен:
— Нет, я «всесезонку» не люблю. Раньше пользовался, но быстро понял, что это не выход. Эти шины для стран с более ровным климатом. А у нас летом жара, зимой мороз до -30 бывает. Зимой такая резина «дубеет», летом «плывет». Получается, и сцепление с дорогой не очень хорошее, и изнашиваются такие шины быстрее, так что экономия весьма сомнительная. Ну, а экономить на своей безопасности — это вообще плохая идея.
За полтора часа рейда мы не встречаем ни одного нарушителя. Все транспортные средства «обуты» по сезону.
— Еще пару лет назад за каждую смену я выявлял по пять-шесть нарушений, — говорит госавтоинспектор. — Сейчас же увидеть после первого декабря автомобиль на летних шинах — скорее исключение. Во-первых, потому что в последние годы этот вопрос взят Госавтоинспекцией под строгий контроль, а во-вторых, сейчас на рынке представлен большой выбор зимних шин, и нет проблемы найти подходящие и по размеру, и по цене. У той же «Белшины» есть недорогие и качественные шины любого диаметра.
И все же одно такое «исключение» мы встретили: житель Ятвези не успел «переобуть» свой «Фольксваген».
— Я всего несколько дней назад приехал из командировки, — объясняет он. — Работаю вахтовым методом, три недели дома не был. Собирался на днях заехать на шиномонтаж. А сегодня срочно нужно в город по делам. На общественном транспорте добираться — больше времени потратишь. Вот, решил потихоньку съездить.
— За это нарушение предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или штрафа до 1 базовой величины. На первый раз мы ограничимся предупреждением, но имейте ввиду, что повторное такое нарушение в течение года влечет ответственность уже от 2 до 5 базовых величин, — объясняет Павел Барейша нарушителю.
— Я понимаю, спасибо. Сегодня же поеду «переобуваться», — обещает водитель.
Всего с 1 декабря за использование летних шин к административной ответственности привлечены 14 водителей.
Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.