Как Волковысское ОАО «Беллакт» выдержало испытание на прочность, устроенное всей мировой экономике пандемией коронавируса - Новости Волковыска и района, газета "Наш час"

Электронная подписка на газету Наш час

Воскресенье, 23 Августа 2020 14:46

Как Волковысское ОАО «Беллакт» выдержало испытание на прочность, устроенное всей мировой экономике пандемией коронавируса

Автор

Волковысское ОАО «Беллакт» успешно выдержало испытание на прочность, устроенное всей мировой экономике пандемией коронавируса. Хотя без затруднений обойтись не могло. О том, как «Беллакт» с ними справлялся, мы спросили у генерального директора компании Александра ЯРОЦКОГО.

— Ситуация с коронавирусом достаточно ощутимо сказалась на работе предприятия. В первую очередь, из-за того, что происходило в мире. Пандемия и связанные с ней меры — уход целых стран на изоляцию, карантинные мероприятия — заметно снизили потребление продуктов питания. Особенно — не входящих в ежедневный рацион, таких, как различные десерты, торты, конфеты. Люди сидели на карантине, т. е. без работы и зарплаты, поэтому деньги тратили только на самое необходимое, тут уже не до конфет. Соответственно, упал спрос на один из основных видов нашей продукции — сухое молоко, которое кондитеры используют для изготовления сладостей. Кроме того, из нашего молока производится цельномолочная продукция. Российские производители молока, у которых из-за падения потребления также образовались излишки, стали продавать свое сырье тем, кто раньше у нас его покупал.

В итоге, в апреле и мае сухое молоко практически не отгружалось, все шло на склад. Наблюдая за ситуацией, мы понимали, что наш главный рынок сбыта — российский — не скоро восстановится, и уже в мае активизировали подготовку к работе с дальним зарубежьем. Прежде всего — с Китаем, самым крупным сейчас в мире потребителем сухого молока. Поскольку события с коронавирусом там начали развиваться гораздо раньше, в июне китайская экономика начала оживать. Мы быстро сориентировались и в июне очень много продукции отгрузили на дальнее зарубежье, а к концу июля разгрузили все склады. За семь месяцев текущего года уже на 86 процентов выполнили доведенный годовой показатель по поставкам в Китай.

Сейчас ситуация стабилизируется, в мире, в том числе в России, спрос вышел на некий свой среднестатистический параметр. В августе «Беллакт» уже начал отгружать значительные объемы молока также в Россию. Но мы продолжаем отгрузку и на дальнее зарубежье. В принципе, мы всегда придерживались такой политики: 70 процентов продукции отправлять на российский рынок, 30 процентов — на дальнее зарубежье. Необходимо поддерживать связи для того, чтобы наш продукт был известен не только в РФ, но и в других странах, куда можно быстро переориентироваться, если на российском рынке возникнут проблемы.

Поскольку для нас падение продаж весной было ожидаемым, «Беллакт» к этому готовился и велись поиски альтернативных каналов реализации, больших потерь удалось избежать.

— Удалось войти на какие-либо совершенно новые для компании рынки?

— Да. Осуществлены поставки сухого детского питания в Афганистан, сухого обезжиренного молока — в Малайзию.

— А на внутреннем рынке падения спроса не было?

— Весной, когда COVID-19 пришел в Беларусь и заговорили о карантине, люди встревожились, из-за чего резко уменьшилось количество покупателей в магазинах. Особенно это было заметно в крупных торговых центрах. Мне самому довелось увидеть непривычную пустоту в гродненском торговом центре Тринити, например, где обычно очень много народу. В отдельных таких крупных магазинах реализация в апреле снижалась даже на 20 процентов в сравнении с мартом. Но в целом большого падения не произошло — 1-2 процента. А сейчас спрос восстановился.

— Непосредственно коллектива коронавирус не коснулся?

— Было несколько случаев заболевания, но, к счастью, только в одном цеху, причем не в основном. Цех был на две недели остановлен, его работники, как контакты первого уровня, отправлены домой на самоизоляцию. В течение этого времени с помощью специалистов зонального центра гигиены и эпидемиологии была дважды проведена полная санитарная обработка помещений и оборудования. Когда истек положенный срок и люди получили отрицательные результаты анализов на вирус, мы снова запустили цех.

— Работе таких предприятий, как «Беллакт», сильно мешает отмена в связи с эпидемиологической ситуацией международных выставок продуктов питания, сырья, оборудования для пищевой промышленности?

— Лето — не сезон для выставок, традиционно наиболее значительные проводятся весной и осенью. Например, уже сейчас началось обсуждение московской ежегодной выставки «Продэкспо». Предлагается проведение в онлайн-формате. Что из этого получится, сейчас трудно сказать. Конечно, участие в онлайн-семинарах — совсем не то, что живое присутствие, когда есть возможность походить по павильонам, пощупать, как говорится, товар, пообщаться с теми, кто его предлагает. На экране не увидишь всего, собственные впечатления надежнее. К примеру, на «Беллакте» есть форма сотрудничества с поставщиками наполнителей для йогуртов, зерненного творога, предусматривающая живое общение. Наши маркетологи, технологи едут на несколько дней к ним, устраиваются презентационные мероприятия, дегустации продукции, изготовленной по нашим предварительным заявкам. Мы излагаем свои пожелания, они предлагают свои новинки. По итогам этих встреч составляется план на год, график ввода новых продуктов. Так работает живое общение — практично и эффективно.

К тому же, на выставках черпаются идеи. Благодаря тому, что в прошлом году мы на многих побывали и наметили работы на год-полтора, пока еще работаем на этих запасах.

— Александр Михайлович, компания «Беллакт» планировала организовать выпуск фруктового и овощного детского питания в баночках на своем структурном подразделении — Гродненском консервном заводе. На какой стадии реализация этих планов?

— Бизнес-план под этот проект составлен, предпроектная подготовка пройдена, сейчас идут проектные работы. После их завершения можно будет приступить к закупке оборудования.

— Спасибо за беседу.


Тамара ГУРИНА

Прочитано 1361 раз Печать