Среда, 05 Февраля 2020 09:43

В Волковысском военно-историческом музее им. П. И. Багратиона открылась выставка «Краковские колядные батлейки»

Автор
В Волковысском военно-историческом музее им. П. И. Багратиона открылась выставка «Краковские колядные батлейки», подготовленная Историческим музеем города Кракова, Генеральным консульством Республики Польша в Гродно и Польским Институтом в Минске.

В открытии приняли участие председатель Волковысского районного Совета депутатов Виталий Новицкий, заместитель председателя Волковысского райисполкома Татьяна Андрушкевич, главный специалист отдела культуры Волковысского райисполкома Сергей Урбанович и директор Волковысского военно-исторического музея им. П. И. Багратиона Константин Шишмаков. Экспозиция уже побывала в Минске, Бресте, Гродно, Пинске и Новогрудке. Теперь и волковычане получили уникальную возможность ближе познакомиться с этой волшебной традицией, которая в ноябре 2018 года была занесена в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

В день открытия выставки в экспозиционном зале было многолюдно. Красивая краковская традиция вызвала большой интерес у жителей нашего города. Первых посетителей приветствовали Генеральный консул Республики Польша в Гродно Ярослав Ксенжек, директор Польского Института в Минске Цезарий Карпинский и заместитель директора Исторического музея города Кракова Анна Слива-Суховяк.

— Эта экспозиция уже в третий раз в Беларуси, второй раз — на Гродненщине и впервые — в Волковыске, — рассказал Ярослав Ксенжек. — И хотя светлые дни Рождества уже прошли, но праздничная атмосфера продолжает нам сопутствовать. Краковские батлейки — очень глубокая традиция. Я помню, когда я был ребенком, такие батлейки были очень популярны в Польше в рождественские дни. В костеле камедулов в старом городе был большой зал, где всю стену занимала батлейка с движущимися фигурками. На меня она производила огромное впечатление. Сейчас времена изменились. На компьютере еще не такое можно создать. Но традиционные батлейки, которые требуют не компьютерных технологий, а творческих способностей, фантазии, навыков — это и есть настоящая ценность. И ЮНЕСКО обратило на это внимание и признало традицию создания колядных краковских батлеек нашим общим культурным наследием. Я очень рад, что благодаря Институту Польскому в Минске, у нас есть возможность представить вам его сегодня.

От имени жителей города гостей поблагодарила заместитель председателя Волковысского райисполкома Татьяна Андрушкевич.

Название «батлейка» происходит от польского названия города Вифлеема — Бэтлеем — места, где родился младенец Иисус. Первым мистерию рождения Сына Божьего в виде живого театра представил Святой Франциск Ассизский в 1223 году. Впоследствии такие рождественские панорамы распространились по всей Европе.

Традиция краковских колядных батлеек (или шопок) берет начало в XIX веке. А с 1946 года Исторический музей города проводит ежегодные конкурсы колядных шопок, в которых принимают участие как профессиональные мастера, так и любители.

Как рассказала заместитель директора музея Анна Слива-Суховяк, специфика краковской батлейки в том, что она является своеобразным зеркалом, в котором отражается город. Тут можно увидеть элементы его архитектуры, его костелов. Однако шопки — это не точные копии настоящих храмов, а скорее собрание элементов, объединенных фантазией автора.

На выставке в Волковыске представлены лучшие конкурсные экспонаты из фондов музея. 12 миниатюрных костелов, каждый — настоящее произведение искусства: тянущиеся к небу шпили, ажурные баллюстрады балконов, на которых расположились искусно сделанные фигурки. На среднем ярусе — Святое Семейство: Мария, Иосиф и младенец Иисус, которому кланяются пастушки и три короля, принесшие дары. На верхнем — ангелы с золотыми волосами, дующие в трубы. Некоторые «шопки» имеют еще нижний ярус, где томятся приспешники побежденной Смерти.

Краковская Батлейка — это не просто иллюстрация истории рождения Спасителя. Это целая энциклопедия, по которой можно изучать архитектуру, искусство, музыку, историю города, его легенды и предания. Например, здесь нередко можно увидеть фигурку Лайконика — татарского всадника, в тюрбане и с булавой в руке. Он — главный персонаж городской легенды и еще одной популярной традиции. Или же фигурку краковского цмока — дракона, якобы жившего в пещере, называемой Драконьей ямой, у подножия Вавельского холма. Кроме того, в нишах «шопки» можно разглядеть изображения исторических личностей и даже жителей города, которые внесли свой вклад в его развитие.

Каждая батлейка уникальна по исполнению. Традиционно шопки создаются из самых простых, доступных материалов: дерева, картона, фольги. Каждый такой шедевр поражает тонкостью проработки даже самых мелких деталей: оконных витражей, одежды и лиц персонажей. Выполненные вручную фигурки двигаются, взаимодействуют друг с другом. Три короля кланяются младенцу Иисусу, ангелы поднимают свои трубы, дракон выглядывает из пещеры, а Лайконик гарцует верхом. Некоторые мастера умудряются оборудовать свои творения музыкальными механизмами, которые воспроизводят знаменитые краковские мелодии и рождественские песни.

На изготовление такой батлейки требуется более тысячи часов. Чтобы успеть к конкурсу, мастера принимаются за работу еще летом. Традиция, которая насчитывает уже больше сотни лет, по-прежнему живет. Сейчас уже внуки первых участников представляют на конкурс свои творения, для многих это стало семейным увлечением.

Сегодня жители Кракова делятся с нами не просто своей традицией, а частичкой своей души. Увидеть уникальные экспонаты в музее им. П. И. Багратиона можно будет до 24 февраля.

Прочитано 353 раз Печать