Об итогах работы учреждений образования в прошлом учебном году и перспективах в предстоящем рассказывает начальник управления образования Волковысского райисполкома Михаил Семенчик - Новости Волковыска и района, газета "Наш час"

Электронная подписка на газету Наш час

Воскресенье, 30 Августа 2020 15:06

Об итогах работы учреждений образования в прошлом учебном году и перспективах в предстоящем рассказывает начальник управления образования Волковысского райисполкома Михаил Семенчик

В воздухе последних дней августа уже чувствуется запах осени. А это значит, что в нашу жизнь снова возвращается школа. На вторую половину прошлого учебного года свой отпечаток наложила эпидемиологическая обстановка, вызванная коронавирусом. COVID еще не побежден, но учиться дети будут. О дне вчерашнем и дне завтрашнем рассказывает начальник управления образования Михаил СЕМЕНЧИК.

— Михаил Болеславович, сумятица четвертой четверти окончательно закончилась?

— Надеемся на это. 1 сентября наши дети, как всегда, сядут за парты. Министерства здравоохранения и образования дали учреждениям образования свои рекомендации по организации образовательного процесса, и на их основании они выработали свои планы противоэпидемических мероприятий. Так что к учебе приступают все.

— А если «накроет» вторая волна коронавируса, и дети снова окажутся дома?

— В конце прошлого учебного года наши педагоги и в отсутствие большого количества учащихся не бездействовали. Многие учителя смогли оперативно использовать информативно-коммуникативные технологии в обучении, подготовить онлайн-уроки для создания виртуальной школы. Творческая группа учителей Волковысского района приняла участие в разработке видео­материалов и тестовых заданий для единого республиканского информационно-образовательного ресурса для учебно-методического обеспечения образовательного процесса на уровне общего среднего образования. Наиболее активными были здесь педагоги гимназии № 1 и № 2, всех средних школ города, СШ г. п. Красносельский, № 1 и № 2 г. п. Россь, Верейковской и Волповской СШ, Гнезновского и Матвеевского УПК. Были созданы онлайн-уроки и на уровне района — по всем основным предметам начальной школы, ИЗО, музыке, искусству.

Так что мы все осознаем, что для реализации новых задач, поставленных сегодня перед образованием, необходим современный педагог, хорошо владеющий и своим базовым предметом, и самыми передовыми педагогическими технологиями.

— Как в целом обстоят дела с кадрами?

— В прошлом учебном году образовательный процесс обеспечивали 1 446 педагогов. В учреждениях общего среднего и дошкольного образования соответственно 90,3% и 59,2% педагогических работников имеют высшее образование, но это — несколько ниже областных показателей. При этом выше областного у нас показатель числа работников, имеющих первую и высшую квалификационную категорию. В районе шесть педагогов имеют категорию учитель-методист.

Нынче к нам на работу приехали 34 молодых специалиста. Совместная системная работа учреждений образования и профсоюзных организаций в вопросах реализации социальных гарантий для такой категории работников позволила увеличить процент их закрепления после отработки двух лет до 77,4% (в области этот показатель ниже — 70%). Недорабатываем мы в целевой подготовке специалистов. В текущем году заключено только три договора о таковой в вузах (физическое здоровье, практическая психология) и один — в колледже (дошкольное образование). Между тем, в учреждениях работают 24% учителей физики, 13,2% учителей математики пенсионного возраста.

Нам надо готовить смену, которая продолжит лучшие традиции педагогов района. А гордиться есть чем. Результативно участие педагогов Волковыщины в областных, республиканских (международных) выставках научно-методической литературы и педагогического передового опыта, конкурсах, интернет-конференциях. Учитель испанского языка гимназии № 2 Ю. В. Костоломова и шесть учащихся учреждений города и района стали обладателями премии Специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке талантливой и одаренной молодежи. Она же названа лауреатом премии Гродненского областного исполнительного комитета «Человек года Гродненщины».

В 2020 году 19 учреждений общего среднего и специального образования успешно прошли процедуру подтверждения государственной аккредитации.

— Итогом работы учителя можно считать успешность ученика. Как у нас в целом картина «про это»?

— В районе 470 учащихся 10—11 классов 17 учреждений образования изучали учебные предметы на повышенном уровне. В минувшем учебном году было увеличено количество профильных групп профессиональной направленности. Функционировали восемь педагогических групп — процент поступления их выпускников на педагогические специальности составил 34,5%. А вот из шести учащихся аграрной группы по этому профилю учиться дальше никто не пошел.

У нас выстроена модель профессионального обучения, которым были охвачены 317 учащихся 10—11 классов. Подготовка шла по девяти профессиям. По итогам обучения свидетельства о присвоении квалификационного разряда получили 173 учащихся.

Стабилен процент учащихся, успевающих на 5—10 баллов. Увеличилось количество выпускников девятых классов, получивших свидетельства о базовом образовании с отличием. На заключительном этапе республиканской олимпиады по учебным предметам учащиеся 11-х классов Волковысского района завоевали пять дипломов (только на один меньше в сравнении с прошлым годом, а олимпиада проходила только для 11-классников).

К сожалению, на централизованном тестировании уменьшилось количество учащихся, получивших 100 баллов, с четырех в 2019-м до двух в нынешнем. Самыми высокими результатами — по обществоведению и немецкому языку — порадовали учащиеся Волповской СШ. Уменьшилось в процентном отношении и количество выпускников 11 классов, получивших аттестаты особого образца с награждением золотой (серебряной) медалью, — с 7,7 до 7,5%. Не было побед на областном этапе олимпиады по финансовой грамотности, олимпиады школьников Союзного государства «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность». Так что работать всем нам есть над чем.

— Лето уже позади. Какой нынче была оздоровительная кампания?

— Этим летом она была организована строго по заявительному принципу. В 37 оздоровительных лагерях с дневным пребыванием отдохнули 564 ребенка. Особое внимание, как всегда, уделялось трудовой занятости несовершеннолетних. В 10 лагерях труда и отдыха трудились и отдыхали 109 подростков. Средняя заработная плата составила 184,5 руб­ля. 47 несовершеннолетних были трудоустроены.

— На первой неделе учебы школьники, как правило, выбирают для себя еще и занятия по душе. Учреждения дополнительного образования готовы к наплыву ищущих этого детей?

— Конечно. В системе дополнительного образования детей и молодежи функционировали 421 объединение по интересам, которые посещали 5260 учащихся. Это четвертый результат в области. Красносельский районный центр творчества детей и молодежи третий год является победителем областного конкурса среди многопрофильных учреждений дополнительного образования. Впрочем, свое «лицо» есть у каждого учреждения, и каждое из них можно в чем-то назвать лучшим.

Ежегодно в их стенах проводится более 80 массовых мероприятий, в которых участвуют более 4000 человек из числа учащихся общего среднего и дополнительного образования детей и молодежи.

— Говоря о воспитательном пространстве, что можете выделить?

— Здесь сложно что-то поставить на первое, что-то на второе место. Гражданское и патриотическое воспитание идет и через участие в государственных мероприятиях, посвященных значимым датам в жизни страны — нынче это был, в первую очередь, 75-летний юбилей Победы в Великой Отечественной войне. Помогают воспитанию школьные музеи. Музей гимназии № 1 в июне был признан победителем республиканского конкурса музеев боевой славы «Их подвиг мы в сердцах храним».

В районе успешно работают районный Молодежный парламент, ОО «БРПО», ОО «БРСМ». Реализуются более 40 детских и молодежных инициатив. Депутаты районного Молодежного парламента принимают активное участие в онлайн-тренингах по социальному проектированию международной методологии Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) «Аптиф». Районное волонтерское движение «Территория добра» объединяет 1080 учащихся, действуют 35 волонтерских, 49 тимуровских отрядов, созданы 124 мобильные группы, оказывающие помощь пожилым людям индивидуально или в группах.

Формированию у учащихся любви к своей малой родине, ответственного отношения к настоящему и будущему родного края способствовала реализация в прошлом учебном году районного проекта организации шестого школьного дня «На перекрестке агрогородков». Проект получил высокую оценку педагогических коллективов учреждений общего среднего образования и главных его участников — детей и подростков.

Все это нам надо сохранить и приумножить. Так что за работу!

Елена ВЕРУШ

Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!


Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.

Прочитано 569 раз Печать