Почему мужчина у школьной доски — это нужно и важно - Новости Волковыска и района, газета "Наш час"

Электронная подписка на газету Наш час

Четверг, 21 Октября 2021 09:00

Почему мужчина у школьной доски — это нужно и важно

Автор

…Конечно, наши сегодняшние герои в каноническом, былинном смысле пока не совсем богатыри, не поднабрались еще стати богатырской да голосу командирского. Но все это у них впереди. А пока однозначно герои они в том, что избрали для себя служение благородной и нелегкой профессии учителя, которая к тому же у нас традиционно считается женской.

А меж тем мужчина в школе — это человек просто необходимый. Заведующий Волковысским районным учебно-методическим кабинетом Ирина Велесик уверена: в школе, как в семье — в воспитании важны роли и мамы, и папы. И с этим нельзя не согласиться: педагоги — важные помощники родителей в воспитании детей, и хотелось бы, чтобы женское и мужское начала в этом деле были равноправны. К тому же, увы, у нас по-прежнему немало неполных семей, в большинстве которых дети остаются с мамой, и пример мужчины-учителя перед глазами — честного, доброго, справедливого, уравновешенного — помогает заложить в характере ребенка, воспитывающегося без отца, правильные жизненные ценности.

В учебных заведениях Волковысского района, конечно, мужчины трудятся — не только в «классических» должностях физрука и трудовика, но и в качестве преподавателей других предметов, да и среди руководителей они есть. В городской средней школе № 5 с теплотой вспоминают ушедшего из жизни прежнего директора Василия Владимировича Дубровского, по-прежнему благодарны за труд, общение с детьми и творчество учителю Петру Михайловичу Окулику и другим нынешним работникам. Но все же из почти 80 человек, работающих в СШ № 5, большинство — женщины, мужчин лишь четырнадцать.

Поэтому хорошо, когда в школу приходит мужчина, и вдвойне отрадно, если это молодой специалист. Год с небольшим назад коллектив пятой школы возглавил новый директор — Юрий Ковалевич. Педагогический стаж его насчитывает уже 14 лет, но должность директора для него в новинку, поэтому можно сказать, что он тоже молодой руководитель. А летом текущего года после окончания вузов в школу пришли два новых учителя. Все трое, кстати, поступали по целевым направлениям от района и вернулись на свою малую родину. С собой молодые специалисты привезли новые подходы, креативные идеи и замыслы. Поэтому, хочется верить, все у этих трех богатырей здесь получится.

Павел Валерьевич

Пятые, седьмые и один восьмой класс — здесь с сентября текущего года преподает молодой специалист Павел Валерьевич Меленчук, у младших он ведет основы безопасности жизнедеятельности, у старших — физику. Его мама тоже работает учителем в гимназии № 2, которую и окончил Паша, но когда сын захотел пойти по маминым стопам, родители его выбору не обрадовались: все же, считали они, дело это женское. У парня же был свой взгляд на проблему: он решил изначально стать учителем физики и информатики, объединив в своей работе точные и гуманитарные науки. Физика — дело для настоящих «технарей», информатика в принципе способна пригодиться в жизни, а педагогические дисциплины учат общаться с людьми, лучше понимать их. В школьные годы, честно признается Павел, в физике он разбирался не настолько, насколько хотелось бы, зато примером были хорошие учителя — Татьяна Васильевна Ламеко и Алла Георгиевна Моржало, на чьих уроках было не скучно и познавательно.

«Даже теперь я уверен, что физику понимаю лишь частично, потому что наука эта обширна до бесконечности», — говорит молодой учитель. Но ученикам свой предмет старается передать максимально подробно и интересно, привлечь ребят к науке, насколько это возможно. Для того он и сам хорошо учился в Белорусском государственном педагогическом университете имени Максима Танка, окончив его с отличием. «Учить формулы, параграфы — это не про физику, так ее не поймешь. Вернее, только так не поймешь. Кроме формул, нужно еще понимать происходящие процессы, желательно видеть их своими глазами. К сожалению, на школьном уровне у нас не всегда хватает оборудования, чтобы было наглядно», — отмечает Меленчук. Правда, сейчас широкие возможности предоставляет интернет, где все можно увидеть на видео. И те, кто интересуется физикой, есть и в классах, где преподает специалист. Несмотря на то, что разница в возрасте с его старшими учениками составляет всего около семи лет, ребята уважают своего молодого наставника. «А в седьмом «В» меня называют не Павел, а Повелитель Валерьевич. Я не против», — смеется учитель.

Кстати, Павел Валерьевич не только сам пополнил славную когорту молодых наставников района — в Волковыск он привез жену, еще одного молодого специалиста: Татьяна родом из Бобруйска, тоже с отличием окончила учебное заведение и сейчас работает воспитателем в детском центре развития ребенка № 7.

Артур Юрьевич

Учитель белорусского языка и литературы СШ № 5 Артур Сечко — тоже, можно сказать, из династии педагогов. Два его дяди по отцовской линии и их жены имеют педагогическое образование, один из них, Анатолий Сильвестрович Сечко, окончил Волковысское педучилище и уехал работать в Минск, сейчас трудится на должности начальника управления координации методической работы Минского городского института развития образования.

Артур родился и до пятого класса учился в Гнезно, в школе с белорусским языком обучения, а затем перевелся в волковысскую СШ № 8 с польским языком обучения. «Я не силен в точных науках, но с детства люблю белорусский язык и люблю читать книги», — говорит молодой специалист. Потому и посвятил себя изучению родного языка, участвовал в различных лингвистических конкурсах и олимпиадах. Выбор дальнейшего жизненного пути пришел как-то сам собой, причем сначала избрано было направление учебы, а затем — город. Старший брат Артура учился в Бресте, вот и он поступил на филологический факультет Брестского госуниверситета имени Александра Пушкина. Там яркими примерами, вдохновившими парня на учительскую работу, стали его преподаватели. Учиться было сложно, но интересно, как раз в те годы происходил переход от одного типа обучения к другому, появлялись новые предметы. В группе Артура из 20 студентов было всего четверо парней.

Поскольку поступал Артур по целевому направлению, то в конце учебы, в мае этого года, пришел в управление образования Волковысского райисполкома, где сразу узнал, что, скорее всего, будет работать в СШ № 5. Это его устроило. Несмотря на то, что учился он в «польской» школе и у него, возможно, были шансы уехать за границу, об этом Артур даже не думал. Да и города побольше тоже не для него. «Мне даже Брест казался большим. Не люблю суматоху огромных городов», — признается молодой специалист.
Вот уже четверть учебного года Артур Юрьевич ведет белорусский язык и литературу у 5 «Б» и 8 «Б» классов, занимается с ребятами, находящимися на индивидуальном обучении. А еще он не побоялся сразу же взять на себя бремя классного руководства, внимание уделяет своему 5 «Б» классу. Опыт работы с учениками у Артура уже был во время учебной практики, поэтому он знает, как найти подход к ним. Сейчас, правда, работе удается уделять не столько времени, сколько хотелось бы и следовало бы: он проходит медицинское обследование в военкомате как призывник, работает с бумагами как классный руководитель. Но это ведь еще только начало профессионального пути молодого учителя — пройдет время, и все войдет в систему, будет проще.

Артур Сечко считает себя патриотом. «Патриотизм для меня — это в первую очередь знание истории, родного языка и литературы, культуры своего народа. Страна — это народ, и патриотизм неразрывно связан со всем вышеперечисленным», — говорит наставник. И своим ученикам он старается прививать чувство патриотизма, любви к Родине, на уроках литературы рассказывая о белорусских поэтах и писателях, а на уроках языка используя их тексты, которые описывают культуру и природу родного края. В планах молодого учителя — не останавливаться на достигнутом, пройти магистратуру, аспирантуру, заняться научной деятельностью. Есть цель, есть желание и есть способности — и пусть все получится!

Юрий Юрьевич

Высоко ценит работу своих молодых специалистов директор СШ № 5 Юрий Ковалевич. «Конечно, мужской характер в школе нужен, особенно у нас: немалый процент наших учеников вырос в многодетных семьях, а там дети всегда активнее», — считает он. Юрий Юрьевич — тоже «целевик» и тоже привез в Волковыск свою супругу, которая сейчас преподает иностранный язык в его родной гимназии № 2.

Своим вдохновителем директор считает своего учителя французского Бориса Ивановича Янучека, которого, к сожалению, уже нет с нами. «Он много рассказывал нам о своей работе военным переводчиком в Алжире, и именно тогда я заинтересовался иностранным языком, хотел его знать досконально», — рассказывает Юрий Ковалевич. Правда, на переводчика решил все же не поступать, посчитав, что это слишком узкая сфера деятельности. Шел 2002 год, в сфере образования наступал переломный момент, поэтому родители Юры решили подстраховаться и взяли целевое направление в управлении образования. Выпускник СШ № 6 поступил в Минский лингвистический университет, окончил его и вернулся в Волковыск, в родную школу, которая к тому моменту стала уже гимназией. Ощущение, когда ты наравне с теми, кто еще пару лет назад учил тебя и ставил тебе отметки, было для него необычным. Но дружный коллектив гимназии хорошо принял и поддержал своего недавнего выпускника. Правда, в то время надолго задерживаться здесь он не собирался — манили большие города и выгодные предложения, которые поступали успешному студенту еще во время учебы.

Но планы, как известно, дело такое: вскоре у пары молодых учителей родился сын, они построили кооперативную квартиру… И Юрий остался, несмотря на то, что хорошие предложения поступали и после двухгодичной отработки. «Теперь я ничуть не жалею, что остался на родине, в образовании. Мне это нравится. Но периодически, конечно, нужно что-то слегка менять, чтобы не застаиваться в развитии», — говорит он. Почти десять лет он проработал в гимназии № 2 преподавателем французского языка, затем ему предложили стать там же заместителем директора по воспитательной работе. А через несколько лет появился новый вариант, на который Юрий Ковалевич согласился и в конце июля 2020 года возглавил коллектив средней школы № 5.

Сейчас у него много новых забот, во многое нужно вникать. Приходится решать немало технических вопросов — ему, как гуманитарию, это непросто, но всегда есть с кем посоветоваться. Не оставил он и преподавательскую деятельность, хотя времени остается не так и много. «Первый год я проработал, можно сказать, на страхе, — с улыбкой признается Юрий Юрьевич. — Ну а сейчас, когда стартовал второй учебный год, уже можно присмотреться, заметить свои прошлогодние ошибки и исправить их». Иногда директору приходится принимать, возможно, непопулярные решения, но во всех ситуациях он старается разобраться и сделать все по возможности объективно. Благо, коллектив школы, по мнению Юрия Ковалевича, прекрасный, все специалисты опытные и знающие свое дело.
Юрий Юрьевич благодарен за поддержку местной власти и управлению образования, которые всегда помогут молодому директору и его молодым специалистам и словом, и делом. Хорошее взаимодействие коллектив старается наладить и с родителями, многие из них даже сами предлагают помощь. «Мы должны быть таким тройственным союзом: школа, родители и дети. Мы должны сотрудничать, и мы вместе делаем все для хорошей учебы и воспитания наших учеников», — говорит директор.

***
Ирина Велесик, заведующий районным учебно-методическим кабинетом:

— Мы каждый год очень ждем молодых специалистов, ведь кому, как не им, продолжать лучшие традиции педагогов Волковыщины! В 2021/2022 учебном году к работе приступили 36 молодых специалистов. Работа с ними традиционно является одной из самых важных составляющих методической работы не только учреждения образования, но и района. С целью оказания помощи молодым специалистам в профессиональном становлении в районе создан ряд условий для развития начинающих педагогов: функционирует двухгодичная школа молодого педагога, проводятся обучающие семинары, методические объединения, фестиваль молодых педагогов «Педагогический дебют», которому предшествует неделя молодого педагога. Традиционно в октябре методистами кабинета проводится Неделя индивидуальных консультаций для молодых специалистов, в декабре — методическая неделя «Помощь методистов — молодым специалистам», а в апреле — методическая неделя «Опытные педагоги — молодому учителю», в каждом учреждении образования существует система наставничества.

Прочитано 1623 раз Печать