Как уберечь школьника от чрезмерной нагрузки - Новости Волковыска и района, газета "Наш час"

Электронная подписка на газету Наш час

Суббота, 17 Августа 2024 16:27

Как уберечь школьника от чрезмерной нагрузки

СБ

Примерно треть детей и подростков периодически жалуются родителям на головную боль, плохое настроение, сильную усталость. Каждый четвертый ребенок испытывает страх перед посещением школы, а каждый второй страдает от хронического недосыпания. Таковы данные анкетирования почти 2000 учащихся 5—11-х классов, проведенного в БГМУ под руководством профессора Елены Гузик. О том, как переутомление влияет на развитие школьников и какие необходимо принимать меры, чтобы хотя бы частично снизить нагрузку на детей, беседуем с кандидатом медицинских наук, доцентом, заведующей кафедрой гигиены и охраны здоровья детей с курсом повышения квалификации и переподготовки БГМУ Татьяной Борисовой.

Почему непоседе не спится

— Татьяна Станиславовна, проблема школьной нагрузки не нова, но именно сегодня ей стали уделять особое внимание. С чем это связано?

— Еще с момента образования первых школ появилась так называемая школьно-обусловленная патология. Доказано, что с возрастом по мере продвижения по ступеням школьного образования среди детей увеличивается количество болезней эндокринной системы, нервной системы, глаза и придаточного аппарата, системы кровообращения, органов пищеварения, костно-мышечной системы и соединительной ткани, нарушений обмена веществ и психических расстройств. Одна из причин — учебная перегрузка. Поэтому данный аспект следует принимать во внимание еще с момента поступления ребенка в школу.

Оптимальная степень адаптации к школе — залог не только успешного обучения, но и сохранения здоровья ребенка. Однако сегодня, к сожалению, оценка функциональной готовности ребенка к школе игнорируется многими родителями. Дело в том, что поликлиника определяет только медицинские показатели готовности малыша к обучению. А психофизиологические аспекты школьной зрелости остаются на усмотрение мамы и папы. В результате около 36 % современных детей, которых отправляют в первые классы с шести лет, функционально еще не готовы к обучению за партой. Не случайно рекомендованный специалистами в сфере здравоохранения возраст поступления в школу — семь лет. Именно в этот период взросления в организме ребенка происходит уравновешивание процессов торможения и возбуждения, он становится более усидчивым, готов слышать и слушать учителя, воспринимать информацию, работать по образцу. Если же у него процессы возбуждения преобладают над процессами торможения (что мы чаще всего и наблюдаем у шестилеток), поведение такого малыша можно охарактеризовать одним словом — «непоседа». Он еще не в состоянии концентрировать на чем-то свое внимание, у него нет усидчивости. 5—7 минут — и все, ему необходимо переключаться на другое действие. Здесь только два выхода: либо чем-то сильно увлечь ребенка, либо непрерывно чередовать его виды деятельности. Таких детей, чтобы максимально сохранить концентрацию их внимания, учитель чаще других просит раздать карточки с заданиями, проверить правильность написания упражнения на доске и т.д.

Кстати, разнообразие и чередование видов деятельности — одно из обязательных гигиенических требований к организации образовательного процесса. Другое дело, что педагогу, в классе которого 20—30 первоклашек, крайне трудно найти индивидуальный подход к каждому. К тому же сегодня у многих детей наблюдается синдром дефицита внимания и гиперактивности различной степени выраженности.

— Известно, что одна из причин его возникновения — электромагнитные излучения. То есть гаджеты, которые есть в каждом доме и к которым ребенок привыкает с пеленок.

— Гораздо раньше — еще в период внутриутробного развития. Достаточно заглянуть в больницы, где будущие мамы лежат на сохранении: в кармане халатика каждой из них всегда вибрирует смартфон, оказывая непосредственное электромагнитное воздействие.

Большинство не знает о существовании трех ключевых факторов, способных снизить степень электромагнитной нагрузки на организм: доза, время и расстояние. Но когда мобильный телефон большую часть суток практически вплотную примыкает к телу матери, ребенок облучается, находясь еще в ее утробе.

Дальше — больше. Тот же смартфон, компьютер или ноутбук, радионяни и умные будильники почти всегда расположены недалеко от кровати, где спит малыш. Wi-Fi редко кто отключает даже на ночь — и это неправильно! Пока мы спим, электромагнитное излучение вызывает перевозбуждение головного мозга. Полноценным отдыхом такой сон назвать нельзя. Вот и получается, что не только взрослые не высыпаются — точно такими же, уставшими уже сразу после пробуждения, чувствуют себя и дети. Это серьезная проблема современности, века высоких технологий.

Многие воспитатели в детских садах констатируют: во время тихого часа малыши буквально проваливаются в глубокий сон. Причем настолько крепкий, что добудиться их невозможно в течение нескольких часов. Когда наблюдались первые такие случаи, мы думали — мало ли, особенность у ребенка такая. Но когда факты стали исчисляться десятками, стало понятно, что речь идет о хроническом недосыпании, усталости и переутомлении малышей. А в детском саду их мозг получает возможность полноценно отдохнуть, дети проваливаются в фазу глубокого сна, ведь для этого созданы все условия: тишина и спокойная обстановка, отсутствие смартфонов или достаточное удаление от них (дети оставляют их в шкафчиках).

ISTOCKPHOTO.COM

Куда уходит детство

— Тем не менее даже те школьники, которые хорошо спят по ночам, страдают от школьной нагрузки: только на выполнение домашних заданий у учеников средних классов уходит как минимум несколько часов, у старшеклассников — еще больше.

— Существуют научные исследования, которые говорят о том, что каждые десять лет объем знаний, накопленный определенной областью науки и учебной дисциплиной, удваивается. История, современное состояние и перспективы развития плюс, помимо общей базы, различные теории и инновационные подходы в образовании — все это необходимо изучить. Что, несомненно, сказывается на загруженности школьника, а ведь количество часов в сутках не увеличишь. При этом масса комплекта учебников на один день нормируется, то есть отдельно взятый учебник не может быть довольно объемным. И тогда в него пытаются впихнуть резюме из накопленного материала изучаемой науки. В результате многое становится непонятным для ребенка, поскольку изложено тезисно. Если школьник стремится успешно усвоить материал, нужно заниматься в свободное от уроков время по дополнительным пособиям, с репетитором или самостоятельно (поиск информации в интернете). А это всегда за счет досуга ребенка.

Посмотрите, сколько детей сегодня играет на улице. Их в разы меньше, чем было, к примеру, в 1990-е годы. Современный ребенок не получает достаточного объема отдыха, у него явный дефицит двигательной активности, потому что, отбыв на уроках, выполнив домашнее задание, позанимавшись с репетитором, он в оставшиеся крохи свободного времени предпочитает сидеть, уткнувшись в смартфон или экран компьютера. Результат — проблемы со зрением, осанкой, набор веса, метаболические нарушения. И хроническое утомление, которое никуда не исчезает, а накапливается в организме, приводя к переутомлению.

Кстати, отличие переутомления от обычной усталости заключается в том, что его признаки не исчезают после привычного отдыха. Педиатры отмечают, что среди их пациентов достаточно часто встречаются дети с выраженными признаками утомления: потеря аппетита, нервно-психические расстройства, плаксивость, раздражительность, нарушения со стороны вегетативной нервной системы и сердечно-сосудистой системы, нарушение сна и работоспособности.

— Татьяна Станиславовна, что могут предпринять родители для профилактики такого состояния у ребенка?

— Организовать ему рациональный режим труда и отдыха, полноценный ночной сон. Прежде всего это отсутствие в спальне школьника гаджетов. Своевременный отход ко сну и его достаточная продолжительность — 9—10 часов (в зависимости от возраста).

Что касается досуга и дневного отдыха, мамам и папам нужно помнить о том, что ребенку необходимо как можно больше двигаться и желательно на свежем воздухе. Лучше на два часа меньше времени провести за компьютером, но погонять в футбол с приятелями, сходить в бассейн, покататься на велосипеде. Хотя бы просто погулять по скверу, парку. Мозг как взрослого, так и ребенка должен в течение дня насыщаться кислородом.

Также я призываю амбициозных родителей, которые горят желанием отдать своего кроху в школу развивающего обучения уже с трех лет, хорошенько подумать, стоит ли их желание «быть в тренде» здоровья малыша. Этот же совет подойдет и тем, кто собирается на один год «укоротить» детство сына или дочери, отправив их за парту в шесть лет. Конечно, многие дети и в этом возрасте готовы к систематическому школьному обучению и физически, и психологически. Но все же в каждом конкретном случае не мешает хорошенько взвесить не слишком многочисленные за и куда более масштабные против.

В условиях информационного бума

— А что делать со школьной нагрузкой? Согласитесь, здесь рекомендации проводить меньше времени за партой не помогут.

— Для профилактики переутомления должна быть смена деятельности, чередование легких и сложных предметов, учебных дисциплин с преобладанием статического компонента — с дисциплинами динамического характера. Это способствует сохранению работоспособности на максимальном уровне. Нормативными документами запрещены контрольные работы в последний день учебной недели. И в этот же день не должно быть проверочных, самостоятельных: велика вероятность, что уставшие дети будут делать больше ошибок в выполняемых заданиях.

Расписание занятий школа должна составлять с учетом динамики умственной работоспособности ребенка и ранговой шкалы трудности предметов: не ставить, к примеру, сложную математику на последний седьмой урок. Нагрузка должна распределяться равномерно в течение дня и недели.

Хотя нормировать только продолжительность занятий сегодня, в условиях цифровизации и информационного бума, уже явно недостаточно. Возможно, пришла пора пересмотреть устоявшиеся подходы к образовательному процессу и вернуться к системе профильных 10—11-х классов. Например, если ученик не собирается поступать в высшее учебное заведение или, к примеру, идет по гуманитарному профилю в вуз, может, нет необходимости в последние два года обучения в школе загружать его сложнейшими заданиями по алгебре и геометрии? Сегодня важны также и различные психолого-педагогические приемы в организации образовательного процесса, ведь очень многое зависит от образовательных отношений между учителем и учеником. И бе­зусловно, все педагоги должны знать гигиенические нормы и требования санитарных правил в отношении организации образовательного процесса, систематически применять их на практике.

Еще один важный фактор в профилактике переутомления учащихся. По рекомендациям ВОЗ, обучающимся среднего учебного заведения для поддержания здоровья необходимо не менее 60 минут двигательной активности в день. В школьном расписании пре­дусмотрено только два урока физкультуры и всего один час здоровья и спорта в неделю. Детей, которые занимаются четыре и более раз в неделю физкультурой и спортом, совсем немного. В режиме учебного дня школьника нормативными документами предусмотрено два больших перерыва — обеденный и динамический. Как минимум они должны использоваться регулярно и по назначению.


КСТАТИ

Сейчас в БГМУ под научным руководством профессора кафедры гигиены и охраны здоровья детей с курсом повышения квалификации и переподготовки Елены Гузик проводятся исследования по теме «Изучить влияние эндогенных и экзогенных факторов на показатели умственной работоспособности учащихся 5—11-х классов». Научная работа включает анализ динамики умственной работоспособности учащихся различных возрастных групп в течение учебного дня, учебной недели и учебной четверти, а также установление распространенности развития выраженного утомления. Акцентировано внимание на влияние стрессовых состояний, режима труда и отдыха, учебной нагрузки, индивидуально-типологических особенностей личности, возраста поступления в школу и состояния здоровья на показатели умственной работоспособности учащихся среднего и старшего школьного возраста.

ФАКТЫ

Элементарная математика

Теоретически учащиеся первой смены просыпаются около семи утра, чтобы собраться в школу и прийти к восьми часам. Значит, чтобы затратить на сон девять часов, ребенок должен лечь в кровать и сразу заснуть не позже 22:00.

ISTOCKPHOTO.COM

Но, как показали результаты анкетирования, многие учащиеся даже младших классов, не говоря про детей более старшего возраста, ложатся спать в течение всей недели, как в будни, так и в выходные, с 22 до 23 часов. По будням после 23:00 регулярно отправляются в постель 10 % всех опрошенных, и больше всего нарушителей режима среди 10—11-классников — 20—24 %.

В выходные каждый третий ученик ложится ближе к полуночи. Более 60 % выпускников школ спят в течение недели семь часов и меньше. В той же мере недосыпает половина 8-классников, и даже в 5-м классе 20 % учеников спят не больше семи часов. Именно у этой категории на 15—20 % больше жалоб на трудное засыпание, раздражительность, плохое настроение, утомляемость после занятий.

Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!


Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.

Прочитано 2106 раз Печать