В пандемию коронавируса выросло число опасных медицинских отходов. Что с ними делают? - Новости Волковыска и района, газета "Наш час"

Электронная подписка на газету Наш час

Вторник, 09 Июня 2020 10:43

В пандемию коронавируса выросло число опасных медицинских отходов. Что с ними делают?

В связи с коронавирусом заметно улучшилась экологическая ситуация в мире. К такому парадоксальному выводу еще в начале весны пришли многие ученые. Количество выбросов парниковых газов уменьшилось, уровень энергопотребления упал, и даже мутные каналы Венеции очистились. Однако есть другая сторона медали.

По подсчетам ВОЗ, ежемесячно для борьбы с COVID-19 необходимо около 89 млн медицинских масок и примерно 76 млн одноразовых перчаток. И это не учитывая шприцы, бахилы, расходники для ИВЛ… То есть количество чисто медицинских отходов, причем небезопасных, значительно выросло. И что дальше?

Пластик пришел в медицину в прошлом веке и сразу произвел революцию. Благодаря своим техническим свойствам он упростил процедуру дезинфекции. Если раньше для абсолютной стерильности перед каждым применением требовалось обрабатывать высокими температурами под давлением металлические, стеклянные или керамические принадлежности, то сейчас синтетический инструмент можно просто выбросить. Такие изделия легко герметизируются, стерилизуются и готовы к применению в любых условиях. Об этом свидетельствует положительный опыт борьбы с эпидемией лихорадки Эбола на территории Западной Африки.

Кроме того, пластик устойчив к химическим веществам, стоит дешево, гибкий. Из него намного проще отливать различные формы. Так производятся шприцы, катетеры, бахилы, защитные очки. Даже искусственные кровеносные сосуды! Оказалось, что новый специальный материал способен выделять оксид азота, который препятствует образованию тромбов. 

Одноразовый не значит стерильный

Перенесемся в Гонконг. Город, где маски разбросаны даже по пляжу, а значит, представляют заметную угрозу морской экосистеме. А потому вопрос утилизации образовавшихся гор медицинского мусора стоит ребром. Как его решить? Трюк, который провернула в медицинской школе Чикагского университета группа медсестер во главе с заместителем заведующего операционной Амбером Кратохвилем, когда в течение двух месяцев собирали скапливающуюся в хирургическом отделении синюю пленку и потом всего за один день сшили из нее 22 спальных мешка для бездомных, для пластика, оставшегося после лечения COVID-больных, не подходит. Слишком велик риск.

В Великобритании весь подобный коронавирусный му­сор не рекомендуется выбрасывать на протяжении 72 часов. А для проживающих в одном помещении с больным нежелательно его выбрасывать вплоть до получения результатов теста. В Италии на время пандемии смягчили условия переработки отходов и отказались от сортировки. Все бытовые отходы теперь автоматически переводятся в разряд медицинских. Ведь, например, в исследовании, опубликованном в New England Journal of Medicine, утверждается: этот вирус дольше всего живет на пластике и нержавеющей стали — до трех суток. Поэтому использованные после больных с коронавирусом предметы считаются опасными эпидемическими отходами или медицинскими отходами класса Б. 

Из-за несоблюдения правил безопасности при утилизации мусора под удар могут попасть коммунальщики и работники свалок. Более того, существует риск получить новый очаг заражения. Однако в минском городском комплексе по сжиганию отходов УП «Экорес» развеяли наши опасения. Туда медицинский мусор из больниц прибывает уже в специальных герметичных пакетах, промаркированных по классу опасности. В последнее время таких отходов, безусловно, прибавилось. А всего здесь в день их сжигают около 750 килограммов, золу отправляют на захоронение. Бригады работают в специальных защитных костюмах, к которым прилагаются шлемы, перчатки, респираторы. Поэтому, говорят, коронавируса не боятся. 

Необезвреженные медицинские отходы по нашему законодательству захоранивать строго запрещено. Поэтому медучреждения заключают договоры на их вывоз и переработку со специальными организациями. Анна Титко, главная медицинская сестра 6-й минской клинической больницы, которая в борьбе с коронавирусом признана эталоном, рассказала, что еще до того, как мусор заберут, он проходит дезинфекцию:

— Поскольку все корпуса нашей больницы полностью перепрофилированы для работы с пациентами, у которых обнаружен COVID-19, мы работаем как инфекционный госпиталь. Пациенты получают пищу в индивидуальных одноразовых пластиковых упаковках. После использования упаковка и остатки пищи дезинфицируются химическим способом по вирулицидному, уничтожающему вирусы режиму. Сортировка отходов начинается уже на уровне каждого отделения больницы. Происходит раздельный сбор стекла, пластика, картона… Для обезвреживания отработанных изделий медицинского назначения — одноразовых масок, перчаток, халатов, медицинских шапочек, иных медицинских изделий, загрязненных биологическими жидкостями, у нас выделен дезинфекционный блок. Он оборудован современными паровыми автоклавами. В нем дезинфекция проводится физическим способом: под действием пара, губительного для вирусов, грибов и бактерий.

КСТАТИ

По данным ВОЗ, 85 процентов медицинских отходов являются неопасными. 

БУДЬТЕ В КУРСЕ

• Каждая неправильно выброшенная маска — потенциальный источник заражения. Поэтому следуйте простым правилам обращения с медицинским мусором в быту.

• Нельзя выбрасывать использованные средства индивидуальной защиты на тротуары, газоны, в лесопарковых зонах.

• Упаковывайте медицинский мусор в двойные мусорные пакеты и герметично их закрывайте. Greenpeace рекомендует разрезать использованные маски и перчатки для предотвращения их перепродажи и повторного применения. 

• Лучше всего маска многоразовая. Ее нужно менять через каждые несколько часов и до дезинфекции держать в герметичном мешочке. 

sb.by

 

Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!


Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.

Прочитано 1002 раз Печать