Понедельник, 02 Марта 2015 00:00

В деревню едет автолавка

Автор
Громко сигналя, едет по деревне МАЗ-фургон. Большинство сельчан, в основном пожилых, уже стоят в ожидании. Другие, заслышав гудок, спешно выходят из дому. Свадьба? Нет. Просто в деревню, в назначенный час и к назначенному месту, приехала автолавка.

Не универсам, конечно, но выбрать здесь можно самые разные продукты питания и многие товары повседневного спроса.

Колбаска и прянички…

Есть в районе немало деревень, где торговых точек или вообще не было, или, если они и были, то закрыты теперь по причине убыточности или отсутствия продавцов. В Куколках магазин закрыт совсем недавно — эта деревня пока последняя, куда начала доставлять товары автолавка. Проживающих в ней людей осталось не­много, хоть сама деревня длинная, с многочисленным количеством домов. Автомагазин сначала, согласно правилам, поехал в самый конец деревни. Всего же здесь четыре остановочных пункта.

Пожилые женщины ждут продавца с нетерпением. И не только потому, что покупки сделать надо. Для них приезд автолавки — это еще и возможность собраться вместе, обсудить дела насущные, поделиться новостями, радостями и печалями. В том числе, с продавцом и водителем автомагазина.
— Когда мы стали перед фактом закрытия магазина, то расстроились. Есть тут у нас такие пессимисты, которые озвучивали самые мрачные прогнозы. Мол, будем на старости лет без хлеба сидеть. Другие были уверены, что не пропадут. Однако смутная тревога в душе оставалась, — рассказывает Тереза Станиславовна Полещук. — А теперь рады. Идти далеко не надо, магазин то в середине деревни был, и выбор больше.

— Да, было дело, что боялись. А теперь хорошо — продукты свежие и на любой вкус. А если и нет чего сегодня, то в следующий раз продавец обязательно привезет, — поддержала подругу и соседку Леонарда Юльяновна Юшко.
Обсудить преимущества автомагазина в сравнении с магазином стационарным пожелали и другие покупатели. А их пришло немало.

— Сметана разной жирности на выбор и молоко, батоны, булочки и хлеб различных сортов, колбасы и сосиски, а какие кондитерские изделия вкусные, особенно прянички…, — делится Евгения Антоновна Юшко. А Мария Михайловна Сидоркевич добавляет, что привозят и фарш, и куры, и наборы, и другие полуфабрикаты.

В этот день в продаже не было рыбы. А так как пост начался, то нужда в данном продукте питания увеличилась. Продавец Ирина Зданович заверила, что в следу­ющий раз рыба будет. Пока предложила селедкой ограничиться. А вот заказанные ранее овсяные хлопья в пакете сегодня прибыли, о чем продавец сразу сообщила. Кстати, о продавце люди пожелали высказаться отдельно. Говорят, за недолгое время близким человеком для них стала.
— Вежливая, заботливая, бабушкам наполненный пакет подаст в самые руки, а если денег не хватает, то и в долг на несколько дней продаст, — говорит единственный на этом остановочном пункте мужчина Геннадий Зенонович Качановский.

На остановке рядом с бывшим магазином люди несколько прохладнее отнеслись к его закрытию и, следовательно, замене автолавкой. Мотивировали это тем, что теперь они привязаны ко времени. Мол, когда на работе находишься, то приходится соседа просить покупки сделать. Однако работники райпо, в частности, заместитель председателя Галина Гончаревич, приехавшая как раз с проверкой, заверила, что могут хоть завтра сделать остановку автолавки в близлежащем к работе месте. Правда, ей тут же возразили, что надобности в этом нет. Так же, как направлять автомагазин три раза в неделю.
— Пока хватает и двух. А вот ближе к лету, когда дети-внуки начнут в отпуска и на каникулы приез­жать, тогда конечно, — сказали сельчане.

Аналогичное мнение высказали покупатели и на двух остальных куколовских остановочных пунктах. И снова было сказано много приятных слов в адрес продавца.
— Вспоминаем теперь страсти по поводу закрытия магазина и смеем­ся. Это ж до такой степени боялись, что собрание созывали, на котором даже ставили вопрос платить продавцу магазина зарплату со своего кармана, вскладчину.

А теперь не нарадуемся. Все-все купить можно, любой заказ быстро выполняют. Говорят, что будут и грунт, и семена, и прочие товары непродовольственные отдельно привозить.

Ассортимент достаточный

Пользуясь встречей с заместителем руководителя районного потребительского общества, уточняю отдельные моменты организации обслуживания сельской глубинки автомагазинами.
— На каждом остановочном пунк­те указано время прибытия и время торговли.
Машина, громко сигналя, едет, в самый конец деревни. Там первая остановка. Опозданий практически не случается, — рассказала Галина Михайловна.

— Нас продавцы чаще ждут, чем мы их, — подтвердили ее слова пользователи автомагазинов. Особенно в крайних точках деревень. Остальные же, услышав сигнал, как правило, уже готовы и стоят в ожидании, общаясь между собой. Но бывает иногда, что ждать долго приходится.
Автомагазин № 6, с которым я провела часть рабочего дня, рабо­тает 7 дней в неделю. Два продавца и два водителя поочередно ездят по деревням и хуторам района, доставляя необходимые товары. На каждый день разработан график движения.

В этот маршрут входит 8 населенных пунктов, в которых в общей сложности находится 15 остановок. Рабочий день у «команды» автомагазина, которая состоит из продавца и водителя, начинается около семи часов. Сначала заезжают на хлебозавод, чтобы получить свежую продукцию, потом в свой кондитерский цех, где берут «вкусняшки» собственного приготовления, следом навещают оптово-распределительные склады, чтобы затовариться крупами, макаронами, растительным маслом, мясными продуктами производителей соседних районов и т. д.

В том числе, здесь же берется и собственная мясная продукция, которая хранится в холодильных установках — фарш, гуляш, полуфабрикаты, куриная разделка и др. Потом, заехав за товаром непосредст­венно в ОАО «Беллакт» и ОАО «Волковысский мясокомбинат», отправляются в длинный путь по своему маршруту.

По словам заместителя председателя, есть в этом маршруте деревни, где 4 остановки, как в Куколках, в Яновичах — 3, в Семеново — 2. В некоторых деревнях одна остановка, есть населенные пункты, где и вовсе один покупатель проживает. Но это не имеет значения. Даже к единственному человеку авто­магазин приедет положенное количество раз: зимой — 2, летом — 3. К примеру, первая остановка автомагазина № 6 пришлась на д. Меловцы, где числятся три человека, но в данное время живет только один. Купил он продукты первой необходимости, на небольшую сумму денег.

Продавец знает всех своих покупателей. И если кто-то не пришел, то волнуется, обязательно интересуется у других, почему. Если вдруг «единственный» не выходит после нескольких гудков, то идут вместе с водителем и стучат в дверь. Пока, к счастью, подобное случалось редко.
— Ежегодно мы сверяем количество обслуживаемого населения с сельсоветами. Они дают списки населения, численность которого, к сожалению, с каждым годом уменьшается, — посетовала Галина Михайловна.

Сегодня шестью райповскими автомагазинами обслуживается 5 тысяч 800 жителей в 147 сельских населенных пунктах района. Пока два раза в неделю. По той причине, что население посчитало достаточным. Возможность трехразового приезда — по желанию покупателей. Так же, как и дополнительные остановочные пункты. Более того, скоро начнет курсировать по разработанным маршрутам отдельная автолавка с промышленным ассортиментом товаров.

Хотя теперь, в отведенном уголке огромного кузова автомагазина есть обязательный ассортиментный пере­чень промышленных товаров первой необходимости — крышки полиэтиленовые и закаточные, лампочки, зубная паста, щетки, расчески, мыло, туалетная бумага и прочее. А ведро, к примеру, или набор постельного белья всегда доставят по предварительному заказу.

До всех и каждого

На хуторе Дуброво, куда мы приехали, мягко говоря, по плохой дороге, покупают продукты только двое мужчин. Этот хутор даже и в маршрут не внесен. Но при­ехать сюда автомагазин обязан. Даже с риском завязнуть или вообще опрокинуться где-нибудь на узкой заснеженной сельской дороге.
И все-таки водители стараются, приспосабливаются, где-то в объезд направляются, удлиняя путь, где-то «ползут» потихоньку, а где-то и наоборот — рискуют, набирая разгон. Потому что понимают: именно в таких местах их больше всего ждут люди.

— Сегодня здесь еще хорошая дорога, — замечает водитель
Евгений Городченко, — вот если бы вы в гололедицу попали…
Он вышел открывать магазин на колесах, потому что оба покупателя уже поджидали.
— Что покупаете чаше всего? — спрашиваю у последних.
— Хлеб, молоко, сметану, вот собачкам ливерки и кровянки возьму. И, конечно, без бутылочки винца не останусь, — веселый пожилой мужчина Иван Владимирович Пятчиц подмигнул с молодым азартом.

Второй покупатель, Эдуард Климчук, значительно моложе. Говорит, вино не признает, а вот продуктов всегда берет много. Любит, когда все есть в холодильнике, и автомагазин вполне позволяет иметь то, что есть у горожан. Даже коньяк можно купить, правда, заказав раньше. А потом оба хуторянина решили сфотографироваться на память с «командой» автомагазина.

В Семеново автолавку с нетерпением поджидали человек 20. На вопрос, есть ли претензии к обслуживанию автомагазином, три пожилые женщины одновременно сказали «да»:
— Все дорогое, а пенсию не добавляют.
Ядвига Казимировна Карчевская и Чеслав Адольфович Богданович тут же вступились за автомагазин. Мол, при чем тут цены, не работники же их устанавливают.

— Сметана ведь могла бы одного вида быть, но нет — привозят нам продукцию разных производителей и жирности. И молоко на выбор, теперь же коров почти не держат. То же и про хлеб сказать могу, несколько сортов всегда имеется, что черного, что белого. Так что автомагазин — дело стоящее.
Кстати, в автомагазине имеется три вида холодильного оборудования, один среднетемпературного режима для молочной продукции и два — низкотемпературного, чтобы не соприкасались мясо с мороженым.

Есть в новых модернизированных автомагазинах и генераторы, поддерживающие определенно выставленную температуру в фургоне. Все продукты, начиная от хлеба и заканчивая овощами-фруктами, находятся в фасовочных пакетах, потому что чисто вымыть руки после расчета с одним и перед обслужива­нием следующего покупателя у продавца нет.

Также здесь можно расплатиться пластиковой карточкой, но пока эта услуга практически не востребована сельчанами. Все «семеновские», как и покупатели вышеуказанных деревень, рассчитывались только наличными. К слову, в месяц автомагазин № 6 наторговывает примерно 220-230 миллионов рублей.
И снова автолавка двинулась в путь. Бегени, Бобыли, Яновичи, Бердики… Хоть бы до темна успеть!

Прочитано 6147 раз Печать