Почему белорусам в Европе «не светит». Илье Кобыльнику есть что рассказать из личного опыта - Новости Волковыска и района, газета "Наш час"

Электронная подписка на газету Наш час

Воскресенье, 11 Сентября 2022 20:00

Почему белорусам в Европе «не светит». Илье Кобыльнику есть что рассказать из личного опыта

Этот материал задумывался как интервью, взятое у человека, который отправился на заработки в Европу, но вернулся разочарованным и во многом изменившим свои взгляды на жизнь. А получился, скорее, монолог, потому что Илье Кобыльнику есть что рассказать и без дополнительных вопросов. Хотя, уже зная из его постов и видео в соцсетях, как счастлив был мой собеседник, пересекая границу в обратном направлении, от вопроса «в лоб» я не удержалась.

— Чего вас вообще туда понесло?

— Вот самый главный вопрос! Чего понесло? За длинным рублем поехал! – Согнав с лица улыбку, Илья Владимирович объясняет уже всерьез. — Как раз так попало, что весной получился застой в бизнесе. Сидел в разных чатах, в группах, где обсуждают трудоустройство за рубежом, предлагают работу в Европе. Начитался, а там золотые горы обещают, вот на эти обещания я и повелся. Думаю, поеду на стройку, поработаю за 12 евро в час. Уже деньги начал считать, сколько я там заработаю и так далее…

Польша

Поехал я в Польшу, в фирму, которая обещала из Варшавы отправить на работу в Данию, в Копенгаген. Еще и это меня привлекло: так далеко, Копенгаген, думаю — что мне терять?

— И что дальше было?

— А дальше было жестоко. То есть, поначалу это было все интересно, классно, я уже был в предвкушении, замков воздушных понастраивал себе. Пока не приехал в Варшаву.

Они много чего обещали. Директор фирмы, с которым я переписывался, усиленно уговаривал  приезжать на своей машине. Дескать, фирма все оплатит, даже половину страховки. Но я не решился, слава богу, на машине поехать.

Приехал в Варшаву, пришел в офис. Директора не увидел, с девушкой какой-то общался, менеджером. Она на меня быстро оформила все документы. Пара моментов мне не понравилась сразу. Одну бумагу она мне дала. Переводчик я себе на телефоне установил. Но в бумаге – строчки для даты, подписи, а текста нету. Спрашиваю, а что это? Ой, это типа если вы захотите уволиться, чтобы не нужно было к нам ехать, мы вас автоматом увольняем. Говорю – ни фига себе бумага. Я там буду месяц работать, а вы мне скажете – мы вас давно уволили задним числом. Не подписал я ее, нужно было и не ехать, потому что я тогда уже понял, что что-то тут мутят.

Там одновременно со мной еще один хлопец устраивался, украинец. Мы очень долго ждали. Семь дней. Представляете, семь дней в Варшаве прожить? Снимали места в хостелах, я все деньги потратил, что из дома взял. Это был прикол вообще, они обещали мне эти деньги вернуть — только чеки сохраняйте. Не вопрос, я там их сохранял – бесполезно.

— Если уже в начале все выглядело так подозрительно, стоило ли продолжать?

— Знаете, они умеют так убеждать... Я думал, меня обмануть сложно. Но там это все построено на психологии и на том, что людям реально трудно, у многих просто выбора нет. Добавьте мои эмоции от решения так круто изменить свою жизнь, для меня это был серьезный шаг. Подумал: чего мне рыпаться туда-сюда, буду идти до конца. И вот я пошел до конца…

Они каждый день обещали – сегодня едете. Мы с напарником перезванивались и уже решили: если вот сейчас не отправят – не едем. Они как чувствовали, тут же организовали поездку. Но как! Ночью за мной приехал какой-то чел непонятной, по виду кавказской, национальности, по впечатлению – абсолютно неадекватный, на какой-то машине. В итоге за рулем от Варшавы до Копенгагена я и ехал, потому что напарник водил плохо, а наш «сопровождающий» вел себя, как явный наркоман, и доверять ему было нельзя...

Дания

Приехали мы в вагон. Страшный, грязный вагон. А я слышал, что такое бывает, но мне это казалось какой-то такой романтикой, что ли, думал, в Дании все вообще будет четко. В этом вагоне нужно было навести порядок, потому что невозможно жить в такой грязи, я сутки его убирал.

Потом на следующие сутки мы не попали на работу, потому что фирма не сделала то, что должна была – пропуска. И нас на этот объект не брали. Я начал ругаться с ними, говорю – я в Варшаве просидел неделю, в Дании третий день уже сижу, семья звонит – ну что ты там, работаешь? Нет, не работаю. И каждый день там проблемы. И каждый день этот кавказец напивается в этом вагоне, каждый день я с ним ругаюсь. А я не пью вообще, мне там вообще весело, но денег нет и переселиться от него некуда...

kobylnik-2

Оказалось, что польская фирма просто заключила договор с данцами на поставку рабочей силы. Все. Работу мы должны были найти себе сами. Звоню в Варшаву, требую, чтобы перевели хотя бы в ту бригаду, которая уже работает. Добился перевода в бригаду на строительстве крутой клиники на берегу моря. Быстренько сдал экзамен по технике безопасности, чтобы пропуск получить. Датчане пропускают на стройку, только если ты прошел полный инструктаж и вот этот экзамен.

— Строительная специальность у вас есть. Экзамен пройден, каску выдали. Поработать наконец удалось?

— Да. Один день. Первые два дня мы не работали. Сначала не допустили нас почему-то. А на второй день вызвал всю нашу бригаду датский начальник для разговора. Через переводчика объяснил, что бригада плохо работает, и если мы не поднимем эффективность и качество своей работы, нас всех уволят. И на следующий, третий, день мы все-таки поработали с утра до вечера. Это было чудо для меня! Я уже три недели дома не был и вот – первый день на работе. Но это был первый и последний день. Для бригады вся работа заключалась в том, чтобы прятаться по всему объекту от начальства и ничего не делать.  Для меня это была дикость — просто делать вид, что мы работаем. Но объяснение было простое. Бригада оказалась в тупике и у всех был один-единственный вопрос: как забрать свои деньги у той самой варшавской фирмы, которая нас сюда направила? То есть, они не получили оплату и поэтому не видели смысла работать.

kobylnik

Я говорю – а чего вы тогда тут сидите, почему не увольняетесь, домой не едете? Схема простая. Там все проработали по полтора месяца, но получили денег только за две недели. А их зарплата за месяц висит. Я потом разговаривал и с теми, кто по-
опытнее, и с девчонкой-менеджером в Варшаве. По их словам, в фирме нет человека, кто проработал бы больше двух месяцев. Представьте, сколько они получают денег, «кидая» тех, кого наняли…

И я принял решение валить, потому что понял, что там никакой перспективы. Будешь тупо сидеть и ждать подачки вместо обещанной полноценной зарплаты…

Снова Варшава

Денег у меня не было даже на обратную дорогу. Поднимал всех своих на уши. Перечислили мне 150 евро, я покупаю билет из Копенгагена до Варшавы. И билет зависает, потому что там все онлайн. Там даже в туалет не сходишь без карточки. Пришлось снова звонить друзьям. В итоге залез в долг за 300 евро и приехал в Варшаву. Искать никого не пошел. Босса не найдешь, он заблокирован у меня в вайбере и даже карточку банкоматовскую мне не отдал, без которой вообще никуда нельзя ехать. Сказал, ты ее заблокируй и сделай новую себе, а я с тобой даже встречаться не буду. Боялся, наверно, ведь он и денег мне немало должен.

— Сколько же в сумме «заработка» со знаком минус получилось?

— Считаем. 200 долларов, что я прожил в Варшаве, Целый день работы – 8 часов по 12 евро – 96 евро. Босс обещал в конторе, что даст нам 50 евро каждому на дорогу. А мы свои потратили. Плюс хостел и обратная дорога домой. Не меньше 400 евро…

Дороги Европы

Я не собирался сдаваться, потому что еще дома принял окончательное решение, что должен тут устроиться на работу. Ну и пошел искать работу в Варшаве. Идешь и думаешь: боже, приехал реально работать, не бухать, а тут еще надо все так выгрызать. Я уже потом боссу своему это объяснял. Я женатый человек, у меня дочка дома, я не бухаю, я приехал сюда ра-бо-тать. Понимаешь? Работать и домой денежку отправлять. Тебе что, нормальный человек не нужен? Нужно, чтобы бухал? Там таких море. Они в Дании в том вагоне все в дрова каждый вечер. Им-то проще было. А я не могу так.

Вообще для меня это была вторая попытка устроиться за рубежом. В прошлом году я искал работу водителем буса, заехал под немецкую границу. Я понимал, что без опыта мне пока платить будут меньше, возможно. Попал к поляку, мы с ним вместе по-
ехали в трассу на семь дней. Договорились, что он мне платит 180 злотых в сутки, как всем ученикам там платили. Я почти все время за рулем, а он больше курил и пил – это учеба называется? Мы приехали с трассы через семь дней, а он мне 300 злотых сунул в руку, сел в машину быстро и уехал…

На стройку мне уже не хотелось, решил пойти снова на бусы, потому что у меня больше страсть к дороге. И дополнительный стимул – хотелось увидеть и Францию, и Испанию, дальнобойщики ездят везде. Под немецкой границей устраиваюсь водителем буса 3,5 тонны. Контора вроде приличная, офис, женщины -бухгалтеры и много-много водителей. Я уже обрадовался, думал — буду тут работать до победы. Договорились, что пока я учусь, пониженная оплата. Месяц поездил — ни одного косяка, 13 заказов по Европе – Франция, Испания. Никаких вопросов. Говорю: все, домой съезжу и вернусь, но ты мне подними зарплату. А есть определенные ставки, водители между собой знают, сколько кто получает. 170 злотых в сутки – это очень мало. 20 злотых вы проедаете, остается 150 в лучшем случае. В итоге может получиться 1000, но ты живешь в машине. Кому по-честному платят – 220-250 злотых в сутки. Но мой босс не захотел. Сказал, посмотри, вон у меня сколько украинцев, они все готовы работать за такие деньги. Я говорю, — тебе нормальный работник не нужен? А он – нормальные сюда не приходят.

Как думаете, имел пан в виду свою фирму или всю Европу? Мне кажется, что скорее второе. Ужас! Я вообще в шоке. И он мне открытым текстом сказал: у меня есть вот очередь из украинцев, я им плачу столько, они довольны, так что езжай ты домой. Ну и, конечно, там тоже вопросы возникли. Обсчитали они меня очень сильно, несправедливо, по-моему. Вообще работника обсчитывать – это тоже для меня неприемлемо. Я даже к директору сходил. Но он как сидел за столом, в мою сторону и не глянул, Меня это тоже зацепило. Я в свое время сам пытался найти людей на фирму себе, их обеспечить работой. И если бы я с ними обращался вот так же тупо, кто б у меня работал? Такое же быдло?

Есть нормальные фирмы. Где-то они есть. Перед поездкой у кого ни спросишь, у всех так все классно. Но стоит предложить – давай, я к тебе. Нет. Либо там не все так классно, либо устроиться туда не так просто.

— Может, это просто вам так не повезло?

— Извините, два раза ездил и оба раза мне не повезло? Я думаю, дело в том, что там очень много нечестных людей. После этой поездки я уже понял.

Может, я и еще поеду. За новыми впечатлениями и новым опытом. Но что касается заработка, я посмотрел – процентам 30 везет, а 70-80 процентам не везет. Просто люди об этом не говорят. Т.е, если ты привык не на везение полагаться, а честно зарабатывать – тебе не светит. Обманут. Я не умею по-наглому. А они там как-то умеют.

Родина

Вернулся и счастлив до сих пор. Я в принципе за ту поездку и за эту доволен тем, каким я сюда возвращаюсь. Контраст колоссальный между настроением, когда туда уезжаешь и когда там хлебанешь и возвращаешься. Все меняется. С одной стороны так полезно съездить, я совсем другим оттуда приезжаю и мне ничего тут такого плохого нету. Как иногда послушаешь — все нагнетается, нагнетается… Ни фига подобного. Надо туда съездить, посмотреть, каково там, и сюда приехать – тогда будешь наслаждаться жизнью.

— Чем вы сейчас занимаетесь?

— Сейчас занимаюсь, чем и занимался до своих путешествий. Бытовые услуги — реставрация подушек, чистка ковров и мягкой мебели – в этом бизнесе я уже тринадцатый год, ЧУП «ПодушкоВВ» в районе знают. Но когда собираешься все бросить и уехать – конечно, дело запускаешь и клиенты начинают уходить. Теперь надо наверстывать упущенное.

***

Самые главные выводы, которые Илья Кобыльник сделал для себя, пободавшись с Европой, я нашла в книге, которую он написал по возвращении.

«Моей глубочайшей ошибкой было дорисовывать за работодателей обещанные воздушные замки, рассчитывая на то, чего нет и близко в Европе. Честность и искренность людей…

Мы работаем в Европе, стараемся, строим и ездим, для того, чтобы жили они, европейцы. Они очень хорошо устроились и научились многому у некоторых личностей. Обманывать людей — все равно приедет с Украины куча народа и будет вынуждена работать за копейки…

Вот вам в принципе следующая тема для размышления. Подумайте на досуге, готовы ли вы потратить часть своей жизни, чтобы в итоге жили они, а не вы и ваши дети. Не спорю, есть те, кто добьётся и здесь успеха. Но есть и те, кто уедет домой и побоится признать поражение. Только в этом заключается большая идея. Как бы там ни было – надо строить свою страну и иметь свою идею. Здесь попрошу глубоко не копать и не лезть в политику. Так как мы ни к чему в итоге не придём…»

Она так и называется – «Беспощадная Европа». Очень симпатичная книга, которая понравилась мне откровенностью, искренностью эмоций и желанием быть полезной. Она сразу вызывает доверие, благодаря тому, что автор не пытается приукрасить свои приключения и поразить воображение крутизной. Равно как и не пытается навязать свою точку зрения читателям. Ехать-не ехать – решение за ними. Но тем, кто почувствует себя неуютно на холодном ветру мировых перекрестков, она одиночество скрасит. Да и советы из личного опыта всегда могут пригодиться. Не говоря уж о том, что читать эти невыдуманные истории просто очень интересно.

Фото из архива И. Кобыльника

Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!

Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!


Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.

Прочитано 1159 раз Печать