"Мы сегодня вновь возвращаемся к вопросам образования. Хотелось бы, чтобы в таком расширенном составе это был крайний случай. Тема в последнее время постоянно звучит с телеэкранов, не сходит с первых полос прессы. Действительно, чему и как учить волнует, как оказалось, не только меня, но и все общество. Это хорошо. Мы договорились во время доклада Министра образования о готовности к новому учебному году, что встретимся в сентябре и проведем своеобразную работу над ошибками", - отметил Александр Лукашенко.
"Слишком все хорошо было на бумаге, а в жизни оказалось куда прозаичнее: неготовые к приему детей школы, нерешенные вопросы с организацией подвоза детей, питания и другие не менее серьезные проблемы. Тогда было вопросов очень много. Надеюсь, что сегодня услышу не статистические данные, а конкретную информацию о принятых Правительством мерах по решению обозначенных вопросов и предложения по дальнейшей работе в этом направлении", - подчеркнул Президент.
"Я хочу, чтобы вы меня правильно поняли. Я как Глава государства уже неоднократно говорил: школа - это храм. В этом, если хотите, весь сакральный смысл. Здесь должен быть железный порядок и дисциплина как в организации образовательного процесса, так и в материальном плане. Что мне вам объяснять. Школа закладывает фундамент будущего не просто гражданина - человека. Там, где надо, должно быть подкрашено, заменены окна, двери, облагорожена территория. И обязательно все работы надо проводить с участием детей. Воспитывайте молодежь трудом, тогда отношение к школе у них будет соответствующее, - убежден Александр Лукашенко. - К сожалению, мы от этого доброго советского принципа отошли".
При этом Глава государства подчеркивает: все школы должны быть загружены, где надо - организован подвоз, прежде всего это касается Минска. "Я уже говорил, что мы начинаем строить в развивающихся микрорайонах современные школы в виде дворцов. А в центральных районах Минска, где, естественно, население долго живет, стареет, детей практически нет, школы пустуют или не заполнены. Так лучше подвести детей с микрорайонов в эти школы - намоленные места, а сэкономленные средства направить на другие цели и нужды, в том числе на заработную плату учителей. Надо без излишеств, не до этого. Просто по-хозяйски следует подойти к решению этой проблемы", - потребовал Президент.
"Поговорим сегодня также о содержании образовательного процесса, а точнее - об учебниках, по которым учат наших детей. Меня очень беспокоит, что к их качеству по-прежнему есть вопросы. Мы вынуждены реагировать на обращения граждан и разбираться, что не так с нашими учебниками. Считаю, что это серьезная недоработка Министерства образования на протяжении уже ряда лет", - заявил Глава государства.
Александр Лукашенко отметил, что при написании новых учебников и пособий авторы мыслят категориями опытных преподавателей и других специалистов. Он считает, что такой подход неверен и надо ориентироваться на учащихся. "На них надо смотреть. Они не обладают такими знаниями, как мы. И опыта у них никакого. Поэтому ориентироваться надо на них и готовить учебники под них. И систему оценки знаний (экзамены и прочее) тоже делать под них", - подчеркнул Президент.
"Еще на педагогическом совете 24 августа 2021 года я говорил о недопустимости постоянного перекраивания учебных программ и планов и бесконечного издания новых учебников. Отмечал, что необходимо вернуться к советскому опыту, взять лучшие пособия и их постепенно дорабатывать, совершенствовать, а не печатать новые. Потому что новый коллектив всегда оригинальничает (вы ученые, понимаете это): "Хочу быть непохожим на то, что было, и показать свою прыть". Это никому не надо. Главный принцип работы нашего государства и любых процессов, происходящих в нашем государстве, - это спокойное совершенствование того, что наработало человечество. Мы стоим, как я говорил, повторяя цитату великого, на плечах гигантов. Не надо соскакивать с этих плеч - мы потеряем все то, что человечество наработало до нас. Надо использовать это во имя будущего. Поэтому надо совершенствовать и не стесняться взять лучшее из того, что было", - сказал белорусский лидер.
Один из важных вопросов совещания касался подходов к аттестации за курс средней школы и поступлению в вузы. По этому поводу, как рассказал Президент, было проведено много социологических опросов среди всех участников процесса поступления (абитуриентов, родителей, педагогов) на предмет их видения того, как организовать обучение в средней и высшей школе.
"Скажу прямо, что я принял предложения Минобразования об изменении порядка поступления в вузы (мы это прошли в этом году) с тем с условием, что мы еще раз вернемся к этому вопросу. Когда комиссия по контролю за ходом вступительной кампании представит свое заключение, другие контролеры выскажутся, а также педагоги скажут о достоинствах и, может быть, имевших место недоработках. Я на это очень рассчитываю, поэтому пригласили такой широкий круг преподавателей и учителей", - заметил Александр Лукашенко.
"Хочу услышать принципиальную оценку новой системы поступления. Позволила ли она увидеть каждого абитуриента, обеспечить справедливое отношение к поступающим и создать равные условия и возможности для получения образования в высших учебных заведениях? - продолжил он. - Вопрос вопросов".
Александр Лукашенко также спросил, будут ли, помимо этих нововведений, еще какие-то предложения у специалистов и педагогов, чтобы улучшить существующий порядок.
"Здесь и сейчас мы должны определить механизм работы средней школы и вузов на перспективу и решить главную задачу - обеспечить нашей молодежи условия для профессионального становления и развития в своей стране. Подчеркну: наиболее талантливые, перспективные абитуриенты должны быть востребованы у нас, на Родине. Это мое железное правило", - заявил белорусский лидер.
В этой связи он упомянул о недавнем посещении Национального детского технопарка: "Я еще раз убедился: умных, любящих Беларусь ребят у нас действительно много. Надо просто их поддержать, показать перспективу самореализации и карьерного роста. Если говорить по-простому, направить на путь истинный". Если же происходит по-другому и кто-то из ребят сходит с этого пути, то ответственность лежит в значительной степени на тех взрослых, которые рядом, считает Президент. "Все косяки в этом плане - от нас, мы виноваты, не дети, - уверен он. - Или у кого-то из нас мозги не туда повернуты и его заносит на поворотах".
"Поэтому давайте начинать с себя. Но никаких кардинальных решений после нашей сегодняшней встречи быть не должно, - подчеркнул Александр Лукашенко. - Все социологические опросы показывают, что учителя, преподаватели, ученики устали от того, что мы постоянно революционным образом пытаемся усовершенствовать систему образования. Пора заканчивать с этим".
Глава государства отметил, что вопросы сферы образования должны находиться на контроле в том числе у губернаторов, ведь их зона ответственности далеко не только сельское хозяйство.
"Министерство образования определенную колею прокладывает: новый опыт и прочее. Но губернаторы как-то в тени, но это ваша сфера. И вам там виднее. Колея обозначена на уровне Министерства образования, Правительства - действуйте. Не министр должен ремонтировать вам школы, а вы это должны делать. Не министр должен возить детей. Принципиально принято решение, выделяем автобусы. Посмотрите, где эти автобусы используют", - поручил Александр Лукашенко.
При этом Президент подчеркнул: ко всем вопросам необходимо подходить по-хозяйски. Например, те же школьные автобусы должны использоваться только для школьных нужд, и тогда они прослужат долгие годы. "А у нас автобусы выходят из строя. Это так, на злобу. Вы разберитесь, губернаторы, как это все используется. А в Правительстве что? Принесли, скинули туда предложения, посмотрели: "А, ну еще дадим тысячу или полторы автобусов". Деньги нужно считать", - потребовал Глава государства.
Все еще есть проблемы и по организации питания в школах. Александр Лукашенко подчеркнул, что еда должна быть качественно приготовлена, но не надо отрываться от земли и открывать в школах рестораны. "Поэтому давайте разбираться и смотреть", - добавил Президент.
Министр образования Андрей Иванец на совещании доложил об устранении недостатков, выявленных при подготовке учреждений образования к новому учебному году, и совершенствовании формата вступительной кампании.
Глава государства обратил внимание на то, что мониторить ситуацию в сфере образования нужно обязательно с участием контролирующих органов. "То, что они должны быть с вами рядом на финишной прямой (подготовки образовательных учреждений к новому учебному году. - Прим.) и подсказать, что вот тут надо сделать, - это правильно, - сказал он. - Излишне бегать по школам и напрягать преподавателей, учителей и руководство вузов не нужно, толку от этого не будет. Но тогда будет железный спрос (с руководителей учреждений образования. - Прим.). Если не дай бог что случилось, тогда мы спросим с руководителей", - подчеркнул Александр Лукашенко.
Об основных проблемных вопросах в сфере образования на совещании доложили Председатель Комитета государственного контроля Василий Герасимов и Генеральный прокурор Андрей Швед.
Глава КГК, говоря о процессе подготовки школ к 1 сентября, обратил внимание на то, что раньше были паспорта готовности школ, которые подписывали разные ведомства, не только Минобразования. Однако потом от этой практики отказалось само Минобразования.
"В итоге получилось то, что мы имеем: документы просто подписываются, даже без выезда на место, - заметил он. - Поэтому КГК совместно с Генпрокуратурой внесли предложение о том, чтобы это был межведомственный акт, который имеет вполне определенный статус. Более того, должны быть определены критерии готовности школ".
Есть также предложение о том, чтобы упростить систему финансирования таких работ по аналогии с тем, как в свое время сделали в ЖКХ с организацией текущих и капитальных ремонтов. "В каждом районе есть свои строительные организации. Не надо по всей стране, условно, искать ипэшников для того, чтобы они покрасили две двери", - привел образный пример Василий Герасимов.
В числе вопросов, которые до сих пор не решены в части готовности школ, он назвал неудовлетворительное состояние стадионов (особенно в сельской местности), окон, крыш. Что касается организации питания, то бывают факты недовложения продуктов, нарушения технологий, неготовности пищеблоков.
"По вступительной кампании. Мы считаем, что тот опыт, который был по ЦТ (с чего мы начинали), и то, что сейчас - достаточно отлажен. Если бы не было случая с пересчетом баллов, то каких-либо особых нареканий со стороны населения мы бы не получили", - сказал Василий Герасимов. По его мнению, вступительную кампанию надо совершенствовать. В частности, можно отдельные гуманитарные науки перевести на устный экзамен. "Но полностью ломать опять систему, по нашему мнению, нецелесообразно", - подчеркнул он.
Генпрокурор в своем докладе также указал на наличие системных недостатков в образовательном процессе. Он считает, что нужно коренным образом поменять систему подписания сертификатов готовности школ и обозначить ответственность должностных лиц, которые их подписывают. Есть, по его словам, недостатки по планированию и финансированию текущих и капитальных ремонтов, организации системы питания. Что касается оценки качества учебников и учебных пособий, то Андрей Швед обратил внимание на попытки увильнуть от выполнения конкретной задачи по совершенствованию учебников вместо издания все новых и новых. "Должны быть четкие, доступные, всеми признанные учебники. Вместо этого Министерство образования почему-то уходит от критерия "учебники". Сейчас их всего 7, зато более 200 учебных пособий, - привел пример Генпрокурор. - Ощущение складывается, что люди зарабатывают на этом деньги, потому что создают так называемые учебные пособия, которые, с нашей точки зрения, мало адаптивны к средней школе".
От участников совещания Глава государства потребовал прежде всего докладывать о проблемных вопросах и недостатках в сфере образования. Президент интересовался мнением как курирующих отрасль должностных лиц, так и непосредственно самих руководителей и педагогов учреждений образования.
"Сегодня хотелось бы стабильности. Вот у нас определены виды контрольных работ, итоговая аттестация. Есть учебные пособия, которые надо отработать. Хотелось бы, чтобы учитель понимал: и завтра, и в следующем году, и через пять лет у него будет такой вид экзамена, такая форма выпускного экзамена", - отметила директор средней школы №73 Минска Ирина Родик.
По ее мнению, в школах также следует более серьезно относиться к вопросам профориентации, чтобы учащиеся осознанно подходили к выбору своей будущей профессии. "Те, кому не нужно идти в 10-й класс, пусть идут в среднее специальное учреждение. Там есть прекрасные профессии на любой вкус. Надо переломить мнение многих родителей, что обязательно должно быть высшее образование. Если ему нужно высшее образование, он сможет его потом продолжить", - сказала директор школы.
Министр образования Андрей Иванец в свою очередь обратил внимание, что сегодня в колледжи принимают без экзаменов, только по конкурсу аттестатов. "В этом году мы увидели, что конкурс в колледжи очень большой. В некоторые были даже очереди. Процент поступления ребят после 9 классов за последние два года увеличился с 35% почти до 50%", - привел он статистику.
Александр Лукашенко согласился, что лучшими специалистами становятся те, кто сперва получил среднее профильное образование, а затем отучился в вузе. "Удивительно классные специалисты! - сказал он. - Они уже понюхали, пощупали эту профессию, а потом пришли в вузы".
Что касается стабильности в работе педагогов, это будет обеспечено, подчеркнул Президент. "Я же вначале сказал: этот наш большой разговор должен быть последним в таком плане. Будем совершенствоваться, отдельные вопросы будем смотреть. Думаю, и губернаторы меня услышали, и Правительство. Все сегодня здесь, они слышат, что надо делать. А контроль - за нами. Все заинтересованы в том, чтобы было лучше", - заявил Глава государства.
"Хочу обратить внимание на подготовку преподавателей и учителей в наших вузах. Мы плохо готовим в вузах студентов. Были косяки и в те времена у нас, хотя жесткий был порядок, а сейчас же вольница. Преподаватели и ректоры забыли, что надо требовать от будущего специалиста определенного уровня и давать эти знания. И если качественный "продукт" будет выпущен из вуза, то нам и разговора здесь не будет, - сказал Глава государства. - А сегодня мы говорим: и учебник такой, и методические наработки, разработки, планы… Потому что недоучиваем мы учителя. Разного уровня подготовка (у педагогов. - Прим.). А готовить надо".
Глава государства при этом констатировал, что порой по востребованным направлениям действительно в вузы принимают на целевую подготовку без экзаменов, и изначальный уровень знаний у таких студентов не всегда может быть высоким. "Большинство целевиков мы хотим у вас (в вузах. - Прим.) подготовить и направить туда, куда надо. Они не проходят такое испытание (вступительное. - Прим.). Тут вы уже должны государству помочь - подготовить их как следует", - подчеркнул белорусский лидер.
Он отметил, что это касается не только подготовки в вузах будущих учителей, но и, например, специалистов в аграрной сфере, многие из которых так же обучаются по целевому набору.
Ирина Родик на совещании выступила на тему об организации работы по повышению качества школьного образования. По ее словам, качество обновленных школьных учебников и пособий отвечает требованиям, позволяет дифференцировать задания для учеников с разным уровнем знаний. "Как учитель русского языка и литературы могу сказать, что обновленные учебные пособия по этим предметам на сегодняшний день отвечают современным требованиям. Они красочные, хорошо иллюстрированные. Материал изложен для учащихся доступно. А содержание позволяет воспитывать у них морально-нравственные качества, любовь к родной земле. Можно сказать, что учебник сегодня - это настольная книга учителя, своего рода методическое пособие, где есть различные варианты заданий для любого уровня подготовки учащихся. Задача учителя - не количеством заданий удивлять ученика на уроке, а качественно, глубоко работать с учебным материалом, используя потенциал учебника", - сказала она.
Вместе с тем руководитель школы согласилась, что качество образования напрямую зависит от учителя. Линейка учебных пособий есть, и главное сейчас - стабильность и поменьше нововведений, чтобы у учителей была возможность отработать по этим учебникам с 5-го по 11-й классы.
Александр Лукашенко в этом плане отметил, что подготовленному учителю действительно особо не нужны никакие дополнительные пособия и все, что необходимо дополнительно, можно рассказать ученикам, основываясь на своих знаниях и опыте. Глава государства знает об этом и из личного опыта - сам в прошлом вел школьные уроки. Тем более сейчас в интернете можно найти массу дополнительных материалов.
Кстати, именно от людей, обладающих обширными историческими знаниями, в свое время поступило предложение об установлении в Беларуси нового праздника - Дня народного единства. "Я тут долго колебался. И так смотрел, и эдак. И смотрите, какой эффект дало это. И это же правда. Только не надо замалчивать уже, на злобу говоря, и другой факт: почему та страна, где мы были, взяла, половину отрезала и отдала полякам. Ну как бы мы сегодня ни приукрашивали, что время такое было, надо было как-то, слабая страна была и прочее, но если большевики совершили революцию, так вы отвечайте за страну", - заметил Александр Лукашенко.
"Все из знаний должно приходить. И учитель, преподаватель из своих опыта и знаний должен туда приносить. А мы все ищем букварь, где будет прописано, как мы, (учителя. - Прим.), себя должны вести", - добавил белорусский лидер.
Президент также особо подчеркнул важность наличия качественных и интересных учебников: "Для меня учебник - это все. Знаете, что самое страшное, - учебник пугает ученика. Вот этого быть не должно. Он боится к какому-то учебнику притронуться. А учебник должен притягивать ученика к себе, этот учебник приятно держать в руках. И я говорил, что не надо на это жалеть денег. Надо издать хороший учебник, написанный хорошим шрифтом, иллюстрированный. И главное - знания. Если даже там кратко написано - учитель разъяснит, что это такое. Учебник уже будет для ученика конспектом".
Ирина Родик рассказала о том, как в учреждении стараются создать все условия, чтобы молодые специалисты закреплялись на местах и оставались в профессии.
"Здесь важны все формы поддержки - методическая, психологическая, материальная, моральная. На мой взгляд, сегодня нам не хватает живого образа педагога-труженика. Хотелось бы, чтобы родители наших учащихся видели и понимали жизнь учителя с его ежедневными заботами, который каждый день добросовестно и с любовью делает свою работу", - сказала она.
Директор предположила, что создать понятный, близкий каждому образ педагога поможет социальная реклама, проморолики и, возможно, отечественный фильм, популяризирующий профессию педагога.
"Ну так делайте фильм. Ко Дню народного единства выпустили фильм ("На другом берегу". - Прим.). Я его тоже посмотрел. Ну, не идеальный. Выше среднего. Но фильм. Он уже о чем-то рассказывает", - заметил Глава государства.
Возвращаясь к теме фильма об учителях, Президент сказал: "Мы дадим вам деньги на это, но это должны сделать учителя. Киношники будут снимать, но вы должны им сказать: вот так вот. И не приукрашивая. Объективно надо показывать. Ибо фильм смотреть не будут. Вы правы. Не только учителя. Надо показывать больше с положительной стороны и другие категории наших работников".
Александр Лукашенко в негативном плане отметил, что многие современные фильмы, в том числе зарубежные киноленты, которые идут в Беларуси, часто в основном про "убить, зарезать, изнасиловать".
Начальник отдела образования Жлобинского райисполкома Александр Соловьев на совещании рассказал об итогах аттестации учащихся за курс средней школы. Выпускники 2023 года впервые сдавали централизованные экзамены. "Сегодня я как руководитель могу с уверенностью сказать, что ЦЭ себя оправдал, поддержан и должен использоваться в дальнейшем. Аргументы для нас очевидны. Унифицированная форма проведения выпускных и вступительных экзаменов, что нацеливает и учителей, и учащихся на совместную подготовку. Уменьшена нагрузка на учащихся. Немаловажным является и то, что выпускники более мотивированно подходят к выбору будущей профессии, а не набирают перечень сертификатов, которые по своим баллам подходят для поступления в какой-нибудь вуз", - сказал он.
В целом районный чиновник заверил, что экзамены прошли слаженно. Сами тесты, по его словам, сегодня уже предполагают наличие большого количества заданий, где нужно найти конкретное решение, а не просто угадать ответ. Такой подход показал выпускникам, что только серьезная подготовка по учебному предмету позволит получить результат.
"Отмечу, что в текущем году вопросов пятого уровня сложности в тестах не было. Однако школьной программой такие задания предусмотрены. Детям они знакомы. Поэтому полагаем возможным включение в тест заданий пятого уровня сложности", - сказал Александр Соловьев.
Александр Лукашенко задал выступающему прямой вопрос "Вы считаете, что эта система - 2 ЦЭ плюс одно ЦТ - это то, что нам сегодня нужно, и этим путем нужно идти?"
Начальник отдела образования ответил, что некоторое волнение было, когда эта система была предложена. Но все волнения и страхи отпали на этапе, когда провели репетиционный централизованный экзамен. Нынешний подход гарантирует для ребят равные возможности и независимую проверку уровня знаний. В том числе по итогам ЦЭ подтвердили свои отметки и пять десятков медалистов района. "Я увидел, что мои педагоги ставят им отметки заслуженно, и они их подтверждают, что меня очень обрадовало. Эта система позволила мне как управленцу получать обратную связь и анализировать результаты работы своих подчиненных. Поэтому система работает, она действительно показала, что она эффективна", - подчеркнул Александр Соловьев.
Еще один участник совещания - ректор Брестского государственного технического университета - Сергей Касперович внес предложения по совершенствованию правил приема в вузы.
По его словам, нынешняя новая модель приемной кампании работает хорошо. Например, брестский вуз выполнил все ключевые показатели приема. Конкурс на бюджет составил около 2-х человек на место: "Мы набрали медалистов, победителей олимпиад, целевиков. Действительно результат налицо. Мы действительно расширили окно возможностей для наших абитуриентов, одаренной подготовленной молодежи и одновременно для организаций-заказчиков кадров".
Тем не менее Сергей Касперович не смог однозначно сказать, что все задачи решены, но очевиден факт, что справедливость отбора, равные права и возможности для абитуриентов обеспечены в полной мере.
Одно из предложений ректора касалось более активного использования в перспективе такой формы вступительного испытания, как внутренний экзамен в вузах. Такие экзамены уже проводятся при приеме на некоторые специальности, и Сергей Касперович предположил, что постепенно можно будет перейти к единой модели и вместо ЦТ проводить один комплексный экзамен. "Надо прийти в вуз и показать себя, свои знания, а не только документы и бумажки, - считает руководитель вуза. - Это будет касаться тех, кто не пройдет по масштабированным траекториям для одаренных, подготовленных, мотивированных. Мы же будем наращивать целевую подготовку, видим интерес у заказчиков кадров. Целевая подготовка - это уже внутренний экзамен".
Свое мнение в связи с предложенным высказал ректор БГУИР и председатель совета ректоров Вадим Богуш. Он подчеркнул, что правила приема, поддержанные в прошлом году, достойно показали себя на практике, они обеспечивают необходимый баланс между регионами, гарантируют открытую, прозрачную и справедливую систему отбора. "На наш взгляд, эта система является оптимальной. И те правила, которые были поддержаны, не надо было бы трогать в течение 4-5 лет. В этом плане я поддержу позицию Госконтроля, что переходить на массовое вступительное испытание в вузах - достаточно рисковый шаг. И предлагаю развивать действующую модель немножко в другом направлении. Мы должны идти по пути внутренних испытаний по тем специальностям, профессиям, по которым это необходимо. У нас этот опыт есть сейчас. Например, журналистика, филология", - сказал он.
Александр Лукашенко резюмировал, что не видит особых противоречий в мнениях обоих ректоров. Просто первый заглянул вперед на перспективу, а второй считает, что сейчас этого делать не надо. Президент отметил, что тем не менее при необходимости систему приема в будущем будут совершенствовать и сам он является сторонником принципа, предложенного брестским ректором. "Но я не продавливаю этот вариант, который мне нравится, в связи с тем, что вам всем (другим ректорам и ответственным за образование чиновникам. - Прим.) нравится другое. Вы ближе к этому - ради бога. И вижу, что просто дополнительный будет шаг, возможно, к той модели, о которой вы сказали", - сказал Глава государства.
Он выступает за то, чтобы вузы все-таки несли ответственность за качество подготовки специалистов, и здесь важно увидеть человека уже на этапе набора. "А как набрать, если человека не видишь? Но вы считаете, что два ЦЭ плюс ЦТ на сегодня (надо оставить. - Прим.), и этим путем в будущем году и, может быть, еще два-три года надо идти. Я тут тоже особого противоречия не вижу", - заявил Президент.
В Беларуси предложили зачислять медалистов в региональные вузы без экзаменов. С соответствующим предложением выступил Сергей Касперович.
"Мы ввели централизованный экзамен. Он сработал. Полагаю, что мы даже где-то можем говорить о повышении объективности оценки знаний в школе. Медалисты тоже объективны, они заслуженные, проверенные. Поэтому есть предложение с учетом необходимости решения кадровой потребности в регионах в первую очередь предоставить право медалистам поступать без вступительных испытаний на все специальности, но только в региональные вузы", - сказал ректор.
Он также считает необходимым и далее развивать практику целевой подготовки специалистов в вузах. При этом ввести для таких абитуриентов нижний порог среднего балла документа об образовании. "Здесь речь может идти как об отдельных группах специальностей (медицинских, педагогических), так и о более широком круге специальностей. Для того чтобы мы могли уменьшить субъективность с точки зрения заказчиков и иных факторов. Да, на востребованные экономикой специальности, которые не всегда хорошо востребованы абитуриентами, возможно, этот порог вводить не нужно", - отметил Сергей Касперович.
"То есть если хочешь стать целевиком, ты должен достать аттестат и показать…", - уточнил Александр Лукашенко.
"Семь баллов, например, и выше", - продолжил мысль ректор брестского вуза.
Предложение поддержал Министр образования Андрей Иванец: "Абсолютно хорошее предложение, мы его поддерживаем и говорим: 7 баллов аттестата есть - пожалуйста, участвуй в конкурсе. Тогда вопрос конкурса по специальности в принципе отпадет сам собой. Конечно, это не касается специальностей, востребованных экономикой. Это сельскохозяйственные и ряд других. Там, где желающих меньше и каждый специалист на вес золота. Там уже вуз, ректор должны отвечать за подготовку кадров из абитуриентов, которые пришли".
Сергей Касперович озвучил еще ряд предложений. В том числе о продолжении практики проведения университетских олимпиад, но только в региональных вузах. "Не нужно это столичным вузам. И проводить заключительный этап в единый день по соответствующим учебным предметам во всех региональных вузах", - предложил он.
Также ректор поддержал предложение министра о том, чтобы предоставить право выпускникам профильных инженерных классов поступать на специальности инженерно-технологического профиля без вступительных испытаний при должном уровне успеваемости в школе. Такая практика уже есть в отношении учащихся педагогических, аграрных, военно-патриотических классов.
На совещании у Президент обсудили изменения в системе отработки по распределению после вузов.
"Вы не сказали о главном. О том, что волнует сегодня государство, - отреагировал Президент на доклад Министра образования. - Меня информируют о том, что самые-самые продвинутые, классные специалисты из страны уезжают. Более того, какая-то у нас система: закончил вуз, не отработал и ушел. Мы же обучаем и готовим в ссузах, вузах специалистов для себя".
Андрей Иванец отметил, что все студенты-бюджетники после окончания вуза обязаны отработать установленные сроки распределения. "Министерство образования контролирует эту работу. Есть единичные случаи, когда выпускники возмещают затраченные государством средства на их подготовку", - сказал он.
При этом министр подчеркнул и внес предложение: "Сегодня и бюджетник, и платник, по нашему мнению, должен отрабатывать".
"Как вы считаете, студент закончил вуз - где и как, сколько он должен отрабатывать? А если уезжает, сколько он платит?" - спросил Александр Лукашенко.
Как доложил министр, отработка для дневной формы обучения на бюджете сегодня - два года после окончания университета. Для целевиков - не менее пяти лет, договор может предусматривать и более высокий срок. Что касается стоимости обучения, то для государства оно обходится в немалую сумму. Например, при отказе от распределения выпускник БГУ компенсирует затраченную на его подготовку сумму, а это около Br40-45 тыс., рассказал Андрей Иванец.
Александр Лукашенко считает, что проблему необходимо решать кардинальным образом, в том числе подумать над увеличением срока отработки: "Что такое два года - это, считайте, мы его обучали в вузе и еще через наставничество, через приобретаемый опыт два года обучаем на работе. В школе, допустим, если это учитель".
Президент отметил, что в этом плане нужны запретительные меры, даже если такой шаг будет непопулярным. "Хотя бы полузапретительные: допустим, 5 лет. Правильно, целевик - не менее 5 лет. А может быть, еще и ориентировать где-то аккуратно до 7 лет. В противном случае - не ходи в целевики", - сказал он.
Еще один аспект - стоимость платного обучения в Беларуси, особенно в сравнении с западными странами. Даже при в среднем меньшей стоимости государство и сейчас фактически дотирует подготовку платников. "Сегодня платник возмещает не более чем 50-70% от стоимости своего обучения. Фактически в республике нет платного высшего образования - это полуплатное образование, которое субсидирует либо университет, либо государство. Мы эту проблему видим, ее нам необходимо решать. К этому уже приступили", - сказал Андрей Иванец.
Подводя итоги совещания, Президент еще раз вернулся к этой теме. "По отработке мы определились. Сроки (уже сейчас надо население аккуратно информировать об этом) мы увеличиваем. Мы готовим для себя специалистов. Мы подготовили, даем тебе первое рабочее место - иди и работай. Вот туда нужно, мы тебя туда направляем. Я тоже проходил через распределение, да и многие здесь сидящие, и ничего", - отметил Александр Лукашенко.
Роман Головченко заметил, что во время совещания выступающие много говорили о том, как отбирать абитуриентов, вычленять после школ лучших выпускников. "Но вопрос: а мы туда отбираем лучших или нет? У нас идет хронический перекос: лучшие абитуриенты идут не туда, куда нужно экономике", - обратил он внимание.
Он привел в пример данные по Брестскому государственному техническому университету. Самый высокий проходной балл здесь на специальность "электронная экономика", а самый низкий - "строительство зданий и сооружений" и "мелиорация и водное хозяйство".
"Там между двоечниками и троечниками, говоря по-старому. Это уму непостижимо. И похожая ситуация во всех других вузах, особенно технического профиля", - сказал Премьер-министр.
Так, самый высокий балл в БНТУ на "маркетинг" и "бизнес-администрирование". А чтобы поступить на специальность "оборудование вакуумной и компрессной техники" достаточно быть двоечником, даже не троечником.
"Я бы еще понимали, если бы эти маркетологи и менеджеры, которые лидируют в этих позициях, давали нам прибавку и на предприятиях не было проблем со сбытом продукции или написанием бизнес-планов по модернизации производств. Правительству приходится нанимать внешних консультантов, чтобы править то, что пишут экономисты на промышленных предприятиях, - отметил Роман Головченко. - Мне кажется, это ключевая задача, над которой системе высшего образования надо работать. Самые талантливые абитуриенты у нас отбираются туда, где они нужны стране меньше всего. И это то, над чем весь ректорский корпус и Министерство образования должны работать".
Ректор Брестского государственного технического университета Сергей Касперович пояснил, почему получаются такие перекосы. По его словам, та же специальность "электронная экономика" востребована не только абитуриентами - лучшие предприятия с руками и ногами забирают этих выпускников. Они работают с системами бизнес-интеллекта и больших данных. На бюджет по этой специальности набирают всего трех человек, поэтому и баллы здесь выше.
Проблему с не самыми популярными у абитуриентов специальностями не решить без заказчиков кадров, сказал Сергей Касперович. Сам вуз работает над этим. Например, в области создано более 20 инженерных классов и групп. С их помощью школьников стараются привлекать в инженерные профессии.
"Я понимаю и поддерживаю вопрос Премьер-министра. Нам где-то надо "шлифануться" здесь. Ректоры сами по себе не все могут решить. Но здесь надо отладить систему. Правильное замечание, но скорее в наш с вами адрес, нежели ректоров", - заявил Президент.
Вместе с тем Глава государства подчеркнул: никто ректоров вузов не будет загонять в жесткие рамки. Если они видят, что выпускники той или иной специальности востребованы на рынке, значит, ее надо развивать. "С другой стороны, если какому-то предприятию надо это, вы набирайте сколько хотите, только пусть они заплатят за это. Требуйте оплату. Тут мы вас всегда поддержим", - заявил Александр Лукашенко.
"Думаю, что Правительство сегодня в лице Премьер-министра и вице-премьера услышало те вопросы, которые нужно решать, - сказал Глава государства. - Мы выработали ответы на основные вопросы, в том числе и по стабильности всего образовательного процесса, чтобы мы не шарахались каждый год из стороны в сторону".
"Что касается итогов аттестации за среднюю школу и поступления в вузы. Два ЦЭ плюс один в виде ЦТ - мы пока на этом останавливаемся и доводим людям, чтобы они знали, что на перспективу мы будем идти этим путем. Для людей это важно", - подчеркнул Александр Лукашенко.
Вместе с тем Президент не исключил в будущем каких-либо дополнительных экспериментов внутри той системы поступления, которая сейчас определена. Например, по проведению предварительного собеседования или внутреннего экзамена в отдельных вузах.
"Лишь бы это было на пользу, - обозначил главное требование Александр Лукашенко. - Смотрите, чтобы не было противоречий между экзаменами и собеседованием. Если человек пришел, сдал отлично все экзамены, а вы его зарезали на собеседовании… Тут надо подходить очень аккуратно, осторожно".
Глава государства потребовал не мешать работать Министру образования, а губернаторам - в большей степени брать на себя решение практических вопросов.
"В Министерстве образования нужно закончить всякие там шарахания. Это очень важно. Есть министр, руководство. Мы определили эту, как я говорю, колею. Не мешайте работать министру и Министерству образования, - подчеркнул Глава государства. - Они разумные люди и знают, как решать те или иные вопросы согласно закону, законодательству и Конституции. Пусть работают".
При этом Президент предупредил работников Минобразования: если кого-то не устраивает министр или руководство, тогда надо искать другую работу. "Вы понимаете мои намеки и знаете, о чем идет речь", - сказал он.
"Если мы ему (Андрею Иванцу, Министру образования. - Прим.) не дадим возможности работать… Любого министра, кого туда ни назначь, он не сможет работать, потому что каждый лезет в Министерство образования и пытается помочь, подсказать или по-своему что-то сделать", - добавил Александр Лукашенко.
"Сегодня мы закончили разговор по задачам, которые стоят перед образованием. Двигаемся, - подчеркнул Президент. - Это касается меньше всего Министра образования, больше - губернаторов: услышали, как надо действовать, - действуйте. Без губернаторов ни в здравоохранении, ни в образовании мы вопросы не решим".
В сфере ответственности руководителей регионов должны быть прежде всего вопросы практического характера. "Министр и Правительство должны видеть сверху, как они там (на местах. - Прим.) шевелятся, - сказал Глава государства. - Конкретные вопросы школы: автобусы, питание и прочее - это вопросы губернаторов и председателей райисполкомов. Займитесь этим".
Глава государства поручил ответственным лицам серьезно вникнуть в вопрос того, как организован процесс питания школьников, работы пищеблоков, закупки продуктов и оборудования, и разобраться со сложившейся ситуацией, которая вызывает много нареканий. На эти цели в настоящее время уходит достаточно много средств из бюджета, однако в отдельных случаях не все они используются рационально. "Разберитесь, как нам с этим питанием (школьников. - Прим.) поступать. Мы там сэкономим колоссальнейшие деньги (и в мусорку не будем выбрасывать питание). Не жалко для детей. Мы детей можем накормить нашими продуктами, у нас их хватает. Но половина всего уходит не на детей, - подчеркнул Президент. - Серьезно возьмитесь за эту проблему".
При этом Александр Лукашенко потребовал, чтобы прекратились всяческие эксперименты в этой сфере. "У вас же практика: давайте попробуем, проведем эксперимент. Пять лет проводим в 5% или 10% школ, а потом… Какой эксперимент, если мы понимаем, как накормить ребенка?!" - задал риторический вопрос Глава государства.
Речь, в частности, шла и о закупках оборудования в рамках проведения подобных экспериментов. Некоторые заведения, например, подавали заявки на приобретение пароконвектоматов. Президент в данном случае потребовал действовать без излишеств: "Прекратите эти закупки… Как будто у вас дома по-другому готовится (пища. - Прим.)… Нет, надо в школу прийти, черт знает что закупить, затратить огромные деньги!" Кроме того, многие при закупке забывают про траты на дальнейшее обслуживание техники, замену запчастей и так далее. "Разберитесь, вникните по существу, - подчеркнул Александр Лукашенко. - Займитесь этим вопросом. Мы слишком "разбэшчана" себя ведем с бюджетными деньгами".
В продолжение разговора была затронута тема существования значительного числа дополнительных обслуживающих организаций в сферах образования, здравоохранения и других. Президент заметил, что туда зачастую уходят работать выпускники профильных вузов, потому что там "легче, чем у учительского станка стоять и готовиться к занятиям". "Вот они там и оседают, и все хорошо. Заканчивать надо это", - сказал Президент.
Особое внимание Глава государства обратил на недопустимое поведение отдельных руководителей учебных учреждений: "Не создавайте в школах рестораны. Мне даже стыдно о некоторых вопросах говорить. Типа носят-выносят, воровство… Директор сидит, его уже там все обслуживают! Встает вопрос: за чей счет?" Президент поручил КГК и прокуратуре на местах обратить на это серьезное внимание. "Это же обсуждают родители, а значит, и в семье. И что вы хотите от ученика? Каким он будет нравственно ориентированным, умным и образованным человеком, если директор, руководство отдельных школ воруют и пьянки организовывают в школе?! Это мерзко, это нехорошо", - обратил внимание Александр Лукашенко.
Во время совещания Глава государства высказался и о сборе средств с родителей на нужды класса или школы. Президент не видит в этом никаких проблем, если этот процесс организован правильно и по-человечески.
"Ничего страшного. У нас бесплатное образование. Только директорам надо разумно это делать. Может, полтора человека откажутся, денег не дадут на ремонт или на что-то. И не надо. Отказался так отказался, обойдемся. Но от этой практики отходить не надо. Но не так: "Ты неси столько денег! Мы тут на совете каком-то решили". Не надо так поступать. Мы деньги на школы найдем. Но если родитель будет участвовать в этом какой-то своей копейкой, страха я в этом абсолютно не вижу. У нас люди уже не бедные", - отметил Александр Лукашенко.
Коснулся Глава государства и шестого школьного дня - субботы. Он подчеркнул, что в этот день необходимо уделять внимание прежде всего здоровью ребят, а не урокам и факультативам. "Суббота должна быть разгружена, - потребовал Президент. - Как без спортивных занятий? Возьмите за руку родителей и детей, отведите на спортивную площадку".
Президент поручил Министерству образования доработать школьные учебники. Глава государства убежден, что для создания качественного учебника на первом месте стоит вовсе не вопрос финансирования, а прежде всего - грамотного подбора авторского коллектива. "Я не совсем воспринимаю, когда говорят: вот, надо деньги на это. Вот если бы вы попросили Игоря Марзалюка (депутата Палаты представителей, члена-корреспондента НАН. - Прим.): "Собери ребят и пройдись по учебникам истории". Марзалюк вам бы это сделал за один месяц, и людей подобрал, и сказал, что здесь и здесь надо шлифануть. Заключение получили бы наших людей, патриотичных, грамотных, умных, понимающих политику, и они бы вам шлифанули эти учебники. И мы бы сделали настоящий учебник, икону. Берешь - и приятно в руки взять", - привел пример построения работы Александр Лукашенко.
Однако пока, по мнению Президента, качество некоторых учебников оставляет желать лучшего, в отдельных случаях "надо увеличительные стекла на лоб повесить для того, чтобы увидеть, что там написано". "Разве это учебник? Не надо на учебники жалеть деньги", - ориентировал он, подчеркнув, что издания должны быть красивыми, на хорошей бумаге, тем более что печатаются они не на один год. "Вы лучше знаете, что делать с учебниками. Сделайте нормальный учебник. Не надо бюрократизировать эту работу, не надо оттягивать и эксперименты проводить. Возьмите все учебники, которые мы с вами прошли, начиная с советских времен, и сделайте хороший учебник", - сказал белорусский лидер.
Важно, чтобы к данной работе были привлечены учителя, которые работают со школьниками, а не академики, убежден Президент. "Они (академики. - Прим.) на своем уровне, в "космосе" по знаниям, опыту и прочему. Они оторвались от учеников и думают, что и ученики уже такие. Нет. Поэтому я всегда заземляю на учителей", - пояснил свою мысль Александр Лукашенко.
В первую очередь необходимость доработки актуальна для учебников по гуманитарным дисциплинам. "Что нового по физике, математике придумаете? Только наломаете дров и нахомутаете столько проблем, что ни родители, ни дети, ни даже учителя часто не понимают, что в этом учебнике", - сказал Президент.
В свою очередь Игорь Марзалюк, присутствовавший на совещании, отметил, что работа по учебникам ведется, в том числе с его личным участием: "Учебники правим, в том числе в соответствии с требованиями последних лет. Эта работа ведется".
Подытожив сказанное по теме, Глава государства подчеркнул: "Мы по учебникам договорились: сделайте нормальный учебник и принесите, покажите мне его".
Завершая совещание, Александр Лукашенко напомнил, что в Беларуси скоро пройдет электоральная кампания. Большой вклад в организацию выборов всегда вносит педагогический состав, в этой связи Глава государства предупредил, что оппоненты власти будут пытаться оказать давление.
"На нас началось уже идеологическое и информационное давление. Недавно появилась информация: "Лукашенко построил себе новую резиденцию, там, наверное, будет ВНС". Я думаю: где построил, кто построил? Без меня это не могли построить. Оказывается, большую чиновничью больницу отдали Кухареву (в ведение городских властей Минска. - Прим.) - построили маленькую за городом - и там было старое отделение реабилитации. Его Управление делами отремонтировало. Сделали реабилитацию на первом этаже. На верхнем этаже поручил все благотворительные фонды, которые мы закрыли (собачек лечили, кошек и так далее), собрать под одной крышей", - рассказал Президент.
Александр Лукашенко подчеркнул: "Мне хватает мест, где работать. Здесь я работаю (во Дворце Независимости. - Прим.) и за городом - один к одному кабинеты. Больше ничего не надо".
Глава государства отметил, что подобные информационные вбросы нужны лишь для того, чтобы очернить власть.
"Идет накат, и выбирают центральных людей, на кого надавить и по кому ударить. Главное - "подмочить" власть. Поэтому имейте в виду. Мы должны это доносить до людей и им разъяснять. Я хорошо об этом информирован: на каждого, кто так или иначе патриот, уже готовится информационная атака. Поэтому нам еще и этому надо будет противостоять", - сказал Александр Лукашенко.
При этом Президент пояснил, что этими атаками занимаются не только спрятавшиеся за плинтусом противники власти и не только беглые. За всем этим стоят другие силы, но делают они это не своими руками.
"Это просто для сведения вам, чтобы вы понимали, что нас в покое не оставят. Мы должны быть идеологически крепкими. Надо работать, не оглядываясь, и делать конкретные дела, то, что волнует людей", - призвал Глава государства.
Источник: https://president.gov.by/ru/events/soveshchanie-po-voprosam-sovershenstvovaniya-obrazovatelnoy-sfery
Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.