Государственный комитет судебных экспертиз в нашей стране функционирует с 2013 года. До этого времени экспертные подразделения существовали в различных ведомствах и в своем большинстве дублировали друг друга. При создании ГКСЭ все государственные экспертные учреждения были объединены в одно ведомство. В крупных населенных пунктах созданы районные и межрайонные отделы, где работают специалисты различных профилей.
В состав Волковысского межрайонного отдела входят сектор медицинских судебных экспертиз и экспертно-криминалистический отдел, который объединяет экспертно-криминалистические секторы по Берестовицкому, Зельвенскому и Свислочскому районам и сектор криминалистических экспертиз по Волковысскому району.
— Оказание помощи правоохранительным органам при осмотре места происшествия, проведении следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий остается главным направлением деятельности экспертов, — рассказывает заместитель начальника Волковысского межрайотдела Валентин Бебех. — 80% экспертиз проводятся по тем объектам, которые изымаются на местах происшествий. Также мы проводим экспертизы по постановлениям других правоохранительных органов и суда.
Криминалисты Волковысского межрайотдела проводят семь видов экспертиз, в том числе дактилоскопическую и трасологическую, которые чаще всего требуются при расследовании преступлений, установлении подозреваемых и даже при гражданских спорах. Нередко приходится проводить баллистические экспертизы — исследования оружия, его составных частей и боеприпасов.
— Практически все виды экспертиз сотрудники нашего отдела проводят на платной основе для граждан. Это значит, что любой желающий может обратиться к нам со своим вопросом и получить на него компетентный ответ, подтвержденный официальным заключением специалиста. Например, чья подпись стоит на документе, подвергался ли изменению идентификационный номер кузова автомобиля, является ли найденный предмет оружием и т. п. Чаще всего граждане обращаются к нам за проведением экспертизы идентификационных маркировок транспортных средств, это бывает необходимо при постановке машины на учет или, наоборот, снятии.
В последнее время все более востребована портретная экспертиза, которая позволяет идентифицировать человека по фото или видео. Благодаря распространению систем видеонаблюдения с помощью специальных технических средств можно быстро установить и изобличить злоумышленников. И не только. Например, несколько лет назад к экспертам обратились граждане России, которые обнаружили в одном из музеев Гродненской области фотографию погибшего бойца Красной Армии. Мужчина на снимке, по их мнению, был похож на их пропавшего без вести родственника. Его довоенное фото сохранилось в семейном альбоме. Родные просили провести экспертизу и выяснить, один ли человек изображен на снимках. Проведя исследования, сотрудники Государственного комитета судебных экспертиз установили, что с большой долей вероятности на фото — один и тот же человек.
Выводы эксперта часто становятся той самой «точкой над i», которая решает исход всего дела. Но так ли однозначны результаты исследований?
— Это зависит от вида экспертизы, а также качества исследуемых образцов и материалов, — объясняет Валентин Францевич. — Например, генетическая экспертиза позволяет сделать вывод с вероятностью 99,9%. А дактилоскопическая —100%. Сегодня научно доказано, что папиллярные узоры не повторяются даже у близнецов. Отпечаток пальца может рассказать о том, принадлежит он мужчине или женщине, и даже о конституции тела человека.
Получается, всего лишь по одному оставленному отпечатку специалисты могут сказать об общих приметах причастного лица: худой мужчина, или, например, полная женщина — а это уже немало.
Первый помощник эксперта — автоматическая дактилоскопическая система АДИС-2000, в базе данных которой хранятся отпечатки пальцев всех, кто когда-либо проходил дактилоскопию. Если на месте преступления были изъяты «пальчики» — считай, половина дела уже сделана. Остальное — дело техники. За считанные минуты АДИС найдет совпадение и возможного подозреваемого. В 2017 году сотрудниками Волковысского межрайотдела с помощью этой системы были установлены более 100 совпадений по следам рук — то есть в 100 случаях причастные лица были выявлены именно благодаря экспертам. Случалось, АДИС «находила» преступника даже спустя длительное время после совершения преступления. Например, несколько месяцев оставалась нераскрытой кража с проникновением в дом на улице Советской в Волковыске. На месте преступления были изъяты следы рук, однако проверка по базе данных результата не дала. А спустя время АДИС выдала совпадение. Оказалось, житель Волковыска по закону об обязательной дактилоскопической регистрации прошел дактилоскопирование, и его отпечатки совпали с изъятыми на месте преступления. Визит сотрудников милиции был большим сюрпризом для подозреваемого, который уже решил, что останется безнаказанным. Он сознался в совершенной краже.
Таких примеров, когда исследования, проведенные экспертами, помогли изобличить подозреваемого, найдется немало. Многие жители области помнят кражу из Сынковичской церкви. Циничное преступление, совершенное в святом месте, произвело большой общественный резонанс. На месте преступления работали эксперты Волковысского межрайотдела. На инструменте, который оставили злоумышленники, были обнаружены биологические образцы, из которых удалось выделить ДНК. В ходе проверки по базе данных эксперты установили, что образец принадлежит ранее судимому гражданину России, который проживал в нашей стране по виду на жительство. Через несколько месяцев его задержали на территории РФ.
На помощь экспертам приходят не только технические средства, но и братья наши меньшие. Именно служебные собаки проводят одорологическую экспертизу — экспертизу запаховых следов. Несколько лет назад в Волковыске была совершена серия краж из жилых домов. В одном из жилищ была обнаружена шапка, предположительно принадлежащая преступнику. Через некоторое время в другом районе с поличным была задержана преступная группа, промышлявшая такими же кражами. Причастность этой группы к кражам в Волковыске была установлена с помощью одорологической экспертизы, которую провели в Минске.
В переводе с латинского «эксперт» — значит «опытный». В подразделениях комитета судебных экспертиз работают только лучшие специалисты, имеющие высшее юридическое образование или образование в сфере химии, фармацевтики, радиоэлектроники, информатики, организации транспортного движения или конструирования техники или другое, в зависимости от специализации эксперта. Кадры — самый главный и ценный актив ГКСЭ. Многие из сотрудников Волковысского межрайотдела являются универсальными специалистами и могут провести любые исследования. В коллективе есть и представительницы прекрасного пола, которые несут службу наравне с мужчинами.
Кадрового голода Волковысский межрайотдел не испытывает. А перспективы для развития есть. В последнее время среди населения востребованы услуги экспертов-компьютеротехников. Владельцам компьютеров и различных гаджетов нередко требуется помощь в восстановлении утраченных данных на винчестерах или флеш-накопителях. Исследования в области компьютерной техники нередко требуются и при расследовании преступлений. Так что, возможно, очень скоро такой специалист появится и в Волковысском межрайотделе. Кроме того, планируется также возобновление проведения автотехнических экспертиз, которые в Волковыске временно не проводятся, и введение еще одной штатной единицы эксперта-химика.
В прощлом году белорусские судебные эксперты анонсировали внедрение в практику новой методики, которая позволит устанавливать пол и возраст человека по почерку и подписи. Ее разработкой занимаются в Научно-практическом центре Государственного комитета судебных экспертиз. Массово такие исследования начнут проводить уже в ближайшее время. В целом за пять лет работы ГКСЭ внедрил в практику более 10 новых видов и подвидов экспертиз. А это значит, что у специалистов появилось еще несколько новых способов сделать тайное — явным.
Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.