Кредиты, наследство и пылесосы. Обман или агрессивный маркетинг? - Новости Волковыска и района, газета "Наш час"

Электронная подписка на газету Наш час

Понедельник, 10 Декабря 2018 10:15

Кредиты, наследство и пылесосы. Обман или агрессивный маркетинг?

За 11 месяцев этого года в районе зарегистрировано 25 случаев мошенничества.

Мошенничество — особенно популярный вид преступления. Его суть заключается в том, что жертва сама передает свое имущество злоумышленнику, как говорил Остап Бендер, «на блюдечке с голубой каемочкой». Мошенники бывают очень убедительны, играя на доверии, хорошем отношении и различных чувствах потенциальной жертвы. Причем нередко ею становятся близкие люди, родственники и друзья — те, чьи «слабости» злоумышленникам хорошо известны.

Как показал анализ зарегистрированных уголовных дел, наиболее распространенным в нашем районе видом мошенничества является получение кредита на чужое имя. Злоумышленники убеждают знакомых или родственников взять кредит на покупку дорогостоящего товара, обещая своевременно вносить платежи, а получив покупку в руки, «забывают» про обещание. Нередки случаи завладения денежными средствами в качестве задатка под предлогом выполнения работ, оказания услуг и продажи товаров. В последнее время все большую распространенность получает обман в сети Интернет. Только за месяц возбуждено 4 уголовных дела по аналогичным фактам: взломав чужой аккаунт в соцсетях, мошенники от имени владельца рассылали сообщения с просьбой перевести некоторую сумму на указанный счет или переслать реквизиты банковской карточки, а затем снимали с карт-счета деньги.

Наследство с подвохом

Фантазия охотников до чужих денег не знает границ. Они постоянно изобретают новые способы обмана: штраф от имени МВД, крупный выигрыш для миллионного посетителя сайта, жених из Америки и наследство от неизвестного родственника. Недавно жительница Волковыска обратилась в милицию с заявлением о том, что на ее электронный адрес пришло письмо о наследстве из Испании. Послание было заверено печатью мадридской нотариальной конторы, в нем сообщалось, что волковычанка стала наследницей богатого сеньора. Адвокату, который является исполнителем воли покойного, стоило огромных усилий найти наследницу. Поскольку поиски заняли долгое время, срок вступления в наследство подходит к концу, и если не успеть оформить необходимые документы, то оно, скорее всего, перейдет к государству. Дальше «юрист» сообщал, что для вступления в наследство необходимо пройти ряд юридических процедур, открыть счет в банке и оплатить услуги нотариуса.

Мудрая волковычанка, никогда не имевшая родственников в Испании, сообразила, что попала под прицел афериста и обратилась в правоохранительные органы. И правильно сделала. Этот распространенный способ мошенничества известен еще с середины 1980-х годов под названием «нигерийские письма», поскольку сначала послания приходили именно из этой страны. Кроме сообщения о наследстве такие письма могут содержать просьбу от имени бывшего «короля», «министра» или другого высокопоставленного лица о помощи в банковских операциях, связанных с переводом денег из его страны за границу, якобы облагаемых большим налогом или затрудненных по причине преследований в родной стране. Конечно же, он пообещает вам за это хорошее вознаграждение. Существует множество вариантов «нигерийских писем»: предложение хорошей вакансии за рубежом, сообщение о выигрыше в лотерею и даже предложение руки и сердца от овдовевшего американского генерала или сомалийской принцессы в изгнании. Мошенники весьма изобретательны: в 2005 году нигерийским спамерам была присуждена Шнобелевская премия по литературе «за создание целого ряда колоритных персонажей, которым нужно лишь немного ваших денег, чтобы завладеть богатствами».

«Развод» чистой воды

К сожалению, далеко не всегда работникам правоохранительных органов удается помочь людям, которые чувствуют себя обманутыми. Все дело в том, что злоупотребление доверием — не всегда мошенничество. К примеру, в этом году четверо волковычан обратились в милицию с похожими заявлениями: они рассказали, что купили дорогостоящие фильтры для воды, а теперь считают, что были обмануты мошенниками. Однако, проведя проверку по фактам, правоохранительные органы вынесли решение об отказе в возбуждении уголовного дела за отсутствием состава преступления, поскольку обратившиеся добровольно заплатили за покупку и получили ее по ранее заявленной цене, а, значит, никакого обмана не было.

«Только сегодня этот замечательный набор ножей, который обычно стоит 500 рублей, для вас будет стоить всего 100», «чудо-пылесос, который избавит не только от пыли, но и от вредителей», «фильтр для воды, очищающий ее от любых примесей и тем самым продлевающий жизнь», «замечательные кастрюли из хирургической стали, полный аналог известного бренда по доступной цене» — вот самые распространенные предложения, с которыми представители сетевого маркетинга чаще всего стучатся в двери потенциальных покупателей. Чаще всего на их уговоры поддаются пенсионеры. Их легче всего «обработать», завалив информацией с кучей фактов и цифр. Нередко продавцы подкрепляют свои слова «показательными выступлениями» с демонстрацией работы предлагаемого чуда техники. События развиваются примерно по такому сценарию: продавец звонит в дверь и предлагает хозяину здесь и сейчас провести презентацию товара, который только сегодня предлагается по акционной цене. Например, пылесоса. Пропылесосив для демонстрации ковер, продавец открывает прибор, показывает хозяину квартиры почерневшие фильтры и произносит коронную фразу: «Вот что остается в коврах после уборки обычным пылесосом». Затем идет рассказ о том, что остается не только грязь, но и клещи, и прочие паразиты, а избавить от всего этого и сделать ковер действительно чистым может только чудо-пылесос. Стоимость его, конечно, высокая, но ведь хорошее дешевым не бывает. Далее следует «уникальное предложение» рассрочки и еще несколько маркетинговых уловок, после которых хозяин квартиры остается с пылесосом, который не собирался покупать, и договором о рассрочке на крупную сумму. С фильтрами для воды ситуация развивается примерно по тому же сценарию, только вместо уборки следует демонстрация «проверки качества воды».

Агрессивный маркетинг — это целая наука, которой новичков в торговых компаниях специально обучают. У нее есть свои принципы и правила, одно из которых — быть самоуверенным и постоянно задавать вопросы. Засыпая жертву вопросами типа «вы же хотите, чтобы ваш дом был безопасным?», «разве не очевидно, что эта вода чище и вкуснее?» и подталкивая к «правильному» ответу, продавцы формируют у человека впечатление, что он сам пришел к выводам и решению купить товар. Это всего одна из маркетинговых уловок, а в арсенале опытного продавца их не один десяток.

Позже покупатели понимают, что купили ненужную вещь по баснословной цене, и обращаются в правоохранительные органы. Но по сути такой «навязчивый сервис» не является незаконным. Покупатель добровольно приобрел прибор, который исправен и выполняет свои функции, о высокой стоимости покупки ему также было известно. Поэтому заключенный договор можно расторгнуть только через суд, ведь такая сделка относится к гражданско-правовым отношениям. Однако для этого нужно доказать, что она была совершена под давлением или в результате введения в заблуждение. А это непросто. Так что людям, которые стали жертвами агрессивного маркетинга, можно только посочувствовать, а остальным дать совет: не впускайте в свой дом коммивояжеров, торговых представителей и рекламных агентов. Никогда не покупайте дорогостоящие вещи спонтанно, а надумав совершить покупку, изучите отзывы о ней и продавцах в интернете. Отправляясь на презентацию бытовой техники, посуды, постельного белья и тому подобного, не берите с собой крупных сумм и документов. Если вам предлагают заключить договор, попросите возможность подумать до завтра и хорошо взвесьте все «за» и «против». Принимайте только обдуманные решения, руководствуясь здравым смыслом — и вам не придется о них жалеть.

Максим Пономарев, помощник прокурора Волковысского района; Виктория Лещинская.

Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!


Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.

Прочитано 2498 раз Печать