Воскресенье, 27 Января 2019 12:51

Чек-лист как способ самоконтроля

Автор
Наверняка многие руководители организаций, индивидуальные предприниматели задавались вопросами: «А все ли у нас в порядке? И все ли делаем по закону?».

Но знать все законодательство невозможно, да и времени на это тоже нет. В свою очередь, контролеры при проверках изучают деятельность субъектов хозяйствования как раз на предмет соответствия законодательству.

Для разрешения, в том числе, подобных вопросов на помощь пришли контрольные списки вопросов (чек-листы), ответив на которые, проверяемый субъект самостоятельно проверит себя, а проверяющий, изучив их, решит, есть ли необходимость в проверке. Что такое «чек-лист»? Понятие дано в Указе Президента Республики Беларусь от 16 октября 2010 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Рес­публике Беларусь».

Чек-лист содержит исчерпывающий перечень требований, подлежащих проверке соответствующим контролирующим (надзорным) органом. Информация по контрольному списку вопросов должна быть представлена проверяемым субъектом контролирующему (надзорному) органу не позднее десяти рабочих дней со дня получения указанного списка.

Форма и содержание чек-листа утверждаются каждым государственным органом по своей сфере контроля (надзора). С 2012 года законодатель обязал контролирующие (надзорные) органы размещать их на своих официальных сайтах в глобальной компьютерной сети Интернет. Таким образом, есть возможность ознакомиться с чек-листами, например, по вопросам охраны труда — на интернет-сайте Минтруда и соц­защиты, по подконтрольным сферам МЧС — на его официальном сайте, по вопросам, относящимся к компетенции налоговых органов — на сайте Министерства по налогам и сборам.

С 1 января 2018 года введено обязательное использование чек-листов при осуществлении надзора в форме проверок (за исключением органов прокуратуры). В отдельных случаях при осуществлении контроля в форме проверок также применяются чек-листы.

Перечень контролирующих (надзорных) органов, которые используют при назначении проверок чек-листы, и сферы контроля (надзора), в которых они применяются, утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 декабря 2012 г. № 1147.

Если контролирующие (надзорные) органы, которые в установленном законодательством порядке обязаны использовать чек-листы, выйдут на проверку без применения чек-листа, то они нарушат порядок назначения проверок. А это уже является основанием для признания проверки незаконной и привлечения должностных лиц контролирующих (надзорных) органов к административной ответственности. Штраф для контролеров в данном случае составит от 20 до 100 базовых величин.

В Гродненской области в январе-ноябре 2018 года с обязательным использованием чек-листов проведены 52 внеплановые проверки.

Чек-листы используются контролирующими (надзорными) органами, в совокупности с иной информацией в отношении субъекта о риске совершения нарушений, при принятии решения о включении его в план выборочных проверок.

В настоящее время в Гродненской области сформирован план выборочных проверок на первое полугодие 2019 года, который размещен на официальном сайте Комитета государственного контроля Республики Беларусь в глобальной компьютерной сети Интернет.

Прочитано 639 раз Печать