31-летний Виктор Трофимов (имя и фамилия изменены) уже больше 15 лет состоит на учете у врача-нарколога, сначала — на профилактическом, а затем и на диспансерном с диагнозом «синдром зависимости от алкоголя». Дважды он брал себя в руки и даже обращался за помощью к психотерпевту. Но периоды трезвости были недолгими. В 2016 году уже ставился вопрос о его направлении в ЛТП, но тогда Виктор сумел справиться с проблемой и несколько месяцев держался. Однако не успели родственники порадоваться таким переменам, как начался новый длительный запой. В тех пор Виктор практически не останавливался. Стал спускать на спиртное всю зарплату. Семья, в которой двое маленьких детей, столкнулась с материальными трудностями.
— За коммунальные услуги надо платить, за садик. Детям на одежду, игрушки нужны деньги. Моей зарплаты не хватает, а зарплату мужа я давно не вижу. Мало того, что он тратит на спиртное все свои деньги, так еще и у меня требует. Из-за этого у нас в семье происходят скандалы. Дети признаны находящимися с социально опасном положении, — рассказывает о своей беде жена Виктора Ирина (имя изменено).
Защищать интересы женщины и детей взялась районная прокуратура, которая обратилась в суд с заявлением об ограничении Виктора в дееспособности.
— Гражданским кодексом предусмотрена такая возможность в том случае, если кто-то из супругов, проживающих вместе и ведущих общее хозяйство, злоупотребляет спиртными напитками и этим ставит семью в сложное материальное положение. Именно так прошло в семье Трофимовых. Из-за того, что Виктор злоупотребляет спиртным, его жена и двое маленьких детей испытывают материальные проблемы. Поэтому прокуратура выступила с заявлением об ограничении Виктора в дееспособности, — поддержала в суде заявление старший помощник прокурора Светлана Белоус.
— Ограничение в дееспособности в данном случае подразумевает то, что ответчик не сможет распоряжаться своей заработной платой или другими доходами и совершать какие-либо сделки кроме мелко-бытовых. Если ограниченный в дееспособности человек продаст какую-то ценную вещь, ее можно будет затем вернуть, признав через суд сделку недействительной. Таким образом закон защищает интересы семьи и детей, — объяснил председатель суда Волковысского района Валерий Борейко. — Впоследствии, если основания, по которым гражданин был признан ограниченным в дееспособности, отпадут, в данном случае если Виктор избавится от алкогольной зависимости, суд может отменить наложенное ограничение.
Интересно, что и сам ответчик поддержал требование прокуратуры:
— Я ничего не имею против такого решения суда, потому что и сам понимаю, что так будет лучше для моей семьи. Я действительно много выпиваю, бывает, на несколько недель ухожу в запой. Так будет лучше.
По словам Светланы Белоус, в прокуратуру довольно часто обращаются люди с теми же проблемами, что и Ирина. И далеко не все понимают суть такой меры, как ограничение в дееспособности, боятся осуждения окружающих, прохождения через суд. На самом деле эта мера довольно эффективна. Работники прокуратуры уже не раз убедились на практике, что она помогает решить материальные проблемы в семье, а впоследствии улучшить микроклимат.
Хочется надеяться, что в семье Трофимовых тоже произойдут улучшения. И вскоре суд отменит решение об ограничении мужчины в дееспособности, принятое в этот день.
Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.