44-летний Игорь Стасевич (имя и фамилия изменены), как «застенчивый воришка Альхен» из бессмертного произведения Ильфа и Петрова «12 стульев», не мог не воровать. На его счету уже 9 судимостей, 8 из них — за кражи. В местах лишения свободы в общей сложности он провел больше 15 лет и подолгу на воле не задерживался: едва выйдя на свободу, совершал новое преступление и получал новый срок. Знал, что наказание обязательно последует за преступлением, но не воровать он не мог. В отличие от завхоза Старсобеса Александра Яковлевича, противозаконность деяния Игоря Стасевича ни мало не смущала. Мысль о краже приходила в его голову так же легко, как мысль о еде или питье. «Украл, выпил, в тюрьму» — это уже, как говорится, из другой оперы. Но именно такой образ жизни и вел Стасевич. Отбыв последнее наказание, лишение свободы сроком на три года, он вернулся домой в феврале. А уже через месяц, еще не успев возместить ущерб от предыдущего преступления, снова взялся за старое.
В начале марта из суда Мостовского района ему пришла повестка: явиться для рассмотрения иска о возмещении ущерба Мостовскому райпо, магазин которого Стасевич «обчистил» раньше. Надо — значит, надо. Правопослушный гражданин Стасевич, готовый отвечать за свои проступки, собрался в дорогу. Ехать решил накануне вечером на дизеле, по дороге планировал заглянуть к родственникам, проживающим в Волпе, а утром от них ехать в Мосты.
От станции Даниловцы шел пешком через деревню Дулевцы. По пути задумался: а вдруг не успеет вовремя добраться в суд? Опаздывать никак нельзя. «Вот если бы на велосипеде…» — подумалось Стасевичу. «Значит, велосипед надо где-нибудь украсть» — пришло в голову гениальное в своей простоте решение.
С этого момента Стасевич стал внимательнее поглядывать по сторонам в поисках средства передвижения. На деревенской улице было темно и никаких велосипедов не наблюдалось. Зато наблюдался сельский магазин. «Найду велосипед — можно будет и в магазин влезть» — быстро построил планы на будущее человек, недавно вернувшийся из колонии, и решил осмотреть «место дислокации». На входной двери злоумышленнику подмигивал красный глазок автономной сигнализации, но для целеустремленного человека, как известно, нет препятствий. Обойдя магазин по периметру, Стасевич заметил идущие от «ревуна» провода (высоковато, нужна лестница) и слегка отогнутую решетку на окне (подцепить чем-нибудь — и путь открыт). Ситуация складывалась благоприятная, дело оставалось за малым — за велосипедом.
В поисках двухколесного транспорта Стасевич зашел во двор расположенного напротив дома, который оказался нежилым. Дверь гаража была заперта на навесной замок, но неподалеку злоумышленник обнаружил металлический прут, которым без труда справился с замком. Усилия были не напрасны: внутри Стасевич увидел то, что искал, — велосипед. Здесь же он нашел топор, а в сарае — лестницу.
Вернувшись к магазину, бывалый вор начал действовать. С помощью лестницы добрался до проводов электроснабжения и перерубил их. И тут удача покинула злоумышленника: обесточенная сигнализация взвыла на всю округу. Стасевич спрятался во дворе соседнего дома и затаился, наблюдая. «Ревун» ревел около получаса, оглашая воем всю деревню, но на звук никто так и не отреагировал.
Сообразив, что судьба магазина не слишком волнует местных жителей, Стасевич вернулся на место преступления. Никто не помешал ему, добравшись до сигнализации, «вырубить» ее топором и продолжить начатое. Деревня спала, и злоумышленник не торопился. Отогнул решетку на окне, разбил стекло. Отнес лестницу и топор на место, аккуратно, чтобы не порезаться, влез в окно. Не спеша прошел по магазину, осмотрел витрины и кассу. Нашел деньги, положил их в карман и стал собирать продукты. Брал все подряд: колбасу подороже и подешевле, сосиски и селедку, растительное масло, сгущенку, шоколад, сигареты и даже буханку хлеба. И, конечно же, спиртное — отпраздновать удачу. За окном уже светало. Сложив украденное в четыре фирменных пакета облпотребобщества, обнаруженные здесь же, в магазине, повесил их на руль краденого велосипеда и поехал в Мостовский суд.
Днем Стасевич благополучно добрался домой и вручил жене ворованное, впрочем, утаив происхождение съестного. На вопрос, откуда столько, сказал, что передали родственники. Удовлетворенная ответом супруга разложила продукты по полкам. Часть ворованных денег Стасевич отдал дочке — на учебу. Глава семьи был очень доволен собой: родных продуктами обеспечил, о дочери позаботился. Со всех сторон молодец. Но радость его была недолгой. Через несколько дней в дом наведались сотрудники милиции, чтобы проверить подучетного, недавно освободившегося из мест лишения свободы, и заинтересовались велосипедом, которого раньше в доме не видели. А через некоторое время выяснилось, что точно такой же велосипед был украден в Дулевцах...
Стасевич сознался в обеих кражах. Пробыв чуть больше месяца на свободе, он снова отправился в камеру изолятора временного содержания, а затем — в колонию строгого режима. Суд назначил ему наказание в виде лишения свободы. Домой он вернется через три года. Впрочем, судя по тому, где он проводит больше времени, дом его сейчас как раз по ту сторону колючей проволоки.
Игорь Самускевич, ст. помощник прокурора Волковысского района; Виктория Лещинская.
Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.