Вероника Болкунец пришла в Волковысский межрайотдел четыре года назад по распределению по окончании химического факультета БГУ. Поначалу она не планировала связывать свою жизнь с криминалистикой, но на преддипломную практику попала в управление ГКСЭ по Гродненской области — и неожиданно для себя поняла, что это именно то, чем она хотела бы заниматься. Поэтому, когда после практики ей предложили работу в Волковыском межрайотделе, долго не раздумывала.
Конечно, служба оказалась более сложной и многогранной, чем ей представлялось. Пришлось еще многому учиться, проходить переподготовку в институте повышения квалификации ГКСЭ. Очень помогали на первых порах коллеги, радушно принявшие в свой коллектив молодого специалиста.
Вероника — эксперт-химик, занимается экспертизой спиртосодержащих жидкостей, наркотических средств и психотропных веществ.
— Работа эксперта начинается с изучения обстоятельств дела и вопросов, на которые должен ответить эксперт, — рассказывает Вероника. — Мы работаем по постановлению, которое нам присылает Следственный комитет, где все это указано. Например, у кого-то изъяли спиртосодержащую жидкость, предполагается, что это самогон. Мне нужно ответить, действительно ли жидкость является самогоном. От моего ответа будет зависеть, будет ли привлечен гражданин к административной ответственности. Для того, чтобы дать ответ на один, казалось бы, простой вопрос, нужно провести целый ряд исследований. Во-первых, определить, действительно ли жидкость является спиртосодержащей, т. е. есть ли в ней спирт. Для этого проводятся качественные химические реакции. Во-вторых, надо определить количество спирта. Если его меньше, чем 28% — жидкость самогоном не является. Ну, и в-третьих, требуется определить наличие побочных продуктов брожения — сивушных масел. Только после всех этих исследований мы можем сделать вывод.
Всякий раз, чтобы ответить на поставленный вопрос, эксперту нужно решить задачу со многими неизвестными. Такие исследования Вероника проводит не только для Волковысского, но и еще для 5 районов: Свислочского, Берестовицкого, Мостовского, Слонимского и Зельвенского. Так что сидеть без работы не приходится.
Для исследований в отделе оборудована специальная лаборатория, где есть все необходимое: вытяжной шкаф, всевозможные колбы, пробирки и реторты, микроцентрифуга, несколько видов весов. Среди прочих выделяется прибор со стеклянным колпаком — высокоточные весы, которые определяют вес до четвертого знака после запятой. Специальный стеклянный колпак нужен потому, что малейшее движение воздуха может повлиять на точность измерений. И даже стол для этого прибора нужен специальный. Еще один особый стол, с различными линейками и масштабными таблицами, оборудован для фотосъемки. Именно с фотографирования и измерения начинается любое исследование.
Кроме работы в лабораториях, эксперты по графику несут дежурства в составе оперативно-следственной группы, выезжают на места происшествия. Задача криминалиста — провести фотосъемку, зафиксировать обстановку на месте происшествия и, конечно же, найти и изъять следы злоумышленников. Работа тяжелая во всех смыслах слова: экспертный чемоданчик весит около 20 кг — не каждой девушке такая ноша по плечу.
— Здесь есть все необходимое для поиска и изъятия следов, — показывает Вероника инструменты. — Для объемных следов, например, протекторов шин или следов обуви, биологических следов, для дактилоскопирования… А вот эта емкость — для изъятия одорологического, то есть запахового следа. Внутри — специальная ткань и фольга. Ткань укладывают на предмет, с которого надо снять след, например, на сиденье автомобиля, сверху накрывают фольгой и оставляют на час-полтора под грузом. Ткань впитывает запах, после этого ее упаковывают в герметичную емкость, а затем с ним работают наши четвероногие помощники. Одорологическую экспертизу проводят с помощью специально обученных собак.
Нередко работу на месте происшествия осложняют условия работы: под открытым небом, в поле, в лесу, в дождь и снег, под жарким солнцем или в полной темноте. Сложно бывает и морально, ведь около 25% составляют выезды, связанные со смертью граждан: во многих случаях требуется эксперт, чтобы установить, не является ли смерть криминальной. Но почти за 4 года Вероника научилась абстрагироваться от эмоций и сосредотачиваться на работе. Неочевидные преступления, когда нет свидетелей и явных следов, самые трудоемкие, они же — и самые интересные, если так можно выразиться, ведь каждый раз предстоит разгадать новую загадку. И здесь помогает известное правило литературных и кинематографических сыщиков: «думай, как преступник».
— Чтобы найти следы, нужно знать, где их искать. Нужно представить, что происходило, как происходило, как мог действовать преступник, где он мог оставить следы. Однажды мне пришлось работать на месте кражи в сельском магазине. В помещении, из которого она была совершена, обнаружить следы не удалось. Но внимание работников магазина привлекла бутылка с моющим средством, которая, как им казалось, стояла в подсобке. Я проверила это помещение и обнаружила там следы обуви, которые, предположительно, могли принадлежать преступнику. Впоследствии выяснилось, что это действительно так.
Современные технические средства помогают работать эффективно и оперативно. К услугам экспертов — всевозможные базы данных, самой востребованной из которых является АДИС «Дакто-2000» — автоматизированная дактилоскопическая идентификационная система, которая за считанные минуты помогает установить личность по отпечаткам пальцев. Например, в прошлом году в Волковыске был совершен угон. Машину вскоре нашли в поле на окраине района. Перед правоохранительными органами стояла непростая задача установить угонщика. Шел мокрый снег, обнаружить вокруг машины хоть какие-то следы не представлялось возможным. «Чисто» было и в салоне, преступник «подстраховался». И все же один след удалось найти: на пакете от сока, о котором угонщик, очевидно, совсем забыл. Изъяв отпечаток, Вероника тут же, с места происшествия, отправила его в отдел криминалистических учетов. И еще до возращения следственно-оперативной группы пришел ответ, а личность подозреваемого была установлена.
На работе девушка не ждет особого отношения со скидкой на «слабый пол», за что и пользуется всеобщим уважением коллег. Как сказал начальник межрайотдела Сергей Рамук, Вероника наравне с мужчинами выполняет свои обязанности в любых обстоятельствах. За время работы в отделе она проявила исключительное трудолюбие, упорство в достижении поставленной цели, высокий уровень профессионализма. Каждый день она готова решать задачи со многими неизвестными, чтобы найти единственно верный ответ, который поставит точку в запутанном деле, изобличит преступника или оправдает невиновного.
Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.