Закупка продуктов питания относится к государственным закупкам и регулируется Законом Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», где определены основные принципы осуществления госзакупок, главными из которых являются эффективное расходование денежных средств и предотвращение коррупции в данной области.
Важно не допускать закупок продуктов питания через посредников, а также дорогостоящих продуктов без учета специфики питания детей и ресурсных возможностей внутреннего рынка по обеспечению объектов общественного питания учреждений образования равноценным отечественным продовольствием. Однако в ходе проведения мониторинга по вопросу целевого и эффективного использования бюджетных средств при проведении государственных закупок продуктов питания в системе образования выявлен ряд проблем. Роль районных исполнительных комитетов в организации закупок продуктов питания на сегодняшний день сведена к минимуму.
Были проведены мониторинги в отделах образования, спорта и туризма Лидского, Вороновского, Ивьевского, Ошмянского, Островецкого, Сморгонского райисполкомов. В большинстве случаев отделы образования, спорта и туризма усложняют себе процедуру закупок путем проведения электронного аукциона, объединяя все наименования продуктов питания, подлежащих закупке на год, в один предмет с разбивкой по лотам, где количество лотов доходит до 150. При этом ввиду большого количества лотов в оформлении протоколов заседаний комиссий допускаются ошибки и неточности, процедура торгов затягивается. В отдельных случаях электронные торги еще не были окончены в мае 2017 г.
Кроме того, при формировании аукционных документов на закупку продуктов питания в начале календарного года отделы образования, спорта и туризма включили наименования сезонных продуктов, например, персиков, абрикосов, арбузов и т. п., цена которых уменьшается летом и осенью, т. е. проводить торги по их закупке в начале года нецелесообразно.
К сожалению, низкая организация подготовки аукционных документов, принцип формирования заказчиками начальной цены электронного аукциона, как наименьшей из предложенных участниками, низкая активность производителей приводят к тому, что победителями на законных основаниях признаются посредники, такие как, например, Гродненское торговое областное унитарное предприятие «Бакалея», индивидуальные предприниматели. Через посредников закупается и сельхозпродукция. При этом, при наличии в районах собственных сельхозпроизводителей, в школы и детсады закупаются огурцы, помидоры, яблоки, груши производства Польши и Турции.
Справки о проведении государственных закупок из одного источника отделами образования, спорта и туризма составляются, как правило, формально, без изучения конъюнктуры рынка, анализа цен.
Также ими допускаются случаи изменения существенных условий договоров (предмета договора, стоимости закупки и др.), как при их заключении, так и при их исполнении, что недопустимо.
Комитетом в адрес райисполкомов были направлены соответствующие рекомендации по исключению недобросовестного посредничества, недопущению фактов неэффективного использования бюджетных средств, данный вопрос остается на жестком контроле в Комитете.
По материалам пресс-службы КГК Гродненской области подготовила
Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.